Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование мышления у детей  с

ограниченными  возможностями  здоровья

Липецкая   Светлана  Владимировна,учитель  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIIIвида) №502                        

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. У детей взаимодействуют 3 основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных  высказываний:  фиксация  выполненного  действия,  рассуждения,  умозаключений.

Использование  разработанной  системы  занятий  по  развитию  мыслительной деятельности детей с ограниченными   возможностями  здоровья позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом. Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.

Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает  большое влияние  на речевое развитие ребенка, способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи  (фиксирующей,  познавательной,  планирующей).

ФОРМИРОВАНИЕ  НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО  МЫШЛЕНИЯ

 Наглядно-действенное  мышление возникает  там,  где человек встречается  с новыми условиями  и  новым  способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства в бытовой             и  игровой ситуациях.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения.   При  решении  практической  проблемной  задачи  проявляются ориентировочные  действия  не  только на  внешние свойства и качества предметов,  но  и на внутренние взаимосвязи предметов в проблемной ситуации, под которой понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт,  найти  новые  пути  его  использования.

У детей с ограниченными  возможностями  здоровья наглядно-действенное мышление характеризуется  отставанием  в  темпе  развития.  Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение,  поэтому  у  них  отсутствует  этап  осмысления  ситуации.

Дети с ограниченными  возможностями  здоровья,  в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи,  они  не  анализируют эти условия.

У детей с ограниченными  возможностями  здоровья  наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом. Кроме того, у них страдает формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно. У них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления,  которое развивается замедленно.

Пути формирования наглядно-действенного мышления у  детей с ограниченными  возможностями  здоровья

 Мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью. Это позволяет укрепить слабую взаимосвязь между основными компонентами познания: действием,  словом  и  образом.

Разработана система игр-упражнений, направленная на развитие ориентировочно-исследовательской деятельности детей с ограниченными  возможностями  здоровья. Игры-упражнения сгруппированы  в  4 раздела.

Первый раздел:

Это подготовительные игры-упражнения, в процессе которых у детей формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в повседневной жизни. Например, игра «Лови шарик».

Оборудование: 2 коробочки,  воздушный шарик,  ленточка.

Ход занятия.

Педагог показывает детям красивую коробочку, стучит по ней, спрашивает: «Что там?» Один ребенок открывает коробочку и достает оттуда воздушный шарик. Педагог эмоционально реагирует на появление шарика, радуется и говорит: «Будем играть с шариком. Его надо надуть, а потом можно бросать и ловить». После чего на глазах у детей надувает шарик и обращает внимание детей на то, что он быстро сдувается. Так повторяется 2-3 раза. Затем педагог спрашивает у детей: «Что же делать? Как же мы будем с ним играть?» Показывает детям другую коробочку и приглашает ребенка постучать по коробочке и спросить: «Что там?» Он открывает коробочку и достает оттуда ленточку, при этом восклицает: «Вот она, ленточка! Мы ее привяжем к шарику и будем играть»- привязывает ленточку к шарику, обращая внимание на то, что он не сдувается. Затем дети приглашаются в круг играть с шариком. Педагог называет имя каждого ребенка и говорит ему: «Лови шарик!».

Игру можно повторить на прогулке. Аналогичными играми являются игры «Покорми мишку», «Покатаем зайчиков», «Испечем пироги», «Перевезем игрушки», «Поймай рыбку»,  «На чем мы сидим», «Достань шарики», «Куклы пришли в гости».

Второй раздел:

Это игры-упражнения на формирование представлений об  использовании вспомогательных  средств   в  проблемной  практической ситуации.

Цель их – познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами  их  использования.  Необходимо объяснить и показать детям, что  разные  орудия могут служить одной и той же цели  и,  наоборот, одно  и  то  же орудие может быть использовано для достижения разных целей. Например, лопатка-это предмет, имеющий фиксированное значение – копать. Но в том случае, если какой-либо предмет повис на дереве, на суку, лопатка может быть использована вместо палки. Или под шкаф закатилась игрушка - тогда можно использовать лопатку, чтобы достать эту игрушку. Важно научить детей переносу способа использованиявспомогательных предметов  (средств) из одной ситуации в другую, сходную. Для этого занятия необходимо  проводить  в  различных  помещениях   школьного  учреждения.

Это могут быть игры «Достань ключик», «Достань мишке мячик», «Достань кукле шарик», «Достань машинку»,  задания  «Украсим  классную  комнату»,  «Украсим  елочку».

Третий раздел:

Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных  задач.

Теперь надо создать ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящий - по величине, форме, назначению. Для этого они должны выбрать вспомогательный предмет: палки разной длины, щетка, сачок, лопатка. Основной способ, которым следует вооружить детей, - метод целенаправленных проб.  Это  игры  «Угадай,  что  в  трубке  лежит?», «Покатай матрешек», «Самолеты летят».

В ходе игры «Самолеты летят» педагог предлагает ребенку поиграть с самолетом, гайки которого плохо укреплены. Ребенок должен догадаться выбрать среди предметов, имитирующих орудия труда, гаечный ключ и использовать его для укрепления гаек. При  этом  педагог  помогает  ребенку  выполнить  практические  действия.   Затем разворачивается  сюжет  игры: «Самолеты заправляются и готовятся к полету. Самолеты летят.   Самолеты идут на посадку.  Самолеты сели на площадку в аэропорту»  и  т.  д.

Четвертый   раздел:

Самыми  простыми случаями,  в  которых  ребенок  сталкивается  с  поисками  причинно-следственных связей, являются такие, в которых нарушается привычный ход явления. Это вызывает  у  ребенка  удивление  и следом  за  ним  ориентировочную  реакциюкоторая  и является начальным этапом поиска причины нарушения.  На  первых  порах  дети  могут находить такую причину лишь в том случае, если она является внешней,  хорошовидимой.

Игра «Почему скатился мячик?»

Оборудование: два маленьких мяча: красный и синий; желобок, дощечка.

Ход занятия.

Педагог кладет на стол перед ребенком желобок, дощечку и говорит: «Сейчас ты будешь угадывать, какой мячик покатился – красный или синий». Он кладет красный мяч на дощечку – мячик лежит; кладет синий мяч на желобок – мячик катится. Педагог  спрашивает:  «Какой укатился?  Почему?» Затем ребенку предлагается положить самому – красный шарик на дощечку, а синий – на желобок. Педагог спрашивает: «А теперь какой шарик укатился?  Почему?» В случае затруднения он повторяет игру с мячиками и объясняет причину наблюдаемого явления: «Мячик катится по наклонной плоскости (по желобку), а по прямой плоскости (дощечке) не катится.

К играм – упражнениям на определение причинно –следственных зависимостей относятся игры «Плавает или тонет?», «Почему шарик не упал?», «Угадай,  что  в коробочке?»,  «Угости куклу чаем»,  «Полей цветок»,  «Качели».

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО  -  ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Первый  раздел:

У проблемных  детей  появляется  возможность  решать  наглядно- образные задачи, благодаря  целенаправленной  коррекционной работе  по развитию   восприятия  и наглядно- действенного  мышления.  Важное  место  занимает формирование тесной связи  между  их практическим,  жизненным  опытом  и  наглядно- чувственными представлениями,  а  также  отражение  этой  связи  в  речевых   высказываниях, фиксирующих  этот  опыт  и  обобщающих  его  результаты. Используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практический действий  в  речи ребенка; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста;  составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок. Важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспринимать в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт.  Заданиями,  направленными  на  формирование  предпосылок для перехода от решения  задач  в  наглядно-действенном  плане  к  наглядно- образному  мышлению, являются: «Достань мяч!», «Напои птичку»,  «Полей цветок», «Достань ключик», «Помоги украсить зал»,  «Как построить поезд?»                                                                                          

ЗАДАНИЕ «Достань ключик!»

Оборудование: сюжетная картинка: в комнате стоит мальчик, в руках у него игрушка, напротив, на гвоздике, высоко висит ключик, недалеко от мальчика стоят две лавки – большая и маленькая.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик,  расскажи мальчику,  как достать ключик?»   В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему нужно взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку?  Куда  он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать,  чтобы  достать ключик».

При выполнении заданий на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов, важно научить ребенка  устанавливать  связь  между  предметами,  изображаемыми  на  картинке, определять  необходимость  использования  отсутствующего  предмета,  с помощью которого  можно  преобразовать  ситуацию  соответственно  условиям  задачи.

ЗАДАНИЕ «Весна».

Оборудование: сюжетная картинка: весна, ряд маленьких, только что посаженных молодых саженцев. Рядом стоит мальчик с саженцем  в  руке.  Внизу  изображены предметы:  топор,  совочек,  молоток,  ножницы,  лопата,  палочка,  пила.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Какое время года нарисовано? Что хочет сделать мальчик? Что ему надо взять, чтобы посадить деревце?» В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем уточняющими вопросами подводит его к пониманию ситуации, изображенной на картинке: «Что весной делают с молодыми саженцами? Что мальчик хочет сделать с этим деревцем? Что надо ему сделать, чтобы посадить деревце?»

ЗАДАНИЕ «Зимой»

Оборудование: сюжетная картинка: зимний пейзаж, мальчик в лыжном костюме с лыжными палками в руках стоит на снегу. Внизу изображены предметы: скакалка, санки, лыжи,  удочка,  детская  машинка,  велосипед .

Ход   занятия.

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и просят помочь мальчику: «Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься». В случае затруднения ребенку указывают на предметные картинки и задают уточняющие вопросы: «Какое время года здесь изображено? Что мальчик держит в руках? Что он хотел делать? Что он забыл взять? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься по снегу».

Задания, направленные на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями учат детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках.

ЗАДАНИЕ «КОШКА И МОЛОКО»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе опрокинутая банка с молоком, молоко льется, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и смотрит на банку. (Причина - кошка опрокинула банку; следствие - молоко пролилось).

Ход  занятия.

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: « Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?»

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ, ИЗОБРАЖЕННЫХ НА КАРТИНКАХ.

На  этом этапе коррекционно-педагогической работы уделяется большое внимание развития у детей процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения.

В заданиях ребенок должен выделить и понять временную, логическую последовательность событий и учесть эту последовательность при раскладывании картинок. После этого он составляет рассказ по определенной серии картинок.

Вначале предлагают серии картинок, на которых изображены ситуации из практической жизни  детей  или  их  чувственного  опыта.

ЗАДАНИЕ «КУПАНИЕ КУКЛЫ»

Оборудование: сюжетные картинки; на первой - девочка раздевает куклу; на второй - девочка купает куклу; на третьей - девочка вытирает куклу; на четвертой - девочка надевает на куклу новое платье.

Ход  занятия.

Ребенку предлагают рассмотреть картинки по одной, а затем разложить их по порядку и рассказать, что девочка делала сначала, что потом и чем завершилось купание. В случае затруднения используется прием припоминания. Ребенку говорят: «Вспомни, когда мы купали куклу, что мы вначале делали? Найди это на картинке и положи ее первой. Верно, сначала мы куклу раздевали, вот эта картинка. Что потом мы делали? Правильно, мы ее купали, вот здесь это нарисовано. А потом что делали с куклой? Верно, мы ее вытирали полотенцем, вот эта картинка. А затем что делали? Правильно, мы ей надевали новое платье, вот и здесь девочка надевает на куклу новое платье. Теперь надо рассказать все по порядку, что сначала девочка делала, а что - потом».

3АДАНИЕ «УТРО МАЛЬЧИКА»

Оборудование: сюжетные картинки на первой - мальчик проснулся и сидит на кровати; на второй - мальчик умывается; на третьей - мальчик одевается; на четвертой - мальчик завтракает.

Ход  занятия.

Перед ребенком вперемежку раскладывают картинки и предлагают ему их рассмотреть. 3атем просят разложить все картинки по порядку так, чтобы было понятно, что мальчик делал вначале, что потом, чем завершилось его действие; В случае затруднения используется прием припоминания, педагог говорит: «Когда ты утром просыпаешься, что ты делаешь? Найди это на картинке. Верно, здесь мальчик проснулся и сидит на кроватке. Что потом он будет делать? Найди это на картинке, вот здесь он умывается. А когда ты умоешься, что делаешь? Верно, ты одеваешься. Где это делает мальчик? Верно, вот эта картинка. Когда оденешься, что ты делаешь? Правильно, ты завтракаешь. Найди это на картинке. Теперь расскажи все по порядку об этом мальчике, что он делал вначале, что потом».

Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования

В процессе проведения игр дети учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.

Игры-упражнения на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Оборудование: цветные ленточки, шарики, обручи красного, синего, зеленого, оранжевого, желтого,  голубого  цветов, поднос.

Ход  занятия.

Цветные обручи раскладываются на одной стороне комнаты. Педагог раздает одним детям цветные шарики, а другим - цветные ленточки. Затем объясняет: «Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет, а когда я скажу: «Найди себе пару!», вы будете искать того, у кого ленточка того же цвета, что и ваш шарик. Затем надо надуть шарик и привязать к нему ленточку. После этого надо найти свой «домик» - обруч такого же цвета как шарик, и войти в него». После того как дети найдут свои «ДОМИКИ», педагог уточняет правильность выполненного задания. Каждая пара детей проверяет цвет домика, шарика и ленточки и называет цвет. В конце игры педагог проверяет правильность выполненного задания. В случае затруднения педагог помогает детям найти свою пару, используя прием сличения. (Например, шарик желтого цвета, ленточка желтая, домик такой же желтый, как шарик).

ИГРА «НАЙДИ ПОХОЖИЕ»

Оборудование: на каждого играющего - мешочек с игрушками: ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка, поднос.

Ход занятия.

Дети садятся вокруг столов и каждому ребенку дают мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка). Педагог говорит, что у каждого ребенка в мешочке лежит предмет определенной формы. К этому предмету надо подобрать предметы (или игрушки), похожие по форме на предмет, который находится в мешочке. Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. 3атем они ходят по группе и каждый самостоятельно подбирает предметы или игрушки                  кладет их в свой мешочек. После  того  как дети найдут несколько предметов (не менее 5), каждый должен высыпать их на поднос и рассказать о том, чем подобранные им игрушки (предметы) похожи на тот, который был в мешочке, т.е. обосновать в речи свой выбор предметов и свои действия. В случае затруднения педагог помогает ребенку выделить форму в его предмете, называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2-3 предмета. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета определенной формы.

Формирование соотношения между словом и образом

Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе  формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.

Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.

Задания на формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем

ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ»

Оборудование: игрушки: мяч, матрешка, елочка, ежик, зайчик, мышка.

Ход занятия.

Педагог показывает детям красивую коробку и говорит: «Давайте рассмотрим, что там лежит?» Педагог рассматривает с детьми все игрушки и просит их запомнить. Затем он закрывает игрушки салфеткой и говорит: «Сейчас я расскажу про какую-то одну игрушку, а вы отгадаете, о какой игрушке я говорю?» Педагог рассказывает стихотворение: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». В случае затруднения он открывает салфетку и повторяет описание игрушки при непосредственном восприятии ее детьми. После того как ребенок выберет игрушку по описанию, его просят рассказать о ней: «Расскажи об этой игрушке. Какая она?»

Занятие продолжается, педагог рассказывает о других игрушках: «Деревянная, одета в платочек и сарафан, у нее есть подружки, они похожи друг на дружку, а всего одна игрушка. Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам в комнату придет. Колючий, на спине много иголок, живет в лесу, любит грибы и яблоки. Летом серый, зимой белый, никого не обижает, а сам всех боится, живет в лесу, любит морковку. Серенькая, маленькая, с ушками и длинным хвостом, живет в норке и боится кошки».

Ребенок отгадывает игрушку, обосновывает свой выбор.

В случае затруднения педагог повторяет описание игрушки и задает ребенку вопросы: «Какие слова ты услышал и догадался, что это зайчик? Какой зайчик?» и т.д.

ЗАДАНИЕ «КТО  ГДЕ  ЖИВЕТ?»

Оборудование: две большие картинки: на первой - домашний двор, на котором нарисованы места проживания животных: на второй - лес, где также изображены места проживания диких животных; трафареты с изображением диких и домашних животных; конверты.

Ход  занятия.

Перед каждым ребенком кладут конверт.

Педагог предлагает детям поиграть - надо отгадать, какая фигурка лежит в каждом из конвертов. Каждый играющий смотрит в свой конверт, но не говорит вслух, какое у него животное. Надо рассказать об этом животном сверстникам - каков размер животного, какая шерсть, чем питается, где живет. Остальные дети должны отгадать, кто это, и вставить трафарет на картинку. Первым рассказывает педагог: «У меня тут рыжий, с ушками, с усами, у него четыре лапки, хвост, пьет молоко, ловит мышей, живет дома. Кто это?» После того, как дети отгадали, педагог ставит трафарет на большую картинку с изображением домашнего двора. Дети по очереди рассказывают о своих животных: «Большая, у нее есть рога, травку жует, деткам молоко дает. Кричит: «Му да му, молока кому? Кто это?»; «Рыжая, хитрая, хвост большой, пушистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. Кто это?»; «Большой, лохматый, шерсть бурая (коричневая), он зимой лапу сосет, в берлоге живет, а летом ягоды и мед ест. Кто это?»; «Летом серый, зимой белый, уши длинные, хвост короткий, любит морковку, живет в лесу. Кто это?»; «Под соснами, под елками лежит клубок с иголками, любит грибы, яблоки. Кто это?»; «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крыльцом, хвост кольцом»; «Живет в лесу, в дупле, летом рыжая, а зимой серая, любит орешки и грибы. Кто это?»

В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета у него шерсть? Где живет? Что ест? Какой у него домик? »

Задания  на  формирование  умений  сопоставлять  и  соотносить словесный  текст  с   соответствующей  иллюстрацией

ЗАДАНИЕ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Оборудование: три сюжетные картинки: на двух первых сюжеты не соответствуют содержанию прочитанного рассказа. На первой - лесная полянка. На второй - улица города. На третьей - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу: девочка протягивает руки к игрушкам - мама дает ей куклу, мальчик - кубики, а девочка - воздушный шарик.

Ход  занятия.

Педагог читает детям рассказ: « У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла ей воздушный шарик. Петя принес ей кубики. А мама подарила Маше куклу». Затем педагог раскладывает три картинки перед детьми и предлагает выбрать ту, которая соответствует прочитанному рассказу. При этом дает инструкцию: «Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал(а)». После любого выбора картинки педагог спрашивает: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал(а)?» В случае затруднения повторное чтение текста педагог сопровождает рассматриванием детьми иллюстрации, затем спрашивает: «Покажи, где нарисован праздник у Маши. Кто к ней в гости пришел? Что подарили Маше на день рождения?» Далее картинка закрывается, и ребенка просят рассказать содержание текста. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается рассказать текст с опорой на картинку .

ЗАДАНИЕ «ЗАБОТЛИВЫЙ ПЕТУШОК»

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из которых сюжеты не соответствуют содержанию предложенного рассказа. Так, на первой - лесная полянка; на второй - во дворе разные животные: собака, кошка с котенком, утка с утятами; на третьей - дети играют в песочнице. На четвертой сюжет, соответствующий прочитанному рассказу - во дворе петушок, курица и цыплята клюют зернышки.

Ход  занятия.

Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «Во двор вышел погулять петушок. Он поет: «Ку-ка-ре-ку!» Курицу с цыплятами зовет. Нашел петушок зернышки, сам не съел, а цыплятам отдал. Цыплята склевали зернышки и ушли домой с курицей». После этого дети рассматривают картинки и выбирают ту, которая соответствует содержанию рассказа. 3атем педагог просит обосновать выбор картинки и рассказать текст без нее. В случае затруднения педагог спрашивает: «Кто вышел во двор? Кто пел? Кого позвал петушок? Что петушок нашел? Кто остался во дворе? Кто нашел зернышки?» После ответов на эти вопросы дети рассказывают текст с опорой на иллюстрацию.

 ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В процессе целенаправленной коррекционно-педагогическойской работы ребенок учится устанавливать временные, причиннно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.

В ходе занятий используются различные методические приемы, способствующие развитию логического мышления: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения.

Задания на формирование умений выполнять классификацию

Цель - учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Игры и задания «Группировка предметов (картинок)»без образца и без обобщающего слова. Цель - учить детей пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.

ИГРА «РА3ЛОЖИ ИГРУШКИ!»       

Оборудование: набор игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки, домики, елочки, зайчики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки.

Ход  занятия.

Педагог показывает детям игрушки и говорит: «Эти игрушки надо разложить в три коробочки. В каждой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коробочку, какие - в другую, а какие - в третью». Если ребенок раскладывает игрушки в произвольном порядке, педагог оказывает ему помощь: «Какие игрушки похожи между собой, выбери их (например, матрешки). Чем эти матрешки между собой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: «Подумай, какой колокольчик ты дашь самой большой матрешке». Далее ребенок раскладывает игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи, какие игрушки ты положил в первую коробку, какие - во вторую, а какие - в третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке - самые маленькие игрушки; в другой - побольше, а в третьей - самые большие».

ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ КАРТИНКУ!»

Оборудование: 24 карточки с изображением рыб, птиц и животных (по восемь каждого вида); три конверта.

Ход  занятия.

Педагог говорит детям: «У меня кто-то перепутал картинки. Надо разложить эти картинки в три конверта так, чтобы картинки были между собой чем-то похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было понятно, какие там лежат картинки». В процесс выполнения задания педагог не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?» и т.д. В случае затруднения педагог дает образцы для раскладывания картинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок одним словом и нарисовать на конверте картинку.

Задания на формирование умений выполнять систематизацию

Цель - учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Рассказы-задачи

«ПОМОГИ ПОСТАВИТЬ ПО РОСТУ!»

Ход  занятия.

Педагог рассказывает: «У девочки Ани был день рождения. Ей подарили матрешку. Аня ее раскрыла и увидела, что там целых пять матрешек. Она захотела их поставить по росту, но перепутала. Расскажи Ане, как ей расставить матрешек по росту». В случае затруднения педагог начинает говорить: «Надо вначале на первое место поставить самую большую матрешку, а потом какую? » Ребенок продолжает: «На второе место - немного поменьше матрешку, а на третье место, посредине, поставить среднюю. На четвертое место - еще меньшую, а на пятое, последнее, - самую маленькую». После того, как ребенок расскажет сам, ему предлагают рассказать Ане, как можно расставить матрешек по-другому: от маленькой до самой большой («Какую матрешку надо поставить на первое место? А на второе место какую?» и т. д.). В случае затруднения ребенку надо дать пятиместную матрешку, предложить расставить матрешек по росту, а потом помочь рассказать, какая матрешка на каком месте стоит.

Настольные игры

Цель - учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

«КТО СТАРШЕ?»

Оборудование: наборы карточек с изображением следующих персонажей: дедушки, мужчины, школьника, дошкольника, младенца; на обратной стороне - полоски разной длины: самая длинная изображает дедушку, короче - мужчину, еще короче школьника и т.д.

«ЧТО ТЕПЛЕЕ»

Оборудование: наборы карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне - полоски соответствующей дины.

Задания на формирование количественных представлений

ЗАДАЧИ.

1) Во дворе гуляло четверо детей, половина мальчиков, а другая половина девочек. Сколько было мальчиков?

В случае затруднения педагог предлагает ребенку решить задачу с использованием палочек: «Возьми четыре палочки. Теперь возьми из них половину. Сколько это? Значит, сколько было мальчиков?»

2) На столе в тарелке лежало пять яблок. Вошло пятеро детей, и все взяли по одному яблоку. Сколько яблок осталось на тарелке?

В случае затруднения задачу можно решить с опорой на пальцы или палочки.

3) В коробке лежало пять карандашей. Два из них синие, а остальные - красные. Сколько было красных карандашей?

4) На полянке сидело пять зайчиков. Подул ветерок, зайчики разбежались. Остался один зайчик. Сколько зайчиков убежало?

5) У девочки было шесть воздушных шариков. После игры с ними остался только один шарик. Сколько шариков лопнуло?

6) В пруду плавало шесть уточек. Половина из них вышла на берег. Сколько уточек осталось в пруду?

7) К Маше на день рождения пришло пятеро друзей. Маша с друзьями пила чай. Сколько чашек стояло на столе?

8) Под елочкой росли грибочки. После дождя их стало на половину больше. Всего выросло четыре гриба. Сколько грибов росло до дождя?

9) Двое детей пошли в лес за грибами. У каждого из них было по две корзинки. Дети набрали полные корзинки грибов. Сколько корзинок грибов принесли дети домой?

10) За забором стояли птички. Были видны только четыре лапки. Сколько птичек стояло за забором?

ЗАГАДКИ.

1)    На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?)

2)    Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел-

Два под березой, один у осины.

 Сколько их будет в плетеной корзине?

3)    Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

4)    Гуляет в джунглях старый слон,

И одинок, и грустен он.

Но подошел к нему сынок,

И больше он не одинок. (Сколько теперь слонов?)

5)  Под кустами у реки

Жили майские жуки,

Дочка, сын, отец и мать,

Кто успел их сосчитать?

6)    Два щенка - баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся,

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

 7) Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

 Посчитай окошки

В домике у кошки. (Сколько же там окон?)

8) На поляне у дубка

   Крот увидел два грибка,

   А подальше у осин

   Он нашел еще один.

   Кто ответить нам готов,

   Сколько крот нашел грибов?

9) В класс вошла Маринка,

    А за ней Иринка,

    А потом пришел Игнат.

    Сколько стало всех ребят?

10) У домика утром

      Два зайца сидели

      И дружно веселую песенку

Пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика

Зайцев сидит?

Задания на формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развития адекватных реакций на юмор

Игры и задания на сравнение картинок с последующим рассуждением

ИГРА «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?»

Оборудование: две сюжетные картинки, на которых изображены следующие ситуации: на первой - светит яркое солнце, кругом зелень и цветы, девочка прыгает через скакалку; на второй - те же природные явления, только вместо девочки мальчик, одетый в шубу, лепит снеговика.

Ход  занятия.

Педагог предлагает pe6eнку рассмотреть вначале первую картинку, затем кладет рядом вторую картинку и просит их сравнить. 3атем спрашивает: «Что художник перепутал, нарисовал так, как в жизни не бывает? Почему?» В случае затруднения он задает вопросы: «Какое время года нарисовал художник на первой картинке? А на второй? Так бывает? Почему?»

Словесные игры

ИГРА «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ»

Ход занятия.

Ребенок должен наглядно представить себе ситуацию, выраженную в слове, и решить, бывает данная ситуация в жизни или нет: «Собака на крыше гуляет» - так бывает? («Собака у конуры сидит», «Кошка на цепи сидит», «Цыплята в аквариуме плавают», «Кошка мышей ловит», «Мыши кошку ловят», «Трактор землю пашет», «Трактор по небу летит», «Мальчик по снегу плывет», «Собака под дверью мяукает») и т.д.

ИГРА «НАОБОРОТ»

Оборудование: мяч.

Ход  занятия.

Педагог приглашает детей в круг и объясняет правила игры: «Я буду называть слово, а вы подбирайте слово, противоположное по смыслу. Кто догадался, тот протягивает руки, и я ему бросаю мяч. Поймав мяч, он называет слово и бросает мяч мне». Педагог говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (вперед-назад, дальше-ближе, горячо-холодно, быстро-медленно; завязать-развязать, приехать-уехать, завернуть-развернуть, намочить-высушить, связать-распустить, закрутить-раскрутить, открыть-закрыть, упаковать-распаковать, подняться-опуститься). В случае затруднения дети могут произносить нужное слово хором.

ИГРА «3АКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!»

Ход занятия.

Педагог говорит детям несколько слов из предложения, а дети дополняют его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Я надела теплую шубу, чтобы .. » Дети говорят: «чтобы не замерзнуть, чтобы пойти гулять, ... чтобы было тепло». Педагог заранее готовит предложения, например: «Мы зажгли свет, потому что ... », «Дети надели панамки, потому что ... », «Мы полили цветы, чтобы ... », «Сегодня Маше подарили подарок, потому что ... » ит.д.

ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Оборудование: камешек.

Ход  занятия.

Педагог и дети садятся в круг. Педагог объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу слово, а вы придумываете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Саше камешек. Он возьмет камешек и ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им.

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ход занятия.

Педагог предлагает детям подобрать слова по смыслу. Предлагает детям вопросы: «Что можно шить?» (платье, юбку, костюм, шубу, рубашку, сарафан и т.д.). «Что можно штопать?» (носки, варежки, свитер, шарф). «Что можно завязывать?» (шнурки, веревку, шарф, ленту). «Что можно строить?» (дом, мост, дорогу, лестницу, гараж, башню) и т.д.

 

 

                           Использованная   литература:

Е.А.  Стребелева,  Гуманитарный  издательский  центр  «Владос»,   М. 2005.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»