Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Захарова Ирина Владимировна учитель-логопед

Амелькина Илона Юрьевна учитель-дефектолог

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  школа №487    (ГБС(К)ОУ школа№487)

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение имеет ряд специфических особенностей. В школе № 487 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья разных видов, в том числе дети обучающиеся по программе 8 вида (2 варианта). Внутри каждого  класса (8вида 2 варианта) дети с разными формами нарушений. Это дети с синдромом Дауна,  с синдромом РДА (ранний детский аутизм),  с нарушением зрения, слуха, в последние годы школу посещают и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.  Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности. В числе особенностей ВНД детей, отмечают следующее:

  • слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания)
  • трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила)
  • слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок)
  • нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения
  • склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.

Поэтому обучающиеся с выраженной умственной отсталостью развития нуждаются в качественно профессиональном, индивидуально дифференцированном и  личностно ориентированном подходах в системе обучения  в образовательном учреждении.

Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения разными видами деятельности крайне низка. Поэтому «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой СПб 2011г составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно и ограниченно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Теоретическую основу «Программы» составляют следующие положения: об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии; о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребёнка; о сензитивных этапах развития  психических функций; об актуальном и потенциальном уровнях развития; о процессе социализации; о значении деятельности и развития; о роли знака в «культурном» развитии ребёнка.

В программе Л.Б.Баряевой представлен примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося. Изучив бланк, служба сопровождения, в которую входят учителя-логопеды, учителя-дефектологи, психологи, решили адаптировать  и внедрить новую форму обследования для  учащихся: это «Педагогическая карта наблюдений». Карта представляет собой обследование, включающее оценивание уровня развития обучающегося по девяти направлениям:

  1. Состояние движений и действий
  2. Исследование гнозиса
  3. Понимание речи
  4. Общение и речь
  5. Графомоторные навыки
  6. Трудовые умения и навыки
  7. Коммуникативность
  8. Навыки самообслуживания
  9. Игровая деятельность

Карта представлена в виде таблиц, которые позволяют не только объективно оценить уровень и степень развития ребёнка, но и вести наблюдение в динамике на протяжении всего периода обучения с 1 по 9 классы. Данные о результатах обследования заполняются в начале и в конце учебного года. 

В таблице №1 представлен один из параметров «карты наблюдений» (графомоторные навыки).

Обследование графомоторных навыков позволяет определить состояние тонкой моторики пальцев, кистей рук, координацию движений «взгляд-рука», определить размер шрифта письма.

Таблица №1. 1 класс. (Ульяна.К.)

 

Фамилия имя ребёнка

Число

15.10

25.05

..

..

..

..

Ульяна К.

категории

Класс/

полугодие

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

Правильное удерживание карандаша, ручки.

 

0.5

 

 

 

 

 

Проведение прямой линии

 

0

 

 

 

 

 

Проведение волнистой линии

 

0

 

 

 

 

 

Раскрашивание фигур

 

0.5

 

 

 

 

 

Обводка по трафарету

внутреннему

 

0

 

 

 

 

 

Обводка по трафарету внешнему

 

0

 

 

 

 

 

Обводка по точкам

 

0

 

 

 

 

 

Письмо букв

 

0

 

 

 

 

 

Письмо слов

 

0

 

 

 

 

 

Невозможность   письма

 

-

 

 

 

 

 

Макрография (крупно)

+,-

+

 

 

 

 

 

Микрография (мелко)

+,-

-

 

 

 

 

 

Общее кол-во баллов

 

1

 

 

 

 

 

Уровень графомоторных навыков измеряется суммированием оценочных баллов. Критерии представлены ниже.

О баллов-не выполняет

0,5  балл-выполняет совместно с педагогом

1 балла-выполняет по подражанию

1,5 балла-выполняет по образцу с помощью

2 балла-выполняет по образцу самостоятельно

2,5 баллов-выполняет по последовательной инструкции

3 балла-выполняет по инструкции самостоятельно

На основе анализа составляется профиль (таблица №2) для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций по 9 параметрам,  который  представляет собой диаграмму.

Таблица №2      Профиль развития учащегося

По результатам заключения  (Таблица №2) учитель ставит задачи, выстраивает  коррекционную работу, с целью оказания своевременной помощи ребёнку, в преодолении трудностей развития двигательных, перцептивных, речевых, интеллектуальных и коммуникативных функций.

 

Литература:

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»  под редакцией Л.Б.Баряевой, СПб 2011г
  2. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой,  М.2010г
  3. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» под редакцией Б.П.Пузанова, М.2001г

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»