Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
у младших школьников с дизорфографией
Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед 1 категории,
Государственного бюджетного образовательного учреждения
города Москвы средней общеобразовательной школы № 2108 "Альфа"
В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения – общего недоразвития речи. Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР (IVуровень) часто сочетается с нарушениями устной и письменной речи.
Имеется и определённая зависимость между характером, степенью выраженности и видом дисграфии. Так, смешанная дисграфия (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической и оптической дисграфии) сочетается с более выраженной дизорфографией. При этом отмечается огромное количество ошибок в словах, при использовании морфологического и традиционного принципов написания. Наибольшее количество ошибок дети допускают в следующих случаях:
1.При правописании проверяемых безударных гласных в корне.
2.В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.
3.В случаях переноса слов.
4.При написании прописной буквы в именах, отчествах и т.д.
При смешанной дисграфии (оптической дисграфии с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и артикуляторно-акустической дисграфии) преобладающее количество ошибок у детей с ОНР отмечается в процессе применения правил традиционного написания и правил графики. При этом учащиеся не усваивают написания ЧН, ЧК, СТН и т.д., слов с непроизносимыми согласными, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и др.
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии осуществляется во время уроков по коррекции дисграфии и дислексии или в процессе индивидуальных занятий.
Коррекция дизорфографии у школьников с ОНР (IVуровень) включает следующие направления логопедической работы:
1.анализ и синтез предложений;
2.слоговой анализ и синтез;
3.фонематический анализ и синтез.
Одной из важнейших задач в преодолении данной речевой патологии является выработка навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении.
1.Анализ и синтез предложений.
А). Анализ структуры предложения с опорой на схему.
Учащемуся предлагается прослушать предложение и показать нужную схему.
Б). Определение количества и последовательности слов в предложении.
Ребёнку предлагается прослушать предложение, назвать количество слов и определить их последовательность.
В). Составление предложений из слов, данных вразбивку.
Ученик прослушивает ряд слов, составляет и называет, а затем записывает предложение.Потом с помощью вопросов логопеда ребёнок анализирует содержание предложения.
2. Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопедическая работа по развитию у учеников с дизорфографией слогового анализа слова строится с учётом характера затруднений при их произнесении. Дети с данной патологией успешнее выделяют слоги, в которых звуки наиболее слиты в произношении (прямые открытые, типа СГ: са, ры). В закрытых слогах (СГС), со стечением согласных (ССГ, СГСС) звуки в меньшей степени слиты в произношении, что является одной из причин ошибочного деления слов на слоги.
Построение коррекционного обучения основывается на теории поэтапности формирования умственных действий. Предварительная работа направлена на восполнение пробелов в знаниях и уточнение имеющихся сведений о гласных и согласных звуках, основных признаках их деления, правил деления слов на слоги и переноса. На начальном этапе широко используются наглядные средства обучения, материализация действий при выполнении слогового анализа. Предлагается отстучать (отхлопать) ритмический рисунок слов. На последующих этапах работы создаются условия и предпосылки для прекращения применения громкой речи и переноса умственных действий учащихся во внутренний план (про себя), на базе слухо-произносительных представлений.
С этой целью используются следующие упражнения.
А. Развитие умения определять количество слогов в словах при повторении их школьником с опорой на двигательный компонент.
Ученик прослушивает слово, повторяет его нараспев. Затем он прижимает кисть левой руки к подбородку, определяет и называет количество слогов в слове.
Б. Развитие умения делить слова на слоги при их повторении.
Логопед предлагает повторить слово нараспев и одновременно положить соответствующее количество полосок.
В. Определение количества слогов в названиях картинок с помощью цифр.
Учащийся рассматривает изображения и кладёт под каждым цифру, соответствующую количеству слогов в их названиях.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
В ходе коррекционной работы по традиционной методике проводятся следующие упражнения.
А. Развитие умения выделять звуки на фоне слова.
Ребёнку читают ряд слов и предлагают поднять определённую букву.
Б. Развитие умения определять первый и последний звук в слове.
После произнесения логопедом слова ученику предлагается назвать его первый и последний звуки.
В. Развитие умения определять количество звуков в словах (с использованием наглядного пособия).
Логопед произносит слово и просит ученика выложить на столе столько кружочков, сколько звуков в слове.
Г. Развитие умения определять количество звуков в словах с опорой на цифры.
Ребёнку предлагается прослушать слово и показать цифру, соответствующую количеству звуков в нём.
Д. Развитие умения определять количество звуков в словах в умственном плане.
Ученик слушает слово и говорит, из скольких звуков оно состоит.
Е. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам (с опорой на наглядные пособия).
Логопед предлагает определить, на каком месте в слове стоит данный звук (после названного или перед ним), назвать последующий (предыдущий) звук.
Ж. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам в умственном плане.
Школьник слушает слово и говорит, какой звук стоит после заданного звука или перед ним; определяет, каким по счёту он стоит в слове, произносит последующий (предыдущий) звук.
З. Развитие умения подбирать слова, состоящие из определённого количества звуков с опорой на схему.
Логопед читает слово и просит ребёнка показать соответствующую схему.
И. Развитие умения предъявлять слова, состоящие из определённого количества звуков.
Ученику предлагается подобрать 7-9 слов с тремя-восемью звуками.
К. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определённые звуки (по их наличию в словах).
Л. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определённые звуки (с использованием графических изображений слов).
Учащемуся предлагается внимательно рассмотреть картинки и показать, какой схеме соответствует название изображения.
М. Развитие умения анализировать слова, соответствующие названиям картинок.
Логопед показывает ребёнку картинку и просит указать место определённых звуков в слове, а также звуки, соседние с ними. Затем по заданию логопеда ученик устно проводит полный звукобуквенный анализ слова (для учеников вторых классов предлагается памятка).