Развитие осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с нарушением зрения
К сожалению, в массовых садах тоже есть детки с глазными диагнозами. Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Зачастую воспитатели массовых садов и не подозревают, как они видят наш мир. Давайте кратко коснёмся диагнозов.
Астигматизм. Человек плохо видит и вдаль, и вблизи. Контуры предметов искажены.
Гиперметропия (дальнозоркость) и миопия (близорукость) + амблиопия.Видимое изображение нечёткое. Это ведет к снижению остроты зрения и развитию амблиопии (понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе- так называемый ленивый глаз).
Косоглазие — это отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо. При длительном существовании косоглазия развивается амблиопия.
Из-за нарушения зрения дети плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. Так же снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить детей, с нарушением зрения, правильно выделять важные, существенные признаки и свойства предметов.
Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Но эффективным средством познания окружающего мира может стать только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.
Таким образом, развитие осязания и мелкой моторики:
· помогает ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
· ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий;
· стимулирует речевое развитие (при тренировке тонких движений пальцев рук голосовые реакции не только развиваются интенсивнее, но и оказываются более совершенными).
· является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
В своей работе я использовала разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и осязания.
1. Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры.
· Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры я организую во вводной части образовательной деятельности или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха.
· Так же провожу массаж и гимнастику с использованием массажных шариков различных диаметров и массажных колец. Мы перекатываем между двух ладоней шестигранный карандаш, шишки, грецкие орехи.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, крышками. Мозаика.
· Дети сортируют мелкие предметы, угадывают с закрытыми глазами (чудесный мешочек).
· Отлично развивает руку разнообразное нанизывание (пуговицы, бусины, сушки; картонные кружочки, квадратики, сухие ягоды рябины, жёлуди).
· Дети выкладывают силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек, спичек, счётных палочек и т. д.
· Так же ищут сюрприз (мелкую игрушку в крупе).
· Очень нравится детям просеивать через сито (манку и рис), пересыпать ложкой из одной ёмкости в другую.
· Так же играем с крышками «Найди такую же», «Кто быстрее закроет баночки».
· Игра в мозаику тоже хорошА для развития осязания и мелкой моторики(можно сортировать детали по цвету, по величине, раскладывать по алгоритму, и банально складывать картинку по образцу).
Все занятия с использованием мелких предметов проходят под строгим контролем взрослых!
3. Игры со шнурками.
· Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр-шнуровок, в которые детки с удовольствием играют.
· Так же я предлагаю ребятам выложить по контуру рисунка шнурок, повторить узор на ковролине.
· Ребятам очень нравится игра с катушками (наматывать шнурок на деревянную катушку).
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развивается усидчивость.
4. Игры с песком.
· Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, так и с мокрым. Сначала я знакомлю ребят со свойствами песка (прикасаемся к песку ладошками и тыльной стороной руки, набираем его в руки, пропускаем сквозь пальцы, ощущая его тепло или прохладу, сухость или влажность).
· Далее игры с песком: можно оставлять отпечатки ладошек на песке, ползать руками змейкой по песку, делать круги и волны.
· Рисовать на песке пальчиками, палочками.
· Закапывать и игрушки, камешки, потом их находить.
· Находить на ощупь в песке различные предметы (по типу чудесного мешочка).
· Так же как крупу просеивать через сито.
· И конечно, из песка можно моделировать (дороги, дома, различные ландшафты и населять их игрушками).
Игры с песком эффективно влияют на развитие мелкой моторики (пальчиковой манипуляции), тренируют координацию движений, их точность и аккуратность (при построении песочных замков, пирамидок); развивают осязание через обогащение тактильного опыта.
5. Игры с водой
· Всем детям нравится плескаться в воде! Для развития осязания очень хорошо упражнение «найди стаканчик с такой же водой» (вода различной температуры).
Ребята с огромным удовольствием играют в такие игры как:
· «Выловим из воды»;
· «Выжимание губки»;
· «Капельки» (пипеткой накапать в ячейки воду (её можно подкрасить)).
6. Аппликации
· Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, крупа, ткань и т.д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками мы постоянно сминаем их кончиками пальцев в комочки. Это нужно для того, чтобы заполнить контуры рисунка, приклеивая их.
Кроме мелкой моторики аппликация развивает умение хорошо ориентироваться на плоскости, пространственную ориентацию и зрительное внимание.
7. Лепка из пластилина и теста.
· Ребёнок лепит колбаски, колечки, шарики.
· Шарики раплющиваем и надавливаем монеткой или игрушкой - получается отпечаток.
· Колбаски выкладываем по контуру предмета.
· Так же хорошА пластилинография (рисование пластилином).
· И, конечно, лепка объёмных предметов.
8. Рисование.
В своей работе я использую:
· предметное рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, гуашью;
· обводку плоских фигур (перевернутое блюдце, собственная ладонь, плоская игрушка);
· рисование по опорным точкам;
· различные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, поролоновым тампоном, оттиски печатками картофеля, тычком, по свече);
· особое внимание я уделяю рисованию по точкам. Кроме развития мелкой моторики, рисование по точкам вырабатывает навыки ориентировки на листе, способствует развитию глазомера, развивает образное и пространственное мышление.
Рисование требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок).В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, у них развивается мелкая мускулатура руки.
9. Так же мной проводится работа с родителями.
· Это выставки детских работ;
· создание папки «Весёлый карандаш»;
· наглядная информация в раздевалке и постоянно пополняющаяся страничка и интернете;
· так же беседы и консультации.
Я знакомлю родителей, как с теоретическими знаниями, так и с практикой работы с детьми.
Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания. Использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук, играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания.