Дизартрические расстройства речи у детей с церебральным параличом
Первое описание детского церебрального паралича принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю. Он издал монографию «Спастический ребенок» в 1862 году. В своем труде Литтль отмечал, что такие дети имеют не только неправильную походку, но и трудности в речи и слабоумие.
В России первой книгой о ДЦП был труд М. Я. Брейтмана «О клинической картине детского головномозгового паралича» 1902 года. Брейтман тоже отмечает часто встречающуюся патологию речи.
Отставания в развитии речи, врачи, занимавшиеся исследованием ДЦП, трактовали как следствие или симптом умственной отсталости.
Только в середине XX века появились логопедические исследования М Касс, К.Н. Витторг, О.В. Правдина, И.И. Панченко. Все эти работы были посвящены дизартрии.
Необходимость в педагогических исследования появилась тогда, когда дети с церебральным параличом начали обучаться специальных школах. В процессе этих исследований, специалисты пришли в выводу, что у детей данной группы может вообще не быть речевых нарушений. До сих пор проблема коррекции речи у детей с ДЦП является уделом узкого круга специалистов.
У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная нечеткая.
Основные нарушения при дизартрии:
Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
Спастичность — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретической дизартрии.
Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда — при гиперкинетической дизартрии.
Дистопия — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.
У детей с церебральным параличом часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажение звука) и фонологические (замены, смешения). При дизартрии наиболее типичным нарушением звукопроизношения является искажение звука.
При сочетании дизартрического нарушения речи с недоразвитием других компонентов речевой системы важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; с фонетико-фонематическим недоразвитием; с общим недоразвитием речи.
Степень выраженности дизартрических нарушений речи зависит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается нерезко выраженная дизартрия — стертая дизартрия. Она проявляется в нарушении звукопроизношения, незначительных нарушениях речевого дыхания, голосообразования, просодики; в ограничении объема наиболее тонких, и дифференцированных артикуляционных движений. Чаще всего при ДЦП имеют место умеренно выраженные проявления дизартрии. При тяжелом поражении центральной нервной системы моторная реализация речи становится невозможной. В этом случае у детей отмечается анартрия — полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. В зависимости от ведущего неврологического синдрома выделяют следующие формы дизартрии:
- спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез),
- спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности),
- гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы;
- атактическая (ведущий синдром — атаксия).
Когда в структуру речевого дефекта включаются различные синдромы, дизартрию характеризуют как смешанную. Это:
- спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и атаксия),
- спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и гиперкинезы,
- спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез, атаксия, гиперкинезы),
- атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — атаксия и гиперкинезы).
При тяжелых поражениях центральной нервной системы наблюдается анартрия.
Анартрия - это полное или почти полное отсутствие речи (звукопроизношения) при наличии ярко выраженных центральных речедвигательных, синдромов. У большинства детей с анартрией проявляются главам образом расстройства управления речевыми артикуляциями (фонаторного, дыхательного, артикуляционного отдела), а не исполнения. У детей с анартрией, кроме патологии центральных именительных систем речевой деятельности, нарушено формирование динамического артикуляционного праксиса. Отмечается расстройство произвольного управления речевым аппаратом. Расстройства произносительных способностей у детей с анартриями при ДЦП обусловлены различными речедвигательными нарушениями спастическим парезом в очень тяжелой степени, тоническими расстройствами управления артикуляционными движениями в очень тяжелой степени, гиперкинезами, атаксией, апраксией (кинестетической и кинетической. Апраксия охватывает все отделы речевого аппарата: дыхательный, фонаторный, губно-нёбно-язычный.
Задачи логопедической работы
Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП — развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо:
1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
2. Развитие речевого дыхания и голоса; Формирование продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при умешанном, сложном речевом расстройстве, являющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи или при задержке речевого развития).
Установив диагноз на основании первичного логопедического обследования, логопед совместно с невропатологом разрабатывают тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы, прогнозируют конечный результат логопедического воздействия, определяют противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут, включающий конкретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.
При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, целесообразный пользовать следующие методы логопедического воздействия:
- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий),
- зондовый массаж,
- точечный массаж,
- пассивная и активная артикуляционная гимнастика,
- дыхательные и голосовые упражнения,
Выбор позы для занятий «Рефлекс запрещающие позиции»
Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.
1. Поза эмбриона — в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6—10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления.
2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.
4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона».
5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются следующие:
- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики
- развитие зрительного и слухового восприятия; ^
3. развитие эмоциональных реакций;
4. развитие движений руки и действий с предметами;
5. формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
6. развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.
Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25—30 минут.
1.Аръипова Е.Ф. Коррекционная работа с дельми с церебральным параличом М.1989 г.
2. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Академия 2001 г.
3.Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП Детство-Пресс2004 г.