Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пырлик Оксана Михайловна

Шибалова Татьяна Александровна

учителя-логопеды  ГБДОУ детский сад №65 «Солнышко»

Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга

 

Пояснительная записка

 

Важным этапом в работе учителя-логопеда является диагностика речевого   развития детей.

В данном методическом пособии представлены диагностические коллажи:

-«Домик»,

-«Айболит»,

-«Три поросёнка»,

-«Времена года».

Диагностические коллажи позволяют проводить обследование детей в игровой форме.

Коллажи и игровые упражнения к ним разработаны на основе «Схемы обследования ребёнка с общим недоразвитием речи», составленной Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломахой.

Обследования проводятся в сентябре, январе, мае. Результаты обследований заносятся в диагностическую таблицу. Так же результаты обследования логопед использует при заполнении речевой карты. Проведя анализ результатов можно проследить динамику коррекционной работы.

Логопед оценивает выполнение заданий ребёнком по критериям диагностики, которые прилагаются к данному пособию.

 

Диагностический коллаж «Домик»

1.«Засели домик».

Цель:1) уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах.

           2)выяснить умение детей образовывать названия детенышей домашних  

              животных.

Краткое содержание:

Детям предлагается набор животных. Среди них они отбирают и называют домашних животных, «заселяют» их в дом (закрывают окошки).

Затем к каждому животному подбирается его детеныш. (Кого позовет корова? Корова позовет теленка.)

2. «Кто и где живет»

Цель:1) выяснить умение ориентироваться на листе бумаги.

          2) выяснить умение понимать и употреблять в речи предлоги.

Краткое содержание:

Детям предлагается назвать, кто живет на первом (втором) этаже, в квартире в правом верхнем углу, в левом нижнем углу. Далее предлагается , кто живет над …, под…, где находится дерево, машина, шарики (по отношению к домику).

3. «Жук»

Цель:1) выяснить умение согласовывать числительное с существительным.

          2) выяснить умение произносить звук [ж] в словах.

Краткое содержание:

Детям предлагается назвать, кто может издавать звук «жжж» (жук). Затем предлагается позвать к жуку в гости его друзей (других жуков).Дети при этом произносят звук [ж]. Дети рассаживают жучков на дерево, считают их.

( один жук, два жука, …пять жуков).

4. «Шары»

Цель:1) уточнить знания цветов.

          2) выяснить умение согласовывать числительное с существительным.

Краткое содержание:

Детям предлагается закрыть незакрашенный шарик цветным шариком и назвать цвет  (розовый,  голубой,  синий, оранжевый, желтый шар).

 Далее детям предлагается посчитать шары. Сколько шаров улетело в небо? (Один шар, 2 шара, …5 шаров).

5. «Чудо-дерево»

Цель:  уточнить умение детей обобщать одним словом группу предметов.

Краткое содержание:

Детям предлагается украсить дерево предметами и назвать их (при этом выкладываются предметы из одной лексической группы). Далее уточняется: назови одним словом, что висит на дереве.

6. «Цветные картинки»

Цель:  Выяснить умение детей согласовывать существительное  с прилагательными.

Краткое содержание:

Детям предлагается подобрать цветные карандаши в соответствии с цветом предмета на коллаже и назвать предмет  (синее ведро, зеленый мяч, черный ботинок, зеленое дерево).

7. «Гномик»

Цель:  Выяснить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Краткое содержание:

Детям рассказывается история про гномика, который хочет поселиться в доме. У него все предметы маленького размера. Детям предлагается разложить предметы в окошки дома и назвать их ласково, как их называет гномик.

Предметные картинки: стол, кровать, шкаф, ложка, одеяло, миска.

8. «Птичка»

Цель:  уточнить умение употреблять и дифференцировать предложно-    падежные конструкции.

Краткое содержание:

Детям предлагается с фигуркой птички выполнить различные действия:

-посади птичку на дерево.

-посади птичку под дерево.

Затем учитель-логопед выполняет действие, а ребенок говорит, что делает птичка:  птичка села на ветку (летает над деревом).

9. «Звучащее слово»

Цель:  уточнить уровень развития у детей фонематических функций : определение первого, последнего звука в слове; определение звуков по порядку; определение количества звуков в словах.

Краткое содержание:

  1. Детям предлагается назвать:

-какой предмет находится в центре картины? (дом)

-скажи, какой первый (последний) звук в слове «дом»

     2) Какой цветок есть на картине (мак)

  -назови звуки по порядку в слове «мак» (дополнительное задание: составить схему слова «мак, закрывая кружками, обозначающими  гласные и согласные звуки, окошки дома.)

-что идет из трубы дома? (дым)

-сосчитай, сколько звуков в слове «дым»

10. «Составь слово»

Цель: 1)уточнить знания букв.

           2) уточнить умение детей составлять из букв слово.

Краткое содержание:

Детям предлагается назвать буквы, какие есть на картинке и составить из них слово, название предмета, который есть на картинке (лук)

Если ребенок затрудняется, ему предлагается набор букв для действий с ним

 

Диагностический коллаж « Айболит»

 

  1. «Отгадай загадку»

Цель;1) выяснить умение детей отгадывать загадки.  выяснить умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Краткое содержание:

1)Детям предлагается отгадать загадку:

                Лечит маленьких детей,

                Лечит птичек и зверей.

                Сквозь очки свои глядит

               Добрый доктор…(Айболит)

2)Логопед задает вопросы ,  дети отвечают:

-На чем доктор Айболит мог добраться до Африки?

-Что он делал в Африке?

         2. « Назови одним словом»

Цель: выяснить способность детей к обобщению.

Краткое содержание:

Детям предлагается назвать одним словом перечисленные предметы:

-вертолет, корабль, машина это…(транспорт)

-лев, обезьяна, слон, мышка это…(животные)

          3. « Что делает?»

Цель: выяснить у детей состояние глагольного словаря.

Краткое содержание:

Детям предлагается подобрать слова-действия к названным предметам:

-вертолет (машина, корабль) – что делает? ( летит, едет, плывет)

         4. «Скажи наоборот»

Цель: выяснить умение детей подбирать слова-антонимы.

Краткое содержание:

Детям предлагается сравнить два предмета:

-слон большой, а мышка…(маленькая)

-доктор Айболит добрый, а лев…(злой)

-обезъяна веселая, а мышонок…(грустный)

- доктор Айболит-друг зверей, а лев…(враг)

        5.  «Где находится предмет?»

Цель: выяснить умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Краткое содержание:

Детям предлагается назвать предмет, находящийся в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, справа от обезъяны, слева от обезъяны.

      6.  «Сколько звуков в слове?»

Цель: выяснить уровень сформированности  фонематического анализа и синтеза.

 Краткое содержание: 

Детям предлагается определить количество звуков в словах: рак, луна, банан.

7. «Прочитай»

Цель: выяснить навык сформированности чтения.

Краткое содержание: 

Детям предлагается прочитать написанные в книге слова. Если ребенок не умеет читать, то попросить назвать знакомые ему буквы.

         8. «Перескажи текст»

Цель: выяснить умение детей пересказывать текст.

Краткое содержание: 

Детям предлагается прослушать один из рассказов, написанных в книге, а затем пересказать его.

На 4 года-рассказ «Котенок».

У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей. 

 После прочтения текста логопед задает несколько вопросов по содержа­нию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Затем логопед еще раз выразительно читает рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее лого­пед предлагает ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».

На 5-6 лет – рассказ «Рыбалка»

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

 Прочитав ребенку рассказ, логопед задает ему вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?» Далее логопед предлагает ребенку план пересказа: «Сначала расскажи, куда собрался Илюша и как он соби­рался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».

 

Диагностический коллаж «Три поросенка»

 

  1.«Вспомни сказку»

Цель:1) выяснить , знакома ли ребенку сказка “Три поросенка”, знает ли он ее    содержание.

  1. определить ,умеет ли ребенок отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки.

Краткое содержание: 

Детям предлагают рассмотреть коллаж . Уточняют, из какой сказки изображены герои. Далее логопед задает вопросы по содержанию сказки:

-Как звали поросят?

-Что строили поросята?

-Кто хотел съесть поросят

 

2. «Образуй слова»

Цель: выяснить умения детей образовывать относительные  прилагательные.

Краткое содержание: 

Детям предлагают вспомнить ,из чего поросята строили дома и назвать, какой дом был у каждого поросенка ( соломенный, деревянный, кирпичный)

Далее предлагают подумать и сказать, что могли собирать поросята в корзинку (грибы, ягоды) , и что можно из них приготовить (грибной суп, земляничное варенье и т.д.)

Логопед предлагает ребенку набор картинок с изображением ягод и он по аналогии образовывает слова- прилагательные (брусничный сок, клюквенный морс и т.д.)

По аналогии проводится игра - задание «Какой листик у дерева?»

(у березы - березовый, у дуба - дубовый)

         3. «Назови одним словом»

Цель:1) выяснить объем активного словаря по лексическим темам: «Деревья», «Ягоды», «Дикие животные».

2)выяснить способность ребенка к обобщению.

Краткое содержание:

Ребенку предлагается назвать деревья, изображенные на коллаже (береза, дуб) . Затем уточняют, какие еще деревья знает ребенок. Далее ребенок называет предметы, которые показывает ему логопед (заяц, медведь, белка, лиса, еж), а затем получает задание назвать одним словом эти предметы (дикие животные).

4. «Где мой малыш?»

Цель: уточнить умение ребенка образовывать детенышей животных.

Краткое содержание:

Ребенку предлагают посмотреть и сказать: у белки - кто?(бельчонок)

Далее по аналогии без зрительной опоры: ( у зайчихи – зайчонок, у медведицы – медвежонок, у лисицы – лисенок, у ежихи – ежонок).

         5. «Чей? Чья? Чье?»

Цель: уточнить умение ребенка образовывать притяжательные прилагательные.

Краткое содержание:

Логопед предлагает назвать:

-  морда медведя – чья морда? (медвежья)

- нора лисы – чья нора? (лисья)

Далее по аналогии: дупло белки, хвост лисы, уши зайца.

          6. «Назови ласково»

Цель: уточнить умение ребенка образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Краткое содержание:

Ребенку предлагают ласково назвать предметы на коллаже: гриб – грибок, лист – листик, береза – березка, дом – домик, воробей – воробушек, лиса – лисичка.

          7. «Назови пары слов»

Цель: уточнить умение ребенка образовывать форму множественного числа существительных.

Краткое содержание:

Логопед предлагает назвать, что растет на дереве? (лист – листья). Далее по аналогии: дерево – деревья, воробей – воробьи, гриб – грибы и  т.д. 

        8. «Где находится предмет?» 

 Цель: уточнить умение ребенка употреблять и дифференцировать предложно-падежные конструкции, а также ориентироваться на листе бумаги.

Краткое содержание:

Логопед задает вопросы:

- Где находится белочка?

- Что находится справа, слева от домика?

-Что находится вверху, а что внизу коллажа?

 

Диагностический коллаж « Времена года»

 

1. «Времена года»

Цель: уточнить знания детей о временах года.

Краткое содержание:

Логопед обращает внимание детей на деревья, изображенные на коллаже и уточнить, в какое время года с деревьев облетают листья (осенью).

Далее просит назвать, какие предметы относятся к времени года «зима» (новогодняя елка, снеговик). Потом уточняет, какое время года наступает после зимы и просит показать, где на коллаже изображена весна. Далее аналогично уточняет представления детей о времени года «лето».

2. «Радуга»

Цель: выяснить уровень сформированности зрительного восприятия и знания цветов.

Краткое содержание:

Детям предлагается к каждому цвету радуги подобрать соответствующий карандаш и назвать цвета.

3. «Посчитай»

Цель: проверить навык счета до 10 и умение согласовывать числительные с существительными.

Краткое содержание:

Детям предлагают посчитать все шары на елке, а затем сосчитать только желтые шары ( один шар, два шара,…пять шаров).

4. «Какой формы»

Цель: выяснить умеют ли дети называть форму предмета.

Краткое содержание:

Детей просят назвать, какой формы шары на елке, части снеговика (круглой), крышка у бочки, озеро (овальной), парус у кораблика (треугольной).

5. «Из чего сделано»

Цель: выяснить навык образования относительных прилагательных.

Краткое содержание:

Детям предлагают образовать относительные прилагательные по образцу, данному логопедом:

- Гнездо из соломы – соломенное гнездо

- Бочка из дерева (какая? ) –

- Снеговик из снега (какой?) –

- Мишка из меха (какой?) –

- Ведро из металла (какое?) –

- Шарф из шерсти (какой?) –

- Шары из стекла (какие?) –

6. «Покажи картинки»

Цель: выяснить умение дифференцировать по слуху оппозиционные звуки.

Краткое содержание:

Детей просят показать «парные» картинки .

- Где нарисована трава, а где дрова.

Аналогично:

- почка – бочка

- уточка – удочка

- речка – редька

- мишка - мышка

 

7.Что нарисовано?

Цель: выяснить навык образования существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

Краткое содержание:

Логопед показывает нарисованный глаз, а затем нарисованные у снеговика глаза. Дети называют соответствующие пары слов.

Аналогично:

- пень – пни

- ухо – уши

- лист – листья

- дерево - деревья

 

Критерии оценивания / средний возраст от 4 до5 лет /

 

  1. Развитие неречевых психических функций

Высокий уровень

         При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек ребёнок не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребёнок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребёнок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с лёгкостью может сложить картинку из 2-4 частей, фигуры из 4-5 палочек.

Средний уровень

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек ребёнок  допускает отдельные ошибки, 1-2 раза ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребёнок допускает отдельные ошибки при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребёнок допускает 1-2 ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, не сразу может сложить картинку из 2-4 частей, не сразу может сложить по образцу фигуры из 4-5 палочек.

Низкий уровень

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек ребёнок допускает множественные ошибки, ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов. Ребёнок допускает ошибки при различении и соотнесении цветов, допускает многочисленные ошибки при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребёнок допускает множественные ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, без помощи не может сложить картинку из 2-4 частей. Ребёнок не может сложить по образцу фигуры из 4-5 палочек.

  1. Развитие моторной сферы

Высокий уровень

В процессе исследования состояния общей моторики ребёнок  выполняет движения. Объём движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Ручная моторика развита в полном объёме, темп выполнения движений нормальный. Ребёнок не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, раскрашивании предметов, с лёгкостью застёгивает и расстёгивает пуговицы, перекладывает  мелкие предметы из одной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объёме, переключаемость своевременная, синкинезии отсутствуют, сглаженность носогубных складок так же отсутствует. При выполнении артикуляционных движений способность к переключению не затруднена, все движения выполняются в полном объёме, в нормальном темпе, движения точные, координированные, синкинезии отсутствуют. Тонус артикуляционной мускулатуры в норме. Ребёнок удерживает артикуляционные позы.

Средний уровень

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется некоторая моторная неловкость,  движения не всегда точные и координированные, темп движений несколько замедлен. Ручная моторика развита не в полном объёме, темп выполнения движений незначительно снижен, ребёнок испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, раскрашивании предметов, с трудом расстегивает и застёгивает пуговицы, манипуляции с мелкими предметами недостаточно развиты. Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен незначительно, некоторые движения выполняются не в полном объёме, движения не всегда точные и координированные. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, не все движения выполняются в полном объёме, иногда отмечаются синкинезии. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен незначительно. Ребёнок испытывает трудности в удержании артикуляционных поз. 

Низкий уровень

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется общая моторная неловкость, нарушена координация движений, ребёнок выполняет движения не в полном объёме, переключаемость затруднена. Ручная моторика развита недостаточно, темп выполнения движений снижен, движения выполняются не в полном объёме. Отмечается наличие амбидекстрии, леворукость. Ребёнок не умеет правильно держать карандаш, испытывает затруднения в рисовании заданных линий, раскрашивании предметов, не умеет застёгивать и расстёгивать пуговицы, навыки манипуляции с мелкими предметами не сформированы. Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен, движения отсутствуют или выполняются не в полном объёме, отмечаются синкинезии, сглаженность носогубных складок. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, движения выполняются не в полном объёме, отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен.

  1. Развитие импрессивной речи

Высокий уровень

Ребёнок понимает обращённую речь. Объём пассивного словаря соответствует норме. Ребёнок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении заданий.

Средний уровень

Понимание обращённой речи приближается к норме, объём пассивного словаря несколько ниже нормы. Ребёнок понимает различные формы словоизменения, может допустить 1-2 ошибки при выполнении заданий.

Низкий уровень

Ребёнок плохо понимает обращённую речь, практически не понимает различные формы словоизменения, не понимает отдельные предложения. Объём пассивного словаря значительно ниже нормы.

  1. Развитие фонематических процессов

Высокий уровень

Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, не допускает ошибок. Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок. Ребёнок выделяет заданный звук из слов в любой позиции, не допускает ошибок при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Средний уровень

Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, или допускает 1-2 ошибки. Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении, или допускает 1-2 ошибки. При выделении заданного звука из слова ребёнок допускает 1-2 ошибки или выделяет заданный звук только в определённой позиции /Например: выделяет заданный звук только в начале слова/ . Ребёнок допускает 1-2 ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.

         Низкий уровень

Ребёнок не дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, или допускает множественные ошибки. Ребёнок не дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении, или допускает множественные ошибки. Ребёнок не выделяет заданный звук из слова. Ребёнок допускает множественные ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.

  1. Состояние произносительной стороны речи и развитие звуко-слоговой структуры слова.

Высокий уровень

Ребёнок не нарушает звуко-слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. У ребёнка достаточный объём дыхания, нормальный темп речи, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребёнок умеет употреблять основные виды интонации.

Средний уровень

Ребёнок нарушает звуко-слоговую структуру некоторых слов. Нарушено произношение двух-трёх групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков. У ребёнка преобладает нормальный темп речи, но объём дыхания недостаточный, умеет употреблять основные виды интонации, паузы в речевом потоке расставляет преимущественно верно.

Низкий уровень

Ребёнок грубо нарушает звуко-слоговую структуру слов. Нарушено произношение трёх и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков, встречаются  замены и пропуски звуков. У ребёнка недостаточный объём дыхания, ускоренный или замедленный темп речи, дисритмия, неправильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребёнок не умеет употреблять основные виды интонации.

  1. Развитие активного словаря

Высокий уровень

Активный словарь в норме.

Средний уровень

Активный словарь несколько ниже нормы.

Низкий уровень

Активный словарь значительно ниже нормы.

  1. Развитие грамматического строя речи

Высокий уровень

Ребёнок не допускает ошибок при выполнении заданий.

 

Средний уровень

Ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

Низкий уровень

Грамматический строй речи практически не сформирован, или ребёнок допускает множественные ошибки при выполнении заданий.

  1. Развитие связной речи

Высокий уровень

Ребёнок может самостоятельно пересказать текст из 3-4 предложений с опорой на картинки.

Средний уровень

Ребёнок может пересказать текст из 3-4 предложений с опорой на картинки и небольшой помощью взрослого.

 Низкий уровень

Ребёнок не может пересказать текст из 3-4 предложений с опорой на картинки.

 

Критерии оценивания / старший возраст от 5 до 6 лет /

 

  1. Развитие неречевых психических функций

Высокий уровень

         Ребёнок без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы. Ребёнок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы. Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. Ребёнок без труда складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разрезов; складывает из палочек предложенные изображения.

Средний уровень

Ребёнок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы, но при этом иногда допускает ошибки. Ребёнок различает и соотносит  10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы, но при этом допускает единичные ошибки. При ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела ребёнок так же допускает единичные ошибки. При складывании картинки из 4-6 частей со всеми видами разрезов, складывании из палочек предложенных изображений необходима незначительная помощь взрослого.

Низкий уровень

Ребёнок не дифференцирует звучание нескольких игрушек, не  определяет направление звука, не воспроизводит предложенные педагогом ритмы либо совершает множественные ошибки при выполнении указанных заданий. Ребёнок не различает и не соотносит 10 основных и оттеночных цветов, не различает предложенные геометрические формы, либо допускает множественные ошибки при выполнении данных заданий. Ребёнок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, не может показать по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, не может показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо либо допускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий. Ребёнок с трудом складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разрезов; с трудом складывает из палочек предложенные изображения либо вообще не может выполнить данные задания даже с помощью взрослого.

  1. Развитие моторной сферы

Высокий уровень

Общая и ручная моторика развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объёме, нормальном темпе. Координация движений не нарушена. Ребёнок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объёме и точно, синкинезии отсутствуют. Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объёме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют, саливация в норме.  Удержание  артикуляционных поз не затруднено.

Средний уровень

Общая и ручная моторика ребёнка развиты несколько ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объёме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений несколько нарушена. Ребёнок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, но делает это недостаточно легко и ловко. В мимической мускулатуре движения выполняются не всегда в полном объёме и не всегда точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика несколько нарушена, движения выполняются не в полном объёме и не всегда точно; переключаемость затруднена; наблюдаются синкинезии и тремор, повышенная саливация. Удержание артикуляционных поз затруднено.

Низкий уровень

        Общая и ручная моторика ребёнка развиты ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объёме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений грубо нарушена. Ребёнок моторно неловкий. Ребёнок не умеет правильно держать карандаш, не может без помощи рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; не умеет застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются не в полном объёме и недостаточно точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика нарушена. Движения неточные,  выполняются не в полном объёме, нарушена переключаемость, наблюдаются синкинезии и тремор, значительно повышена саливация. Артикуляционные позы удерживаются с большим трудом.

 

  1. Развитие импрессивной речи

Высокий уровень

Пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме. Ребёнок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные логопедом действия, показать по картинкам предметы определённой геометрической формы, обладающие определёнными свойствами. Ребёнок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении заданий; понимает предложно- падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного  и множественного числа глаголов, глаголы с приставками. Владеет обобщениями. Ребёнок понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь.

Средний уровень

Пассивный словарь ребёнка несколько ниже возрастной нормы. Ребёнок выполняет предложенные логопедом задания, но при этом допускает единичные ошибки. Частично владеет обобщениями. Ребёнок понимает смысл отдельных предложений, понимает связную речь, но может допускать единичные ошибки.

Низкий уровень

Пассивный словарь ребёнка  не соответствует возрастной норме. Ребёнок не выполняет задания, предложенные логопедом, или делает это с множественными ошибками. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Ребёнок не понимает смысл отдельных предложений, плохо понимает связную речь.

  1. Развитие фонематических процессов

Высокий уровень

Ребёнок без ошибок дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. Ребёнок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов.

Средний уровень

Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, но при этом допускает единичные ошибки. Ребёнок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, допуская отдельные ошибки.

         Низкий уровень

        Ребёнок не дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, или допускает при дифференциации множественные ошибки. Ребёнок не может без ошибок повторять слоги с оппозиционными звуками, не выделяет начальный ударный гласный из слов.

 

  1. Состояние произносительной стороны речи и развитие звуко-слоговой структуры слова.

Высокий уровень

Ребёнок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. Объём дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребёнок употребляет основные виды интонации.

Средний уровень

Ребёнок не грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Нарушено произношение 4-8 звуков. Объём дыхания недостаточный, продолжительность выдоха недостаточная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребёнок употребляет основные виды интонации.

Низкий уровень

Ребёнок грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения не соответствует возрастной норме, нарушено произношение 10 и более звуков. Объём дыхания недостаточный, выдох короткий, голос слабый, сиплый, хриплый, модуляция нарушена. Ребёнок не употребляет основные виды интонации. Речь не интонирована.

  1. Развитие активного словаря

Высокий уровень

Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь соответствует возрасту. Ребёнок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов, обобщает предметы и объекты, изображённые на картинке. Ребёнок не допускает ошибок при назывании действий, изображённых на картинках. Ребёнок называет основные и оттеночные цвета, форму указанных предметов.

Средний уровень

Уровень развития экспрессивного словаря несколько ниже нормы. Ребёнок называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов, но при этом допускает единичные ошибки. Ребёнок обобщает предметы и объекты, изображённые на картинках, но допускает при этом единичные ошибки. Ребёнок допускает единичные ошибки при назывании действий, изображённых на картинках. При назывании основных и оттеночных цветов ребёнок допускает отдельные ошибки. При назывании формы указанных предметов ребёнок допускает единичные ошибки.

Низкий уровень

Уровень развития экспрессивного словаря не соответствует возрасту.  Ребёнок не называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов или допускает множественные ошибки при выполнении этого задания. Ребёнок не обобщает предметы и объекты, изображённые на картинке, или но допускает множественные ошибки при выполнении задания. Ребёнок допускает множественные ошибки при назывании действий, изображённых на картинках. Ребёнок не называет основные и оттеночные цвета, не называет форму указанных предметов или допускает множественные ошибки при выполнении задания.

 

  1. Развитие грамматического строя речи

Высокий уровень

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребёнок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах, имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа, без ошибок употребляет предложно- падежные конструкции, согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребёнок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детёнышей животных.

Средний уровень

Уровень развития грамматического строя речи ребёнка несколько ниже возрастной нормы. Ребёнок допускает нестойкие /единичные/ ошибки при выполнении заданий.

Низкий уровень

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребёнок допускает стойкие грубые /множественные/ ошибки при выполнении заданий.

  1. Развитие связной речи

Высокий уровень

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребёнок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки. Ребёнок сохраняет связность и последовательность  изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев.

Средний уровень

Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы. Ребёнок без помощи взрослого не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья.

Низкий уровень

Уровень развития связной речи ребёнка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже её. Ребёнок не может пересказать небольшой  текст с опорой на картинки и с помощью взрослого, нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья.

 

Критерии оценивания / седьмой год  жизни /

 

  1. Развитие неречевых психических функций

Высокий уровень

         Ребёнок без ошибок дифференцирует звучание нескольких звучащих  игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы. Ребёнок безошибочно дифференцирует 10 и более основных и оттеночных цветов, воспринимает и дифференцирует плоские и объёмные геометрические формы /круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр/. Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве, без ошибок показывает предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу. Ребёнок безошибочно ориентируется в  схеме собственного тела, может показать левый глаз правой рукой, правое ухо левой рукой. Ребёнок без труда складывает картинку из 6-8 частей со всеми видами разрезов; складывает фигуры из 6-7 палочек по памяти.

Средний уровень

Ребёнок дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы,  допуская единичные ошибки. Ребёнок дифференцирует и соотносит  10 и более основных и оттеночных цветов, допуская единичные ошибки. Ребёнок воспринимает и дифференцирует плоские и объёмные  геометрические формы,  допуская  единичные ошибки. Ребёнок ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, допуская  единичные ошибки. Ребёнок складывает картинку из 6-8 частей со всеми видами разрезов с небольшой помощью взрослого. Ребёнок складывает фигуры из 6-7 палочек по памяти с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень

Ребёнок плохо дифференцирует звучание нескольких игрушек, плохо  определяет направление звука, при воспроизведении заданных педагогом ритмов делает множественные ошибки.  Ребёнок плохо дифференцирует и  соотносит 10 основных и оттеночных цветов, а так же плохо дифференцирует плоские и объёмные  геометрические формы.  Ребёнок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. Ребёнок не может сложить картинку из 6-8 частей со всеми видами разрезов, а так же не может сложить фигуры из 6-7 палочек по памяти.

  1. Развитие моторной сферы

Высокий уровень

Ребёнок ловко выполняет движения. Объём движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные. Все движения выполняются в нормальном темпе. Ручная моторика развита в соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объёме. Ребёнок хорошо переключается с одного движения на другое. Ребёнок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, а так же умеет застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой и косой разрезы, вырезать круг из квадрата. Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объёме и нормальном темпе, синкинезий нет. Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объёме и нормальном темпе. Переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации нет.

Средний уровень

Ребёнок выполняет движения практически в полном объёме и нормальном , или немного замедленном темпе. При этом движения не всегда точные и координированные, переключаемость замедленная. В ручной моторике наблюдаются не всегда точные и координированные движения, объём движений неполный, переключаемость замедленная, темп движений так же несколько замедлен. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты. У ребёнка может отмечаться леворукость или амбидекстрия. Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объёме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии. Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объёме и замедленном или ускоренном темпе; переключаемость несколько затруднена, отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация. 

Низкий уровень

У ребёнка отмечается моторная неловкость. Все движения выполняются не в полном объёме, в замедленном или ускоренном темпе. Движения слабые, неточные, нескоординированные, нарушена переключаемость. Движения выполняются крайне неуверенно и только с помощью взрослого. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы. У ребёнка отмечаются леворукость или амбидекстрия. Мышечный тонус мимической мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объёме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии. Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объёме, в замедленном или ускоренном темпе; при переключении с одного движения на другое наблюдаются персеверации и замены движений. Отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация.

  1. Развитие импрессивной речи

Высокий уровень

Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Ребёнок понимает различные формы словоизменения и словообразования. Ребёнок понимает смысл отдельных предложений, связных текстов, хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки.

Средний уровень

Объём пассивного словаря практически соответствует возрасту. По просьбе логопеда ребёнок показывает отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов, предметы, обладающие определёнными признаками, допуская единичные ошибки. Ребёнок частично владеет обобщениями; понимает различные формы словоизменения и словообразования, но допускает единичные ошибки. Ребёнок понимает смысл отдельных предложений, связных текстов, ориентируется в содержании знакомой сказки, допуская единичные ошибки. 

Низкий уровень

Объём пассивного словаря существительных, глаголов, прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет отдельными обобщениями. Ребёнок не всегда понимает различные формы словоизменения и словообразования. Ребёнок не всегда понимает смысл отдельных предложений, связных текстов, с трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. 

  1. Развитие фонематических процессов

Высокий уровень

Ребёнок без ошибок дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. Ребёнок без ошибок повторяет цепочки  слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять начальный и конечный согласные звуки из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

Средний уровень

Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, но при этом допускает единичные ошибки. Ребёнок повторяет цепочкислогов с оппозиционными звуками. Ребёнок выделяет начальный и конечный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.

         Низкий уровень

        Ребёнок не дифференцирует оппозиционные звуки, как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, или допускает при дифференциации множественные ошибки. Ребёнок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками с множественными ошибками. При выделении начального и конечного согласных в слове допускает ошибки, не определяет количество и последовательность звуков в слове.

  1. Состояние произносительной  стороны речи и развитие звуко-слоговой структуры слова.

Высокий уровень

Ребёнок не нарушает звуко-слоговую структуру сложных слов и фраз. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Сила и модуляция голоса нормальные. Темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Речь богато интонирована.

Средний уровень

Ребёнок незначительно и только на фоне предложения нарушает звуко-слоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме, нарушено произношение двух групп звуков. Объём дыхания нормальный, продолжительность выдоха достаточная, сила и модуляция голоса нормальные. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь интонирована недостаточно.

Низкий уровень

Ребёнок значительно нарушает звуко-слоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение трёх-четырёх групп звуков. Объём дыхания недостаточный. Продолжительность выдоха недостаточная. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Сила и модуляция голоса недостаточные. Темп и ритм речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нарушена. Речь не интонирована.

  1. Развитие активного словаря

Высокий уровень

Объём активного словаря ребёнка соответствует возрастной норме. Ребёнок может назвать по 4-5 существительных по всем предложенным логопедом темам, назвать части тела и части указанных предметов, обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображённые на картинке, использует в речи антонимы. Объём предикативного словаря достаточный. Ребёнок может назвать действия по указанным  картинкам. Объём атрибутивного словаря достаточный. Ребёнок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.

Средний уровень

Объём активного словаря ребёнка практически соответствует возрастной норме. Ребёнок может назвать по 3-4 существительных по всем предложенным логопедом темам, части тела и части указанных предметов, обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображённые на картинке, использует в речи некоторые антонимы. Объём предикативного словаря достаточный. Ребёнок может назвать действия по указанным картинкам, допуская единичные ошибки. Объём атрибутивного словаря достаточный. Ребёнок может назвать признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

Низкий уровень

Объём активного словаря ребёнка не соответствует возрастной норме.  Ребёнок не  может назвать даже по 2-3 существительных по всем предложенным логопедом темам, части тела и части указанных предметов, обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображённые на картинке, не использует в речи антонимы. Объём предикативного словаря недостаточный. Ребёнок не может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками. Объём атрибутивного словаря недостаточный. Ребёнок не  может назвать признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными  ошибками.

  1. Развитие грамматического строя речи

Высокий уровень

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребёнок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, формы существительных в косвенных падежах, существительных множественного числа в родительном падеже. Ребёнок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа, употребляет предложно-падежные конструкции. Ребёнок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; умеет образовывать относительные  и притяжательные прилагательные от существительных, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида. 

Средний уровень

Уровень развития грамматического строя речи ребёнка несколько ниже возрастной нормы. Ребёнок допускает нестойкие /единичные/ ошибки при выполнении заданий.

Низкий уровень

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребёнок допускает множественные ошибки при выполнении заданий.

  1. Развитие связной речи

Высокий уровень

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребёнок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок. Ребёнок сохраняет связность и последовательность  изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов.

Средний уровень

Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы. Ребёнок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.

 

Низкий уровень

Уровень развития связной речи ребёнка не соответствует возрастной норме. Ребёнок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.  Нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения языковых компонентов.

  1. Развитие элементарных навыков  чтения и письма

          Высокий уровень

Ребёнок знает все буквы русского алфавита. Ребёнок может написать несложные  слова печатным шрифтом. У ребёнка сформирован навык осознанного чтения слов, предложений, текстов из 3-4 предложений (чтение послоговое).

Средний уровень

Ребёнок знает большинство букв русского алфавита. Ребёнок может написать некоторые буквы, простые  слова, состоящие из знакомых ему букв (печатным шрифтом). У ребёнка сформирован навык чтения слогов, простых слов из знакомых ему букв (чтение побуквенное, послоговое).

Низкий уровень

Ребёнок  не знает буквы или знает не более 4-5 букв русского алфавита. Ребёнок может написать печатным шрифтом знакомые ему 4-5 букв русского алфавита. Навыки чтения отсутствуют.

 

Литература:

1. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в  условиях дошкольного образовательного учреждения»./ Спб., «Детство-Пресс»2000г./

2. Н.В.Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи /с 3 до 7 лет/». /Спб., «Детство-Пресс» 2012г./

3. А.М.Быховская, Н.А.Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР»./ Спб., «Детство-Пресс» 2012г./

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»