Ранняя логопедическая помощь дошкольнику на начальных этапах появления речевых судорог.
Боброва В.Е,
логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ Детский сад № 116, Фрунзенского района
Санкт Петербург
В любой речевой группе может появиться ребенок с заиканием. Кроме того, часто на консультацию к логопеду приходят родители с ребенком, который только что начал заикаться. Причиной появления заикания является неврологическая предрасположенность обусловленная:
- Генетически
- Проблемами внутриутробного развития
- Родовой травмой
- Инфекциями (детскими, вирусными и др.), перенесенными внутриутробно либо в младенчестве
- Иными травмами.
Пусковые механизмы заикания:
а) Эмоционально - стрессовые состояния
- испуг (ссора родителей, испугался собаки и т.п.)
- ребенок не выспался
- ребенок переел, переохладился
- переизбыток впечатлений на празднике, в гостях, в театре и т.п.
б). Заикание спровоцированное лекарствами:
врач - невропатолог назначает лечение ребенку с неврологическими проблемами и на фоне лекарственной терапии возникают речевые судороги (перестимулировали речевые зоны)
в) Детские болезни и респираторные инфекции с сильным кашлем и высокой температурой.
В группе риска дети с алалиями; ОНР I и II уровня, обусловленными задержкой речевого развития.
Кроме того, дети с нарушениями речевого дыхания:
- поверхностный вдох
- укороченный выдох
- забор воздуха в середине фразы или слова
- дети с тахилалией
- дети с лабильным состоянием нервной системы.
Алгоритм действий логопеда по оказанию первой помощи ребенку.
1. Режим ограничения речи на 2-3 недели.
В первую неделю желательно, чтобы ребенок не посещал дошкольного учреждения. Логопед беседует с мамой, учит, как дома соблюдать речевой покой:
- общение с ребенком полушепотом, на мягкой голосоподаче,
- ответы ребенка в режиме шепотной речи, односложные;
- максимально использовать мимику, пантомимику (жестовая речь);
- ограничение всего, что может вызвать сильный эмоциональный ответ: (подвижные игры, эстафеты, просмотр ТВ программ, громкая музыка и т.п.); - выполнение дома голосо - дыхательных упражнений,
- комплексов артикуляционной и пальчиковой гимнастик;
- длительные прогулки, сон;
- медикаментозное лечение.
2. Срочно направляем ребенка к врачу - невропатологу.
Пока нет назначений, просим педиатра в саду назначить после осмотра ребенка корвалол либо валосердин на 14 дней. Невропатолог потом подтвердит или отменит это назначение. А на первых порах лекарства помогут справиться с судорогами.
Как дальше работать с таким ребенком?
Логопед консультирует педагогический коллектив, работающий с данным ребенком: воспитателей, музработника, физработника и др:
- не спрашивать ребенка на занятиях, не концентрировать внимания всех на заикающемся ребенке
- не просить ребенка отвечать громким голосом на заданный вопрос
- в период ограничения речи этому ребенку отменяются эстафеты, шумные, подвижные игры, сольные выступления на празднике (для него дается какая - то почетная спокойная роль)
- поощряются настольно - печатные игры, конструкторы, изодеятельность
- очень плезно заниматься в этот период пением, логоритмикой и ритмикой, психогимнастикой.
Логопед на индивидуальных занятиях с ребенком использует приемы, помогающие снять заикание:
- релаксационные упражнения, психогимнастика (кн. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания дошкольников в игре» Москва, Просвещение 1984 ; «Психогимнастика» Чистяковой М.И, Москва, Просвещение 1990 ; «Психогимнастика в детском саду» Алябьевой Е.А. Москва, Сфера 2003)
- голосо - дыхательные упражнения: хорошие результаты дает парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.можно применять комплексы из кн. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания дошкольников в игре».
- артикуляционные упражнения:
используются артикуляционные комплексы, укрепляющие мышцы рече - двигательных органов при дизартриях
- любые комплексы пальчиковой гимнастики.
Через 2 - 3 недели, когда ребенок научится прнимать позу покоя при разговоре («поза кучера»), когда более - менее наладится правильное речевое дыхание - речевые судороги исчезнут либо значительно уменьшатся. Теперь логопед может ставить щелевые звуки, "Л" и только потом взрывные. При постановке взрывных звуков может временно вернуться судорога, но с ней можно справиться теми же способами. Благодаря раннему коррекционному вмешательству и данному методическому приему 80 - 85% детей выходят из заикания, но у многих это состояние не стабильно, поэтому таких детей необходимо направлять в специализированную группу для заикающихся , где созданы все условия необходимые для коррекционной работы.