Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с нарушением зрения

К сожалению, в массовых садах тоже есть детки с глазными диагнозами. Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Зачастую воспитатели массовых садов и не подозревают, как они видят  наш мир. Давайте кратко коснёмся диагнозов.

Астигматизм.  Человек плохо видит и вдаль, и вблизи. Контуры предметов искажены.

Гиперметропия (дальнозоркость) и миопия (близорукость) + амблиопия.Видимое изображение нечёткое. Это ведет к снижению остроты зрения и развитию амблиопии (понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе- так называемый ленивый глаз).

Косоглазие — это отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо. При длительном существовании косоглазия развивается амблиопия.

Из-за нарушения зрения дети   плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. Так же снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить детей, с нарушением зрения, правильно выделять важные, существенные признаки и свойства предметов.

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве  можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными  доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Но эффективным средством познания окружающего мира может стать только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.

 

Таким образом, развитие  осязания и мелкой моторики:

·        помогает ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

·        ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий;

·        стимулирует речевое развитие (при тренировке тонких движений пальцев рук голосовые реакции не только развиваются интенсивнее, но и оказываются более совершенными).

·        является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

В своей работе я использовала разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и осязания.

1.     Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры.

·       Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры я организую во вводной части образовательной деятельности или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха.

·     Так же провожу массаж и гимнастику с использованием массажных шариков различных диаметров и массажных колец. Мы перекатываем между двух ладоней шестигранный карандаш, шишки, грецкие орехи.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

 

2.     Игры с крупой, бусинками, пуговицами, крышками. Мозаика.

·        Дети сортируют мелкие предметы, угадывают с закрытыми глазами (чудесный мешочек).

·     Отлично развивает руку разнообразное нанизывание (пуговицы, бусины, сушки; картонные кружочки, квадратики, сухие  ягоды  рябины, жёлуди).

·     Дети выкладывают  силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек, спичек, счётных палочек и т. д.

·     Так же ищут сюрприз (мелкую игрушку в крупе).

·     Очень нравится детям просеивать через сито (манку и рис), пересыпать  ложкой из одной ёмкости в другую.

·     Так же играем с крышками «Найди такую же», «Кто быстрее закроет баночки».

·     Игра в мозаику тоже хорошА для развития осязания и мелкой моторики(можно сортировать детали по цвету, по величине, раскладывать по алгоритму, и банально складывать картинку по образцу).

 

 Все занятия с использованием мелких предметов проходят под строгим контролем взрослых!

 

3.     Игры со шнурками.

·        Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр-шнуровок, в которые детки с удовольствием играют.

·        Так же я предлагаю ребятам выложить по контуру рисунка шнурок, повторить узор на ковролине.

·        Ребятам очень нравится игра с катушками (наматывать шнурок на деревянную катушку).

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развивается усидчивость.

 

4.     Игры с песком.

·        Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, так и с мокрым. Сначала я знакомлю ребят со свойствами песка (прикасаемся к песку ладошками и тыльной стороной руки, набираем его в руки, пропускаем сквозь пальцы, ощущая его тепло или прохладу, сухость или влажность).

·        Далее игры с песком: можно оставлять отпечатки ладошек  на песке, ползать руками змейкой по песку, делать круги и волны.

·        Рисовать на песке пальчиками, палочками.

·         Закапывать и игрушки, камешки, потом их находить.

·        Находить на ощупь в песке различные предметы (по типу чудесного мешочка).

·        Так же как крупу просеивать через сито.

·        И конечно, из песка можно моделировать (дороги, дома, различные ландшафты и населять их игрушками).

Игры с песком эффективно влияют на развитие  мелкой моторики (пальчиковой манипуляции), тренируют  координацию движений, их точность и аккуратность (при построении песочных замков, пирамидок); развивают осязание через обогащение тактильного опыта.

 

5.      Игры с водой

·        Всем детям нравится плескаться в воде! Для развития осязания очень хорошо упражнение «найди стаканчик с такой же водой» (вода различной температуры).

Ребята с огромным удовольствием  играют в такие игры как:

·        «Выловим из воды»;

·        «Выжимание губки»;

·        «Капельки» (пипеткой накапать в ячейки воду (её можно подкрасить)).

 

6.     Аппликации

·     Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, крупа, ткань и т.д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками мы постоянно сминаем их кончиками пальцев в комочки. Это нужно для того, чтобы заполнить контуры рисунка, приклеивая их.

Кроме мелкой моторики аппликация развивает умение хорошо ориентироваться на плоскости, пространственную ориентацию и зрительное внимание.

 

7.      Лепка из пластилина и теста.

·        Ребёнок лепит колбаски, колечки, шарики.

·        Шарики раплющиваем и надавливаем  монеткой или игрушкой - получается отпечаток.

·        Колбаски выкладываем  по контуру предмета.

·        Так же хорошА  пластилинография (рисование пластилином).

·        И, конечно, лепка объёмных предметов.

 

8.     Рисование.

В своей работе я использую:

·    предметное рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, гуашью;

·    обводку плоских фигур (перевернутое блюдце, собственная ладонь, плоская игрушка);

·    рисование по опорным точкам;

·    различные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, поролоновым тампоном, оттиски печатками картофеля, тычком, по свече);

·    особое внимание я уделяю рисованию по точкам. Кроме развития  мелкой моторики, рисование по точкам вырабатывает навыки ориентировки на листе, способствует развитию глазомера, развивает образное и пространственное мышление.

Рисование требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок).В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, у них развивается мелкая мускулатура руки.

9.     Так же мной проводится работа с родителями.

·        Это выставки детских работ;

·        создание папки «Весёлый карандаш»;

·         наглядная информация в раздевалке и постоянно пополняющаяся страничка и интернете;

·        так же  беседы и  консультации.

Я знакомлю родителей, как с теоретическими знаниями, так и с практикой работы с детьми.

Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания. Использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук, играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»