Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ранняя логопедическая помощь дошкольнику на начальных этапах появления речевых судорог.

 

Боброва В.Е,

логопед высшей квалификационной категории

ГБДОУ Детский сад  № 116, Фрунзенского района

Санкт Петербург

 

В любой речевой группе может появиться ребенок с заиканием. Кроме того, часто на консультацию к логопеду приходят родители с ребенком, который только что начал заикаться. Причиной появления заикания является неврологическая предрасположенность обусловленная:

- Генетически

- Проблемами внутриутробного развития

- Родовой травмой

- Инфекциями (детскими, вирусными и др.), перенесенными внутриутробно либо в младенчестве

- Иными травмами.

 

Пусковые механизмы заикания:

а) Эмоционально - стрессовые состояния

- испуг (ссора родителей, испугался собаки и т.п.)

- ребенок не выспался

- ребенок переел, переохладился

- переизбыток впечатлений на празднике, в гостях, в театре и т.п.

б). Заикание спровоцированное лекарствами:

врач - невропатолог назначает лечение ребенку с неврологическими проблемами и на фоне лекарственной терапии возникают речевые судороги (перестимулировали речевые зоны)

в) Детские болезни и респираторные инфекции с сильным кашлем и высокой  температурой.

 

В группе риска дети с алалиями; ОНР I и II уровня, обусловленными задержкой речевого развития.

Кроме того, дети с нарушениями речевого дыхания:

- поверхностный вдох

- укороченный выдох

- забор воздуха в середине фразы или слова

- дети с тахилалией

- дети с лабильным состоянием нервной системы.

 

Алгоритм действий логопеда по оказанию первой помощи ребенку.

1. Режим ограничения речи на 2-3 недели.

В первую неделю желательно, чтобы ребенок не посещал    дошкольного учреждения. Логопед беседует с мамой, учит, как дома соблюдать речевой покой:

- общение с ребенком полушепотом, на мягкой голосоподаче,

- ответы ребенка в режиме шепотной речи, односложные;

- максимально использовать мимику, пантомимику (жестовая речь);

- ограничение всего, что может вызвать сильный эмоциональный ответ: (подвижные игры, эстафеты, просмотр ТВ программ, громкая музыка и т.п.); - выполнение дома голосо - дыхательных упражнений,

- комплексов артикуляционной и пальчиковой гимнастик;

- длительные прогулки, сон;

- медикаментозное лечение.

 

2. Срочно направляем ребенка к врачу - невропатологу.

Пока нет назначений, просим педиатра в саду назначить после осмотра ребенка корвалол либо валосердин на 14 дней. Невропатолог потом подтвердит или отменит это назначение. А на первых порах лекарства помогут справиться с судорогами.

 

Как дальше работать с таким ребенком?

Логопед консультирует педагогический коллектив, работающий с данным ребенком: воспитателей, музработника, физработника и др:

- не спрашивать ребенка на занятиях, не концентрировать внимания всех на заикающемся ребенке

- не просить ребенка отвечать громким голосом на заданный вопрос

- в период ограничения речи этому ребенку отменяются эстафеты, шумные, подвижные игры, сольные выступления на празднике (для него дается какая - то почетная спокойная роль)

- поощряются настольно - печатные игры, конструкторы, изодеятельность

- очень плезно заниматься в этот период пением, логоритмикой и ритмикой, психогимнастикой.

 

  Логопед на индивидуальных занятиях с ребенком использует приемы, помогающие снять заикание:

- релаксационные упражнения, психогимнастика (кн. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания дошкольников в игре» Москва, Просвещение 1984 ;  «Психогимнастика» Чистяковой М.И, Москва, Просвещение 1990 ; «Психогимнастика в детском саду» Алябьевой Е.А. Москва, Сфера 2003)

- голосо - дыхательные упражнения: хорошие результаты дает парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.можно применять комплексы из кн. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания дошкольников в игре».

- артикуляционные упражнения:

используются артикуляционные комплексы, укрепляющие мышцы рече - двигательных органов при дизартриях

- любые комплексы пальчиковой гимнастики.

 

Через 2 - 3 недели, когда ребенок научится прнимать позу покоя при разговоре («поза кучера»), когда более - менее наладится правильное речевое дыхание - речевые судороги исчезнут либо значительно уменьшатся. Теперь логопед может ставить щелевые звуки, "Л" и только потом взрывные. При постановке взрывных звуков может временно вернуться судорога, но с ней можно справиться теми же способами. Благодаря раннему коррекционному вмешательству и данному методическому приему 80 - 85% детей выходят из заикания, но у многих это состояние не стабильно, поэтому таких детей необходимо направлять в специализированную группу для заикающихся , где созданы все условия необходимые для коррекционной работы.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»