Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическое пособие


Организация процесса формирования учебной мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что исследования мотивов учебной деятельности в начальной школе имеет определенные сложности. Большинство известных методик рассчитаны на умения и навыки, которыми ученик начальной школы недостаточно владеет - быстро читать, осуществлять рефлексию своих мотивов, сравнивать их между собой, способность в письменной форме свободно и точно выражать свои мысли.

Младшие школьники не всегда бывают откровенны, ответы учеников начальных классов в значительной степени субъективны, потому что осознание собственного поведения является очень тяжелым даже для взрослых. Но и субъективные ответы заслуживают серьезного внимания, поскольку в них отражен характер осознание учеником себя, своего поведения, ведь школьники, слишком маленькие, преимущественно искренне верят в то, что говорят.

Целью констатирующего эксперимента было выявление особенностей учебных мотивов учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья. Исследованием охвачено только содержательная сторона учебных мотивов. При этом мы исходили из теоретических положений А. Леонтьева о потенциальных и реально действующих мотивах, а также М. Матюхиной о разных уровнях осознания мотивов учения.

Согласно утверждению А. Леонтьева, мотивы, которые являются ведущими в иерархической структуре мотивации, постоянно актуализируются и имеют существенный мотивационное влияние на обучение школьников, является реально действующим мотивам. Те же мотивы, которые в определенный конкретный промежуток времени не выполняют стимулирующего действия и находятся на самом низком уровне мотивационной иерархии, А. Леонтьев назвал потенциальными [34].

Принципиальной для нашего исследования является также позиция М. Матюхиной, которая рассматривала мотивацию как многоуровневую систему, в которой мотивы находятся на разных уровнях осознание - от глубокого осознанных (но, как показывает практика, в основном известных) к невольных, неосознанных (которые в подавляющем большинстве есть реально действующими). Выявление наименее осознанных учебных мотивов учащихся и “перевод” их в категорию осознанных повлечет за собой превращение их в мотивы-цели, а, следовательно, за А. Леонтьевым, они станут актуальной побудительной силой

Изучая мотивы учебной деятельности младших школьников, мы стремились не только установить, что побуждает детей учиться, учитывая различные уровни осознания, но и выяснить, какие мотивы является для них реально действующими.

В соответствии с поставленной в дипломной работе целью и задачами мы определили логику и этапы экспериментального исследования.

1 этап – проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало выявление особенностей учебных мотивов учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

2 этап – формирующий эксперимент. Его цель - создание благоприятных условий способствующих формированию учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

3 этап – контрольная часть экспериментального исследования. На этом этапе важно проследить результативность проделанной в ходе формирующего этапа работы.

Для реализации 1 этапа известные методики исследования мотивации обучения младших школьников можно систематизировать в зависимости от целей исследования: 1) методики изучения направленности личности ученика; 2) методики изучения отношение к школе и познавательной деятельности; 3) методики изучения отношения к учебного процесса и учебных предметов.

С целью изучения определенного типа мотивации учения, мы использовали батарею методик, которые были апробированы учеными на больших группах школьников, прошли оценку на валидность и дают возможность получить информацию о средние величины и закономерности распределения показателей, которые изучаются. Комплекс методик дал возможность накопить значительный фактический материал и определить тип мотивации учения респондентов.

При организации диагностического изучения особенностей внешней мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровьябыло использованы три серии экспериментальных задач:

  1. Оценка уровня школьной мотивации Н. Лускановой
  2. Методика «Определение мотивов учения» разработанная                  М. Р. Гинзбургом.
  3. Методика "Выявление мотивации учения (по В. Кириленко)
  4. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой (приложение 1)

Было проведено анкетирование с последующей оценкой результатов по уровням. Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

  1. Методика «Определение мотивов учения»

Методика разработана М. Р. Гинзбургом (приложение 2)

Для детей наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);  широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);  «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);  «внешние» по отношению к самой учёбе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п.

Игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой оценки (отметка).

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально.

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребёнку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.

3. Методика "Выявление мотивации учения по В. Кириленко (приложение 3)

Проведение исследования. Дается 17 утверждений-вопросов. Из двух ответов "да" и "нет" нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса поставить "+" в соответствующую ячейку.

Обработка результатов. Вопросы опросника составлены с учетом внутренних и внешних мотивов учения: положительных (мотивация успеха) и негативных (избегание неудачи). Ответы на вопросы № 3, 4, 11 указывают на внутренние положительные мотивы учения. Выявлению внешних положительных мотивов помогут ответы № 1, 5, 9. Ответы на вопросы № 2, 6, 7, указывают на внешнюю отрицательную мотивацию учения, на № 13, 8, 16 - направлены на выявление социальной значимости учения, а на вопрос № 10, 12, 14, 15 - на выявление мотивации престижа. Ответы на 17 вопрос дают возможность определить, какой вид учебной деятельности приносит ученику удовольствие и какой лучше получается.

 

Среди основных задач современной школы очень остро стоит вопрос поиска новых путей формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности, без которой деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, которые бы наполняли дальнейшее обучение ребенка значимым содержанием, является очень необходимым, потому что без него дальнейшее обучение школьника может просто оказаться невозможным.

Изучение мотивации и ее формирование - две стороны процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика, выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития каждого ученика и класса в целом. В то же время в процессе формирования мотивации раскрываются ее новые резервы. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, что предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Программа коррекционных и развивающих занятий базировалась на упражнениях и программах, рекомендованных в работах М. Акимовой, В. Козловой, Т. Шамовой, С. Коробко, Г. Немова, В. Шмидт, В. Кириленко и др. и применялась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Реализация задач групповых занятий решалась через единство различных методических приемов: игровых, психологических упражнений, психогимнастики, ситуационных задач, работы со сказками. Для этого подбирались специальные упражнения, которые способствовали не только формированию мотивации учения, но и создавали позитивное настроение в группе.

Цель коррекционно-развивающих занятий состояла в формировании положительной учебной мотивации, повышении самооценки младших школьников, развития саморегуляции, в формировании навыков управления психическими функциями.

Программа реализовывалась последовательно в течение трех месяцев и состояла из двенадцати занятий. Проведенные занятия базировались на позициях:

- мотивирующей силы - игровые упражнения, которые активизировали положительно направленные мотивы на развитие заинтересованности и интереса к учебным задачам;

- направленности на достижение положительного результата деятельности и использование результатов в повседневной жизни;

- парадоксальности - экспериментирование с закономерностями мотивации учения.

- создание благоприятной ситуации взаимодействия в группе;

- использование результатов занятий в ситуации школьного обучения;

- практической результативности занятий

Ведущая цель занятий - овладение методами активизации мотивации учения и управление этими умениями во время выполнения учебной деятельности. Для проведения занятий мы создали коррекционную группу в составе 12 учеников. Коррекционная группа состояла из постоянного количества участников с учетом индивидуальных особенностей учащихся, занятия проводились один раз на неделю с четкой регламентацией времени (не более 45 минут).

Обязательными условиями являются: вступительное слово руководителя группы для настройки на позитивный лад, для этого, соответственно возрасту, руководитель группы сообщает цель задания в виде интересной истории; рефлексия в конце каждого занятия: обмен чувствами, эмоциями, которые сопровождали ученика в течение занятия, можно также использовать "рисунок настроения", когда ученикам предлагается нарисовать лицо с соответствующими эмоциями.

Для формирования познавательной активности учащихся младших классов необходимым условием является позитивная мотивация, которая в учении выступает как познавательный интерес к предложенным, еще не знакомым задачам.

Поскольку социальные мотивы не могут долго поддерживаться, важно формировать у детей чисто учебные мотивы, уделяя внимание содержанию и организации обучения, применению коллективных форм обучения, оцениванию учебной деятельности, педагогической деятельности учителя как факторами, которые способствуют формированию устойчивой положительной учебной мотивации.

Мотивационная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья неустойчива и нуждается в постоянной внимании и подпитке. Ведущим может выступать то один, то другой мотив, в зависимости от ситуации, в которой оказывается ребенок во время выбора.

Значение оценочной мотивации, по нашему мнению, приобретает ценность для школьников за счет переноса оценки за учебные успехи на оценку себя как личности. И это не случайно, ведь большинство учителей и родителей, подчеркивая значение учебной деятельности, характеризуют и личность ученика как положительного или отрицательного (молодец, учится на отлично).

Анализ посещений уроков позволяет констатировать тот факт, что положительно подкрепленная учителем учебная деятельность учащихся сопровождается не только положительным эмоциональным подъемом, но и активной деятельностью в течение урока - больше половины учеников активно работали после подкрепления положительной оценки похвалой учителя. В случаях, когда позитивная деятельность учеников не подкреплялась поддержкой одобрением учителя, их активность снижалась.

После цикла таких занятий проводится повторная диагностика мотивации и определяется ее динамика.

 

 

 


 

 

Список литературы

 

  1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР / Н. Л. Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
  2. Битянова М. Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. - 352 с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ Энас, 2001. – 136 с.
  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - 352с.
  5. Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР // Дефектология. – 2000. - №3. – с. 23-32.
  6. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. / Начальная школа-2007-№12
  7. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
  8. Волошина В.В. Мотивы как психологические детерминанты учебной успеваемости младших школьников // Психология. Сборник научных трудов. - Выпуск 13. - М, 2001. - С. 266-272.
  9. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - № 1. - 2005. - С. 73-78.
  10. Жубриянова Р. Коррекционная работа в младших классах: [Дети с ЗПР] // Учитель. – 2001. - №3. – с. 21-26.
  11. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 20-21.
  12. Кукушкин В.С. Педагогические технологии. - М.: Изд-ий центр «МарТ», 2004.-336с.
  13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2003. – 144 с.
  14. Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 6-7.
  15. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. - М., 1971. - 180 с. (С.13).
  16. Магомед-Эминов М Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. - М., 1987.
  17. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. - № 1. - 1985. - С. 43-49.
  18. Мильман В.З. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 129-132.
  19. Молчанова Л. Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников // Учитель. - 2005. - № 1. - С. 64-68.
  20. Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности. - М., 1982.
  21. Наволокова Н.П. Пути формирование мотивации на уроке // Управление школой. - 2007. - № 2. - С. 16-15.
  22. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. - № 8. - 2003. - С. 33-36.
  23. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 480 с.

 

Приложения

Приложение 1.

 

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
  2. не очень
  3. нравится
  4. не нравится
  5. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  6. чаще хочется остаться дома
  7. бывает по-разному
  8. иду с радостью
  9. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  10. не знаю
  11. остался бы дома
  12. пошел бы в школу
  13. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  14. не нравится
  15. бывает по-разному
  16. нравится
  17. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  18. хотел бы
  19. не хотел бы
  20. не знаю
  21. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  22. не знаю
  23. не хотел бы
  24. хотел бы
  25. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  26. часто
  27. редко
  28. не рассказываю
  29. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  30. точно не знаю
  31. хотел бы
  32. не хотел бы
  33. У тебя в классе много друзей?
  34. мало
  35. много
  36. нет друзей
  37. Тебе нравятся твои одноклассники?
  38. нравятся
  39. не очень
  40. не нравятся

 

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

 

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

 


 

 

Приложение 2

 

  1. Методика «Определение мотивов учения»

Инструкция

 «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». Показывается картинка, которая характеризует внешний мотив (Графический материал).

Второй мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился». Показывается картинка, в основе которой учебный мотив.

Третий мальчик сказал: «Я хотел бы пойти в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Показывается картинка, на которой изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвёртый мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что я большой. В школе я буду чувствовать себя большим, а в садике я чувствую себя маленьким». Показывается картинка, на которой изображены две схематические фигурки взрослого и ребёнка, стоящие спиной друг к другу; у взрослого — портфель в руках, у ребёнка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хочу пойти в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем хочешь». Показывается картинка, на которой схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хочу ходить в школу, чтобы получать пятёрки». Показывается картинка с изображением фигурки ребёнка с тетрадкой в руках (мотив оценки).

После прочтения рассказа психолог задаёт ребёнку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав?

Почему?

С кем из них ты бы хотел учиться?

Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребёнку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.

 

Приложение 3.

Методика "Выявление мотивации учения (по В. Кириленко)

 

 

з/п

Утверждение

да

нет

1.

Я учусь потому, что на уроке мне интересно

   

2.

Я учусь потому, что заставляют родители

   

3.

Я учусь потому, что это приносит мне радость

   

4.

Я учусь потому, что хочу в будущем иметь хорошую работу

   

5.

Я учусь потому, что хочу, чтобы родители могли мной гордиться

   

6.

Я учусь потому, что не хочу отставать от других учеников и своих товарищей

   

7.

Я учусь потому, что наш класс лучший в школе

   

8.

Я учусь потому, что мне нравятся школьные перерывы

   

9.

Я учусь потому, что в наше время надо много всего знать

   

10.

Я учусь потому, что не хочу быть наказанным за неудачи

   

11.

Я учусь потому, что мне нравится классный руководитель

   

12.

Я учусь потому, что мне нравится, когда меня хвалят

   

13.

Я учусь потому, что мне нравится ходить в школе в новой школьной форме

   

14.

Я учусь потому, что хочу получать высокие оценки

   

15.

Я учусь потому, что мне нравится, когда меня хвалит учитель в классе

   

16.

Я учусь потому, что ко мне часто обращаются одноклассники за помощью

   

17.

Лучше в обучении мне удается:

   
 

- считать;

   
 

- читать

   
 

- писать

   
 

- лепить и рисовать, делать физические упражнения

   

 


 

 

Приложение 5

Фрагменты тренинговых занятий на тему “Я - школьник. ”

Занятие 1.

Цель. Создание атмосферы безопасности и позитивного приема, позитивного настроения на занятиях, консолидация группы; способствовать осознанию учащимися позиции школьника; развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Упражнение “Мое имя”.Ученики становятся в круг и, бросая друг другу мяч, называют свое имя в кроткой форме. Когда все ученики назовут свое имя, им предлагается оформить собственные бейджи, которыми они будут пользоваться в течение всего цикла занятий (бейджи желательно хранить в тренерской комнате).

Работа со сказкой.До нашего разговора о обучение сделаем краткое введение - послушайте стихотворную сказку “О Коле”

(автор - Н. Селезнева)

Жил на свете мальчик Коля.

Не хотел учиться в школе.

Уроки делать не любил

И маме твердо говорил:

"Зачем вставать мне по утрам,

Когда я все умею сам?

Могу милиционером стать,

Вокруг всех буду защищать!

Или врачом - людей лечить,

А может быть, детей учить.

Я все сумею, все смогу,

И в школу больше не пойду!"

Сказал так маме и ушел,

А ночью Коля спать пошел.

Заснул и видит сон такой:

Как будто он в стране другой,

Где взрослым стал уже давно

И все ему разрешено.

"Раз вырос я, - подумал Коля, -

Не надо мне учиться в школе.

Тогда работать я пойду,

Я все сумею, все смогу!

Пойду врачом, людей лечить.

Так буду пользу приносить!"

Сказал и видит: врач идет

И градусник в руке несет.

Коля к доктору бежит,

Громко на ходу кричит:

"Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!"

Посмотрел тут доктор строго,

Коле он сказал сурово:

"Ты знаешь, как людей лечить?

Что при простуде нужно пить?

Какую детям дать микстуру,

Чтобы сбить температуру?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь".

"Ну, ничего, - подумал Коля, -

Профессий в мире очень много.

Могу милиционером стать.

И буду всех я защищать".

Глядит, милиционер идет

И свисток в руке несет.

Закричал туту Коля громко:

"Преступника поймаю ловко!

Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!"

Глянул милиционер тут строго,

Коле он сказал сурово:

"Ты знаешь, как людей спасать?

Чужие жизни защищать?

Ловить преступников как быстро?

Как стать военных дел министром?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь".

"Ну, ничего, - подумал Коля, -

Профессий в мире очень много.

Могу художником я стать,

Картины буду рисовать".

И тут же, прямо перед ним,

Художник - красок властелин.

Коля взял мольберт и кисть

И начал кисточкой водить.

"Ничего, я помогу.

Я все сумею, все смогу!"

Посмотрел художник строго,

Коле он сказал сурово:

"Ты знаешь, кистью как водить?

Портрет, пейзажи как творить?

Хватит пачкать тут бумагу.

Ведь тебе учиться надо!

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь".

Призадумался тут Коля:

"Может, правда надо в школу?

Тогда профессию найду,

Тогда я людям помогу.

Я выучусь и умным буду,

Уроков строгих не забуду".

Тут же пробудился Коля.

Крикнул маме: "В школу, в школу!

Собирай меня скорей,

Побегу туда быстрей.

Хочу узнать я все на свете,

Умней всех буду на планете!"

Учился Коля не напрасно:

Он стал художником прекрасным.

А мог он стать и инженером,

Доктором, милиционером.

Много нового узнал

И полезным всем он стал.

Вопросы для обсуждение:

- Что означает “стать полезным для людей”?

- Для чего вы учитесь в школе?

Упражнение “Я - четвероклассник”.Ведущий напоминает детям, что после лета их называют по-новому - четвероклассниками, а дальше предлагает подумать, чем четвероклассники отличаются от первоклассников.

Во второй части упражнения дети по очереди произносят фразу “Я - четвероклассник” с разными интонациями - с радостью, со страхом, с удивлением, задумчиво, сердито, мечтательно, с гордостью, с тревогой, торжественно, величаво, неуверенно, стесняясь, хвастаясь. Интонацию задает ведущий устно или с помощью карточек с названиями чувств.

Упражнение “Что интересно для четвероклассника”. Дети получают задание представить себе волшебную подзорную трубу, через которую можно рассмотреть близкое будущее. Чего они ожидают от новой встречи со школой? Каковы их желания? Что их тревожит и беспокоит? Что их пугает в новом учебном году? О чем они хотели бы узнать? Пусть каждый расскажет, какую картинку он увидел сквозь волшебную подзорную трубу.

Упражнение “Мои достижения в школе и дома”.Это упражнение для постоянного домашнего самостоятельного анализа достижений ученика во время выполнения домашних заданий и родительских поручений. Каждое занятие предлагается начинать с анализа достижений детей за неделю. Для начала тренер может привести пример. Это упражнение можно выполнять также и в парах, усложнив задачи: после припоминания ситуации, учащимся раздаются заготовки (упражнение “Круг моих умений”). Дети попарно должны договориться, чьи воспоминания интереснее и полезнее. Договорившись, составляют план презентации воспоминаний, а в конце занятия анализируют умение слушать другого.

Упражнение “Я выполняю домашние задания”.Ученики рассказывают, как выполняют домашние задания: по каким предметам начинают, кто помогает в подготовке уроков, используют черновик или сразу записывают в чистовик, проверяют ли домашние задания взрослые. Ученикам предлагается составить советы по выполнению домашних заданий

Занятие 2.

Цель. Снятие напряжения, создание позитивного настроения, умения слушать других, формирование и подкрепление позитивной самооценки; содействие формированию дружеских взаимоотношений в классе.

Работа со сказкой.Дети слушают и обсуждают сказку.

Два города

Странная история случилась со мной в детстве. Я был примерно таким, как вы сейчас, когда моя семья решила переехать в другой город. К этому времени мы жили в большом светлом доме. В нем было очень спокойно и уютно.

Это было небольшой сказочный городок моего детства. Все его жители, удивительно добрые и приветливые люди, часто ходили друг к другу в гости, дарили подарки.

Каждое утро мы с бабушкой прогуливались по парку. Зимой лепили целую снежную семью. Весной находили самые удивительные цветы для моей мамы. Летом погружался в интересные наблюдения за разноцветными бабочками, странными жуками и другими жителями нашего парка. С приходом осени я начинал пополнять свою коллекцию, набивая карманы гладкими желудями и нежными листочками.

Шло время. Все чаще я слышал от родителей о неких необходимых изменениях. “Пришла пора”, - говорили они с волнением, часто поглядывая на меня. Но что это была за “пора”, и какое она имела право заставить меня изменить наш уютный, тихий дом на совсем чужие, черно-белые улицы неприятного города, я так и не понял.

Тревожные ожидания родителей закончились нашим переездом. И моя жизнь перевернулась с ног на голову.

Изменения

Черно-белый город был городом детей. В том смысле, что родителей я почти перестал видеть, не говоря уже о бабушке, которая приезжала к нам только на выходные. Центром города был Главный Дом, серое сооружение средних размеров. Там я и проводил большую часть своего времени, среди шумных, чем то постоянно занятых мальчиков и девочек.

В Главном Доме мне, как и всем остальным детям, нужно было решать важные задачи. И в этих делах нам помогала единственная взрослая из-среди нас - добрая, но строгая фея. У нее даже была настоящая волшебная палочка, которую она никогда не выпускала из рук. А мне так хотелось к ней прикоснуться, хоть один разочек!

Нам говорили, что от нашей работы зависит будущее, не только наше, но и других людей. Поэтому я искренне пытался выполнять задание. Кажется, только в этих случаях меня и замечали.

В перерывах между “важными занятиями” я со стороны замечал, как другие дети смеются, играют, и мне становилось еще грустнее. Ведь каждый из них умел нечто очень хорошо делать, и они собирались, демонстрировали друг другу свои умения. А я никак не мог понять, что же такое интересное могу предложить для игры. Я не умел так высоко прыгать, как высокая, худая девочка с забавным веснушками, у меня не было такой длинной косы, как у ее подружки, я даже не умел так громко хрустеть костями пальцев или отчетливо смеяться, как те двое мальчиков, что всегда и всюду ходили вместе. Возможно, именно поэтому я никогда не принимал участия в этих играх, а может просто не хотел этого.

Еще я не понимал, почему мои мама и папа так переживают и так хотят, чтобы я подружился с детьми из Главного Дома. Ведь у меня были друзья, бабушка, например, или те, которые спокойно помещались в коробке из-под моего любимого шоколадного печенья.

И все же однажды мне захотелось принять участие в совместной игре, и я решил подойти к детям.

- Можно мне вместе с вами? - спросил я и сам удивился, услышав свой несмелый голос.

- А что ты умеешь? - хором поинтересовались дети, а одна девочка хитро прижмурила глаза.

Стараясь не волноваться, я напрягся и стал вспоминать, что же могу делать лучше всего. И тут вдруг ответ вырвалась сама по себе:

- Я... я могу быть любимым...

- Очень надо! - вперемешку с насмешками послышался чей недоброжелателен голосочек.

Это было последнее, что я помню, перед тем, как все вокруг расплылось от непрошеных слез, что выступить на моих глазах, а обида и странный стыд не давали вздохнуть полной грудью. Мне хотелось как можно быстрее бежать домой и больше никогда не возвращаться к Главному Дому. Далее я только помню, как вернулся вечером домой.

А поскольку я был вынужден и в дальнейшем посещать Главный Дом, то последующие дни стали для меня еще более серыми чем предыдущие.

О том, как был найден выход

Шло время... Все уже забыли про тот черный для меня день. Мы готовились к большому праздники. От нас, жителей Главного Дома, весь город ожидал к празднику нечто особенное, поэтому суета была невыносима. Но придумать, чем же можно удивить город, никто не мог. Даже самая мудрая добрая, но строгая фея с грустью ожидала прозрения.

Вернувшись в тот день домой, я открыл свою потайной ящик с красками и, глядя на них, стал вспоминать, как ярко проходили у нас праздники раньше, до переезда. Потом я представил себе, насколько милее, веселым и живым могло бы стать и это город, если бы одеть его в разноцветные краски моей палитры. Эти мысли так заполонили меня, что я и не заметил, как целый вечер провел за рисованием, тщательно продумывая, оисуя каждую деталь и Главного Дома, и дворов вокруг него, и площадок.

Утром, на следующий день, помогая мне собрать принадлежности для “важных дел”, мама положила в мою сумку и папку с рисунками. Я этого даже не заметил.

Когда я получал все необходимое для занятий, с моей сумки выскользнули и рассыпались по полу все мои красочные рисунки. Немое удивление на лицах детей и нашей феи изменилось улыбками и восторженными возгласами: “Как красиво!”, “Как ярко!!, “Как прекрасно!!!”

А потом я увидел, как цвет моих картин начали весело играть в радостных глазах мальчиков и девочек, которые не до недавнего времени казались мне безнадежно серыми. А теперь дети с интересом всматривались в мои работы и их глаза наполнялись цветами веры, надежды и любви. Их взгляды, что переливались цветами радуги, разрисовывали все, до чего только касались.

Когда же Главный Дом полностью расцвел, город по-настоящему охватил праздник, а люди, довольные и удивленные таким сюрпризом, расходились, неся в свои дома и свои улице все многообразие красок.

С этого незабываемого дня прошло уже много лет. Город с тех пор сильно изменилось. Я полюбил его. А Главный Дом стал для меня в некоторой степени и моим домом.

Вопрос для обсуждения:

- Кто догадался: что такое Главный Дом?

- Кто такая добрая, но строгая фея?

- С какими трудностями столкнулся мальчик в Главном Дома?

- Почему?

- Как он их преодолел?

Упражнение “Портфель”.Ведущий (взрослый) собирается в школу. Все другие ученики - школьные принадлежности, один ребенок - портфель. У него ведущий и составляет школьные вещи. Учащиеся объединяются между собой, взявшись за руки. Упражнение развивает чувство коллектива, тактильные контакты, фантазию.

Этюд “Коллективный рисунок”.Ученикам предлагается на листе ватмана, прикрепленном к доске, нарисовать любую ситуацию на школьную тематику, но так, чтобы это был общий рисунок. После выполнение задания рисунок рассматривается и обсуждается коллективно.

Занятие 3

Цель. Формирование эмоциональной поддержки членов группы через создание условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативности и ответственности за принятое решение.

Упражнение “Мои достижения в школе и дома”.

Упражнение “Ладонь”.Школьникам предлагается на листе бумаги обвести фломастером собственную ладонь. Затем на рисунке, на каждом пальце, начиная с большого, написать положительные высказывания-характеристики о самого себя.

Упражнение “Успех сегодня и вчера”.Ученикам предлагается вспомнить дошкольное учебное прошлое, например, возраст до 6 лет когда их похвалили за выполненную учебную деятельность. Они должны рассказать свои воспоминания. Далее припоминают успехи в учебе за вчерашний день и сравнивают результаты своего развития “вчера и сегодня”. Вспоминают радость или удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Упражнение “Мои учебные ошибки”.Учащимся сообщается, что каждый человек может ошибаться в работе или не знать, как ее выполнять. На собственные ошибки каждый реагирует по-разному. Ученикам предлагается вспомнить ситуации, когда нечто не удавалось. На первом этапе упражнения дети рисуют настроение при неудачной ситуации. Вторым этапом тренер предлагает, разделившись на микрогруппы, обсудить ошибки, найти их в собственной деятельности. Для терапевтического эффекта, после обсуждения с группой, просим вспомнить учебные ситуации, когда все удавалось. Можно предложить отразить внутреннее состояние через рисунок или рассказать ее группе. Последняя часть является обязательным для исполнения каждым учеником.

Упражнение “Подари улыбку”.Это упражнение предназначено для снятия скованности учеников. Первый участник передает в ладони соседу воображаемую улыбку с веселыми пожеланиями, которые будут отображать школьная жизнь. Например, пожелание получить отличную оценку за беготню на перерыве.

Занятие 4.

Цель. Развить умение различать желание, принять и удержать цель деятельности, положительно оценить собственные возможности.

Упражнение “Мы”.Ведущий просит детей придумать и сказать, какие они, и приводит пример: “Мы - веселые”. Дети хором выкрикивают придуманы фразы: “Мы - умные”, “”Мы - опрятные”, “Мы - трудолюбивые”, “Мы - дружественные” и т.д. если у детей возникают трудности, ведущий им помогает.

Упражнение “Приятные воспоминания”.Каждый участник должен вспомнить школьную ситуацию, в которой он был доволен собой, гордился своими действиями и достижениями. Следует выяснить, что именно вызвало удовольствие, какие положительные ощущения ученик помнит. Для начала психолог приводит пример.

Упражнение “Да, нет не говори”.Играют по очереди все участники занятия. Ученикам предлагается, отвечая на вопрос руководителя, не употреблять слов “да” или “нет”, а заменять их другими, похожими по значению. Бросая мяч одному из участников, руководитель спрашивает: - Ты любишь школу? - Ты любишь выполнять домашние задания? - Ты хочешь остаться завтра дома? - Ты хорошо учишься? - Все зайцы серые? - На всех деревьях листья? - Ты любишь читать? Для каждого участника нужно составить по три-четыре вопроса для определения победителя.

 


 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»