Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
у младших школьников с дизорфографией

Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед 1 категории,
Государственного бюджетного  образовательного учреждения
города Москвы средней общеобразовательной школы № 2108 "Альфа"

 

В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения – общего недоразвития речи. Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР (IVуровень) часто сочетается с нарушениями устной и письменной речи.

Имеется  и определённая зависимость между характером, степенью выраженности и видом дисграфии. Так, смешанная  дисграфия (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической  и оптической дисграфии) сочетается с более выраженной дизорфографией. При этом отмечается огромное количество ошибок в словах, при использовании морфологического и традиционного принципов написания. Наибольшее количество ошибок дети допускают в следующих случаях:

1.При правописании проверяемых безударных гласных в корне.

2.В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.

3.В случаях переноса слов.

4.При написании прописной буквы в именах, отчествах и т.д.

При смешанной дисграфии  (оптической дисграфии с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и артикуляторно-акустической дисграфии) преобладающее количество ошибок у детей с ОНР отмечается в процессе применения правил традиционного написания и правил графики. При этом учащиеся не усваивают написания ЧН, ЧК, СТН и т.д., слов с непроизносимыми согласными, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и др.

Логопедическая работа по коррекции дизорфографии осуществляется во время уроков по коррекции дисграфии и дислексии  или в процессе индивидуальных занятий.

Коррекция дизорфографии у школьников с ОНР (IVуровень) включает следующие направления логопедической работы:

1.анализ и синтез предложений;

2.слоговой анализ и синтез;

3.фонематический анализ и синтез.

Одной из важнейших задач в преодолении данной речевой патологии является выработка навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении.

1.Анализ и синтез предложений.

А). Анализ структуры предложения с опорой на схему.

Учащемуся предлагается прослушать предложение и показать нужную схему.

Б). Определение количества и последовательности слов в предложении.

Ребёнку предлагается прослушать предложение, назвать количество слов и определить их последовательность.

В). Составление предложений из слов, данных вразбивку.

Ученик прослушивает ряд слов, составляет и называет, а затем записывает предложение.Потом с помощью вопросов логопеда ребёнок анализирует содержание предложения.

2. Развитие слогового анализа и синтеза.

Логопедическая работа по развитию у учеников с дизорфографией слогового анализа слова строится с учётом характера затруднений при их произнесении. Дети с данной патологией успешнее выделяют слоги, в которых звуки наиболее слиты в произношении (прямые открытые, типа СГ: са, ры). В закрытых слогах (СГС), со стечением согласных (ССГ, СГСС) звуки в меньшей степени слиты в произношении, что является одной из причин ошибочного деления слов на слоги.

Построение коррекционного обучения основывается на теории поэтапности формирования умственных действий. Предварительная работа направлена на восполнение   пробелов в знаниях и уточнение имеющихся сведений о гласных и согласных звуках, основных признаках их деления, правил деления слов на слоги и переноса. На начальном этапе широко используются наглядные средства обучения, материализация действий при выполнении слогового анализа. Предлагается отстучать (отхлопать) ритмический рисунок слов. На последующих этапах работы создаются условия и предпосылки для прекращения применения громкой речи и переноса умственных действий учащихся во внутренний план (про себя), на базе слухо-произносительных представлений.

С этой целью используются следующие упражнения.

А. Развитие умения определять количество слогов в словах при повторении их школьником с опорой на двигательный компонент.

Ученик прослушивает слово, повторяет его нараспев. Затем он прижимает кисть левой руки к подбородку, определяет и называет количество слогов в слове.

Б. Развитие умения делить слова на слоги при их повторении.

Логопед предлагает повторить слово нараспев и одновременно положить соответствующее количество полосок.

В. Определение количества слогов в названиях картинок с помощью цифр.

Учащийся рассматривает изображения и кладёт под каждым цифру, соответствующую количеству слогов в их названиях.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза.

В ходе коррекционной работы по традиционной методике проводятся следующие упражнения.

А. Развитие умения выделять звуки на фоне слова.

Ребёнку читают ряд слов и предлагают поднять определённую букву.

Б. Развитие умения определять первый и последний звук в слове.

После произнесения логопедом  слова ученику предлагается назвать его первый и последний звуки.

В. Развитие умения определять количество звуков в словах (с использованием наглядного пособия).

Логопед произносит слово и просит ученика выложить на столе столько кружочков, сколько звуков в слове.

Г. Развитие умения определять количество звуков в словах с опорой на цифры.

Ребёнку предлагается прослушать слово и показать цифру, соответствующую количеству звуков в нём.

Д. Развитие умения определять количество звуков в словах в умственном плане.

Ученик слушает слово и говорит, из скольких звуков оно состоит.

Е. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам (с опорой на наглядные пособия).

Логопед предлагает определить, на каком месте в слове стоит данный звук (после названного или перед ним), назвать последующий  (предыдущий) звук.

Ж. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам в умственном плане.

Школьник слушает слово и говорит, какой звук стоит после заданного звука или перед ним; определяет, каким по счёту он стоит в слове, произносит последующий  (предыдущий) звук.

З. Развитие умения подбирать слова, состоящие из определённого количества звуков с опорой на схему.

Логопед читает слово и просит ребёнка показать соответствующую схему.

И. Развитие умения предъявлять слова, состоящие из определённого количества звуков.

Ученику предлагается подобрать 7-9 слов с тремя-восемью звуками.

К. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определённые звуки (по их наличию в словах).

Л. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определённые звуки (с использованием графических изображений слов).

Учащемуся предлагается внимательно рассмотреть картинки и показать, какой схеме соответствует название изображения.

М. Развитие умения анализировать слова, соответствующие названиям картинок.

Логопед показывает ребёнку картинку и просит указать место определённых звуков в слове, а также звуки, соседние с ними. Затем по заданию логопеда ученик устно проводит полный звукобуквенный анализ слова (для учеников вторых классов предлагается памятка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»