Рабочая программа коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе «Гвоздичка»
для детей с ОНР на 2013-2014 учебный год
Юн Татьяна Юрьевна,учитель-логопед I категории; Демина Ирина Николаевна,
учитель-логопед высшей категории; Кононова Анна Борисовна,
учитель-логопед высшей категории
ГБДОУ№81 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………...........3
ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы ……………………………………………………………...………………………7
ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы .……………………………………………….……………9
ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы …………13
ГЛАВА IV. Работа учителя-логопеда с родителями ………..……...…………31
ГЛАВА V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ……………………………………...………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .………………………………………………………...………38
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………….………...………39
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы учителя-логопеда (далее Программа), интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет со 2-3 уровнем речевого развития в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение на один год, а также для детей, продолжающих коррекционное обучение в данной группе второй год.
Особенности психоречевого развития детей
с общим недоразвитием речи.
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.
Согласно теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.
Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.
Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.).
Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.
При осложнённом характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р. Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.
Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Основной контингент данной группы имеет третий уровень речевого развития.
Третий уровеньречевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают ещё достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора – «дыра»)
Наряду с лексическими ошибками у детей с IIIуровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи; её недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневик» – снеговик), антиципации («астобус» – автобус), добавление лишних звуков («мендведь»), усечение слогов («мисанел» – милиционер), перестановка слогов («восолики» – волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабыль», «тырава»).
Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.
Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.
Таким образом, указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях её нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Данная рабочая программа составлена на основе«Основной дошкольной образовательной программы ГБДОУ детского сада №81».
В ней также учитываются:
ü теоретические положения «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (с учётом профиля логопедической группы и возраста детей);
ü теоретические положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А. Васильевой;
ü опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ и научно-методических рекомендациях Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н. В. Нищевой, Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
• Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изменениями и дополнениями).
• Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
• Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959).
• Конституцией РФ от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями).
• Семейным Кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изменениями и дополнениями).
• Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
• Законом РФ от 10.07.1992 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
• Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (с изменениями и дополнениями).
• Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010г.
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (вступил в силу 16 марта 2010 г.).
•Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003 г.).
• Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
• Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме».
• Нормативные документы детского сада.
Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программы являетсяпостроение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе, способствующей устранению речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также осуществлению своевременного и полноценного личностного развития и обеспечению эмоционального благополучия детей посредством интеграции содержания образования, а также организации взаимодействия и преемственности действий всех субъектов образовательного процесса.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
· Обследование воспитанников общеразвивающих групп (младший, средний и старший дошкольный возраст) ГБДОУ № 56 и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий, включающих в себя:
– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа;
– уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;
– формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка;
– развитие связной речи дошкольников;
· Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
· Формирование у педагогического коллектива ГБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
· Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
· Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
· Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
· Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
· Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
· Уважительное отношение к результатам детского творчества.
· Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфическихпринципах.
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребёнку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребёнка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребёнка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
2. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учёта ближайшего прогноза развития ребёнка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трёх уровней:
· коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
· профилактического;
· развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
3. Принцип систематичности, доступности и повторяемости материала.
Логопед должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он может опираться на собственный опыт, постепенно расширяя и обогащая его. Постепенное концентрическое наращивание информации в каждой возрастной группе по всем направлениям работы, а также её многократное повторение и закрепление в различных видах деятельности в конечном итоге и обеспечивает поступательное развитие.
4. Принцип индивидуального подхода.
Согласно этому принципу при построении коррекционной работы следует учитывать соответствие хода развития каждого ребёнка (речевого, психического и личностного) нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
5. Комплексность методов коррекционного воздействия.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребёнком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребёнка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребёнка в его саморазвитии и самоутверждении.
6. Принцип природосообразности.
Данный принцип учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень её успешности.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
В специальной (коррекционной) группе контингент детей не меняется в течение года и представлен детьми 5-6 (6-7) лет с диагнозом ОНР в количестве 15 человек. Приём и выпуск детей осуществляется на основании документов территориальной медико-психолого-педагогичекой комиссии (ТМППК).
Содержание подгрупповой работы, которая проводится в рамках непосредственно-образовательной деятельности, отражена в календарно-тематическом планировании:
Приложение № 2. Календарный план проведения индивидуальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (непосредственно-образовательная деятельность) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
При планировании подгрупповой работы, учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Результативность логопедической работы отслеживается два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:
I. Смысловая сторона речи:
1. Развитие словаря
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
3. Развитие связной речи и речевого общения
II. Звуковая сторона речи:
1. Развитие просодической стороны речи
2. Коррекция произносительной стороны речи
3. Работа над слоговой структурой слова
4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.
III. Обучение элементам грамоты.
IV. Развитие высших психических функций.
V.Развитие общей и мелкой моторики.
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
IIпериод — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
июнь – проводится индивидуальная работа с детьми, посещающими логопедическую группу, в рамках непосредственно-образовательной деятельности.
3 недели сентября – учитель-логопед группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи проводит углублённое обследование детей, зачисленных в группу на основе рекомендаций территориально-медико-психолого-педагогической комиссии. Результаты такого обследования помогают ему спроектировать подгрупповую и индивидуальную работу в рамках непосредственно-образовательной деятельности, уточнить планирование рабочей программы. На всех детей с нарушениями речи заполняются индивидуальные речевые карты.
2-я половина мая – проводится итоговое логопедическое обследование с целью выявления динамики коррекционно-развивающей работы, оценки её эффективности. По результатам обследования вносятся коррективы в организацию и содержание деятельности учителя-логопеда на следующий учебный год, оформляется отчёт.
Форма организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда – подгрупповая и индивидуальная, которые относятся к непосредственно-образовательной деятельности. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, функционального состояния, сходного по характеру и степени выраженности речевых нарушений. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Индивидуальная работа зависит от тяжести речевого нарушения.
Режим дня и сетка подгрупповой и индивидуальной работы учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-13», утверждённым Главным государственным врачом Российской Федерации. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в старшей группе – 45 минут, в подготовительной к школе группе – 1,5 часа. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – 10 минут).
В старшей группе, подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно-образовательной деятельности, осуществляется 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут.
В подготовительной к школе группе, подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно-образовательной деятельности, осуществляется 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
Частота проведения индивидуальной работы определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальной работы 10 – 15 минут.
Учитель – логопед может проводить индивидуальную работу с детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребёнком на индивидуальную работу (10-15 минут), восполняется более ранним выходом детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
Исключение фронтальных занятий из коррекционного процесса обусловлено результативностью дифференцированного подхода к детям с нарушениями речи через подгрупповую и индивидуальную форму работы.
ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
См. Перспективное планирование.
ГЛАВА IV. РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
(или лицами, их заменяющими).
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Рекомендации подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.
Родителям предлагается создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ общения родителей с детьми. Родители стимулируют познавательную активность детей, создавая творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
ГЛАВА V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
ü Создание единого коррекционно-образовательного пространства;
ü Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
ü Повышение уровня подготовки специалистов;
ü Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
ü Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Модель взаимодействия
субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
Ребенок с ОНР |
Педагогический коллектив ГБДОУ |
Логопед |
Родители |
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развёртывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определённой последовательности.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР
Этапы |
Основное содержание |
Результат |
Организационный |
Медико-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи. Формирование информационной готовности педагогов ГБДОУ к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми (рабочее совещание). |
Составление плана перспективной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Составление плана взаимодействия логопеда со специалистами ГБДОУ и родителями ребёнка с нарушениями речи. |
Основной |
Решение задач, заложенных в плане перспективной работы. Согласование, уточнение (при необходимости корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. |
Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
Заключительный |
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы детьми группы. Определение дальнейших коррекционно-образовательных задач для детей, продолжающих своё обучение в группе (ст). Определение дальнейших перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи (подг). Итоговое рабочее совещание. |
Изменение и корректировка плана перспективной работы и продолжение логопедической работы (ст). Решение о прекращении логопедической работы с детьми (подг). |
Преемственность в планировании деятельности логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно чётко определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом |
Задачи, стоящие перед воспитателем |
Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма. |
Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе. |
Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. |
Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков. |
Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребёнка. |
Заполнение протокола обследования, изучение его результатов с целью перспективного планирования коррекционной работы. |
Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом. |
|
Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. |
Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. |
Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. |
Расширение кругозора детей. |
Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий. |
Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам. |
Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. |
Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей). |
Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания. Работа по коррекции звукопроизношения. |
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей. |
Развитие фонематического восприятия детей. |
Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. |
Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. |
Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях. |
Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. |
Развитие памяти детей путём заучивания речевого материала разного вида. |
Формирование навыков словообразования и словоизменения. |
Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни. |
Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации. |
Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок. |
Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения. |
Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в театрализованной деятельности детей, через использование поручений в соответствии с уровнем развития детей. |
Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы. |
Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении. |
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики. |
Воспитатели
|
Логопед |
Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности по тетрадям взаимодействия. |
Проведение медико-педагогического рабочего совещания. |
Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций. |
Проведение индивидуальных консультаций, «круглых столов». Работа по тетрадям взаимодействия.
|
Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий. |
Развитие внимания, памяти, восприятия, логического и других форм мышления в играх и упражнениях. |
Развитие и совершенствование связной речи.
|
Закрепление первоначальных навыков чтения и письма. |
Развитие графических навыков. |
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Использование упражнений на развитие основных движений и координацию в пространстве. |
Музыкальный руководитель |
Логопед |
Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений. |
Проведение медико-педагогического рабочего совещания. .
|
Использование упражнений для выработки правильного дыхания. |
Проведение консультаций по индивидуальным характеристикам ребёнка. |
Работа над просодической стороной речи. |
Использование упражнений на развитие мелкой моторики и координация речи с движением. |
Система взаимодействия логопеда и руководителя по физкультуре
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Использование упражнений на развитие основных движений. |
Руководитель по физкультуре. |
Логопед |
Использование игр и упражнений на координацию в пространстве. |
Проведение медико-педагогического рабочего совещания. .
|
Использование игр и упражнений на равновесие. |
Проведение консультаций по индивидуальным характеристикам ребёнка. |
Использование игр и упражнений с мячом. |
Использование упражнений для выработки правильного физиологического дыхания. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в старшей (подготовительной к школе) логопедической группе ГБДОУ на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
3. ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2007.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии». – СПб.: Образование, 1994г.
8. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи». – М., Профессиональное образование, 1993.
9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
11. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». – М., 1991.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения и второй год обучения. – М.: Альфа, 1993.
15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.
16. «Преодоление ОНР у дошкольников»/ под ред. Волосовец Т.В. – М.: Творческий центр, 2007.
17. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»/ под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., 2002.
18. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». – М.: Творческий центр, 2003.