Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Сваткова Лариса Александровна

старший воспитатель, воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 компенсирующего вида

Петродворцового района Санкт – Петербурга

 

НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

 У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет особых нарушений слуха и зрения или поражения центральной нервной системы.

В чем же причина патологии речи, а также задержки интеллектуального развития детей?

Родители часто считают, что развитие речи ребёнка зависит от степени речевого общения с ним, конечно, это очень важно. Но обратимся к медицине! Учёные исследовали мозг человека и доказали, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью руки. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны, и, следовательно, тренировка тонких движение пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей и развитие интеллектуальных способностей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое и интеллектуальное развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучали такие крупнейшие учёные, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

В ходе развития человеческого общества, движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами и выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, так как люди выполняли более сложную и тонкую работу. В этой связи, в мозге человека происходило увеличение двигательной проекции кисти руки. Развитие функции руки, речи и интеллекта у людей шло параллельно. У ребёнка развитие идёт примерно в такой же последовательности. Сначала развивается движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности (для определённого возраста), начинается развитие речи ребёнка. Поэтому очень важно с самого рождения ребёнка не только словесно с ним общаться, но и делать массаж как общий, так и массаж кистей рук и пальцев. Необходимо давать ребёнку в руки погремушки, игрушки большие, а затем и мелкие, делать простые упражнения с шариками, палочками, совместное складывание пирамидок, расстёгивание и застегивание крупных пуговиц и молний, также необходимо проводить игры с пальчиками по русским народным потешкам. Не надо бояться давать малышам карандаш и краски. Маленькие дети очень любят рисовать пальцами, обмакнув его в краску ( в настоящее время есть краски специально для пальчиков), так как им ещё тяжело овладеть кисточкой. Для маленьких детей пальчиковые занятия и игры не должны быть продолжительными и очень важно, чтобы были использованы яркие предметы и игрушки.

Учёные отметили, что когда человек не находит нужных слов для объяснения, то он часто помогает себе жестами, и наоборот, когда ребёнок, а порой и взрослые сосредоточенно рисуют, пишут, выполняют какую-либо кропотливую работу, непроизвольно высовывают язык. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Уровень развития координации движений рук и мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению, поэтому, чем раньше мы научим работать ребёнка руками, тем быстрее мы добьёмся результатов в развитии речи, и общем интеллектуальном развитие ребёнка, тем быстрее и качественнее подготовим руку к письму.

 

ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ  ГРУППЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

 С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  И  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ  РУК – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  РЕЧИ

ДЕТЕЙ  С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

Как увлечь ребёнка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего, необходимо показать детям, что при помощи наших рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее предложить ребёнку самостоятельно выполнить небольшие упражнения руками и пальчиками. Например, показать  «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т.д., вспомнить или выучить игры - потешки и небольшие стишки - «Сорока - белобока», «Мои пальчики - семья» и т.д. После того,  как дети начинают проявлять интерес к пальчиковым играм, предлагаем им сделать массаж рук. Например,  «Настенька, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим, все пальчики устали и большой - дедушка, и указательный - бабушка, и средний - папочка, и безымянный - мамочка, и мизинчик - доченька». Сначала, в течение дня сам педагог делает массаж каждому ребёнку, но со временем дети привыкают и делают его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными педагогом. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включить в любой режимный момент, главное, чтобы ребёнку это доставляло радость, удовольствие, чтобы развивало не только руки ребёнка, но и мыслительные процессы. Я предлагаю примерное распределение работы по развитию координации рук и мелкой моторики в течение дня:

Утро - приём детей:

  • массаж кистей рук и пальцев;
  • пальчиковая гимнастика и игры;
  • индивидуальная работа с пристёжками,
  • шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
  • выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
  • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.

Утренняя гимнастика:

  • упражнения для развития кистей рук и пальцев;
  • массаж рук;

-      выполнение «Мудр» (старший возраст)

Культурно - гигиенические навыки:

  • закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
  • выполнение забавных фигурок пальцами;
  • заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев;
  • «Расскажи стихи руками»

Занятия:

  • перед занятием и во время физминутки – самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры;
  • работа с ножницами, карандашом и ручкой в рабочих тетрадях и альбомах;
  • выполнение руками различных заданий, развивающих тонкую моторику.

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки:

  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков и кнопок;
  • шнуровка ботинок, завязывание шнурков;
  • заучивание потешек, пальчиковых игр;
  • индивидуальная работа по развитию тонкой моторики рук — самомассаж, лепка снежков, рисование мелками и палочками, игры с природным материалом;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • «Расскажи стихи руками».

Коррекционная работа и совместная деятельность во 2 половине дня:

  • пальчиковые игры и упражнения;
  • развивающие игры;
  • рисование на крупе;
  • пальчиковая гимнастика и игры;
  • индивидуальная работа с пристёжками,
  • шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
  • выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
  • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.
  • выкладывание мозаики, из спичек, пуговиц, геометрических фигур и т.д.
  • работа в изо уголке (рисование, лепка, ручной труд, используя различный материал)
  • работа в индивидуальных графических тетрадях, альбомах, раскрасках и т.д.
  • работа с конструктором различного типа.

Все эти задания, я обязательно связываю с лексической темой, по которой мы работаем данную неделю. Например, лексическая тема «Посуда» - показываем руками и пальчиками разные виды посуды, лепим и рисуем посуду, отгадываем загадки и учим стихи о посуде, помогая руками, развивающие игры по данной теме и т.д. Выполнение всех заданий сопровождается речью педагога и ребёнка, тем самым ребёнок пополняет свой словарный запас, учится связно говорить, выражать свои мысли. Утром, придя на работу, я стараюсь приготовить каждому ребёнку такие задания, которые ему будут наиболее интересны. Например, девочки с удовольствием занимаются с клубочками и ниточками, любят рисовать на крупе и сортировать её, в старшем возрасте девочки любят играть с бумажными куклами - одевать их, моделировать и раскрашивать им одежду, играть с фантиками, перьями, бусинками и т.д. У мальчиков, другие интересы. В старшем возрасте мальчики любят делать постройки из конструктора, больше всего их интересует мелкий конструктор, из которого можно сделать разную технику. Некоторые мальчики любят играть в шашки и стараются научить других ребят. Так же мальчики с большим интересом раскрашивают различные виды транспорта в раскрасках, знакомясь с новыми видами транспорта, узнавая новую военную технику и спецтехнику. Мальчики средней группы с интересом выкладывают из палочек, геометрических фигур, работают с разрезными картинками, фантиками, играют с мелкими игрушками, шариками, любят заниматься с ключиками, винтиками, шурупами и т.д.

Занимаясь на первый взгляд простыми, но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики, пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих предметах: материале, из которого они сделаны, его свойствах и качествах, назначении, как можно использовать и т.д., развивают память и внимание, логическое мышление и фантазию, т.е. развивают свой интеллект, у детей появляется первый жизненный опыт.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»