Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекционное значение дидактических игр
и игровых ситуаций в процессе обучения математике
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

Долмантова Юлия Ивановна

Основной целью обучения детей с интеллектуальной недостаточностью  является подготовка их к производительному, общественно-полезному труду и к самостоятельной жизни. Решающую роль в этом играет целенаправленная коррекционно-воспитательная работа, которая осуществляется как во внеурочное время, так и на уроках. Большие коррекционные возможности раскрываются на уроках математики. Но при этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. Как правило, эти дети инертны, пассивны, не проявляют желания активно усваивать математические знания. Все познавательные процессы детей с проблемами в развитии имеют свои специфические особенности. Например: память отличается замедленностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Это отражается на качестве обучения, а информацию, зачастую, необходимо сохранить в памяти на длительный срок.

Особое значение для таких детей имеет наглядно-образная и эмоциональная память. Известно, что запоминание зависит от обеспечения длительного и прочного внимания к тому, что должно быть запомнено. Если удается обратить, сосредоточить на чем-либо внимание, то оно лучше сохраняется в памяти и используется в нужный момент. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка, создать положительное эмоциональное отношение к математике и помочь осознать практическую значимость излагаемого материала. Этой цели и служат дидактические игры и игровые ситуации.

            Ведь игровая деятельность надолго остается ведущей у умственно отсталых детей. Притом дидактические игры очень хорошо уживаются с такой серьезной наукой как математика. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении рабочего материала, стимулирует мыслительную деятельность.  Дидактическую игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую детям только радость. Дидактическая игра — это вид преобразующей творческой деятельности.

            В чем же состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак?

            Во-первых, дидактическая игра обязательно имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

            Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, дидактические задачи, оборудование, результат игры.

            Во-вторых, дидактическая игра обладает существенным признаком, который отличает её от игр вообще - наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, конкретны и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

            Рассмотрим более подробно структурные компоненты дидактической игры. Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования к знаниям.

            Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

            Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

            Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

            Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи, поставленной игрой.

            Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Это подсчет жетонов, очков или баллов и т.д. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

            Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую силу, превращается в выполнение указаний.

            Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

            Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.

            Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом, поэтому усвоение учебного материала происходит непреднамеренно. Двойственное содержание дидактической игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение конкретными знаниями в непринужденной форме.

            Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия.

            Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные виды наглядности: таблицы, модели, а также дидактический раздаточный материал, жетоны, призы, которыми награждаются команды-победители.

            В зависимости от того, какой материал используется в дидактических играх на уроке, они делятся на предметные игры (лото, домино и т.д.), предметно-словесные  (игры-путешествия, математические сказки в форме домашнего театра и т.д.), только словесные («Какое число было задумано?», математические загадки, задачи-шутки и т.д.).

 

 

            Кроме дидактических игр в урок включаются и игровые ситуации.

            Игровые ситуации — это дидактические упражнения, которые носят игровой характер. Они уменьшают степень нервно-психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у детей и помогают результативному овладению знаниями. Для выполнения дидактических упражнений учащимся также даются конкретные указания. Процесс игры также подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Дидактические упражнения предусматривают необходимость овладения определенными знаниями, необходимыми для реализации замысла игровой ситуации. Учебная задача, как и в дидактической игре, не ставится прямым образом, поэтому усвоение учебного материала происходит непреднамеренно, в непринужденной форме. Дидактические упражнения не имеют всех обязательных для дидактической игры элементов, но дидактические игры и упражнения направлены на углубление, закрепление, развитие, приобретение знаний, умений и навыков.

            Дидактические игры и упражнения неразрывны с процессом обучения. Наиболее существенной задачей для учителя математики является:

                        1. Определение места дидактической игры и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.

            2. Целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала.

                        3. Разработка методики проведения дидактической игры с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся.

            4. Учет требований к содержанию игровой деятельности, способствующих развивающему обучению (по Выготскому Л.С.).

            Наиболее сложными по подготовке являются дидактические игры. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

            1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделять особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

            2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

            3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры.

            4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

            5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?

            6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

            7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

            8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

            9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

            Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

            Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

            Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

            Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

            Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

            При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

            1. Правила игры должны быть простыми, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

            2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

            3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

            4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры. Особенно это бывает заметно, когда игра проводится с учениками
VI - VIII классов. Они уже хорошо разбираются, где организаторы игр объективны, а где нет, и остро реагируют на несправедливость.

            5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

            6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

            7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.

            8. Игровой характер при поведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.

            9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

            10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

 

Список литературы

 

1. Чилингирова Л., Спиридонова Б.

    Играя, учимся математике.

    Москва, Просвещение, 1993.

 

2. Коваленко В.Г.

    Дидактические игры на уроках математики.

    Москва, Просвещение, 1990.

 

3. Дьячкова О.А.

    Игры школьников.

    Учпедгиз, Москва, 1955.

 

4. Жикалкина Т.К.

    Игровые и занимательные задания по математике.

    Москва, Просвещение, 1989.

 

5. Антонович Н.Х.

    Математические игры для учащихся 5 классов. //

    «Математика в школе», 1965 г., № 5.

 

6. Минкин Е.М.

    От игры к знаниям.

    Москва, Просвещение, 1982.

 

7. Спиваковская А.С.

    Игра – это серьезно.

    Москва, Просвещение, 1981.

 

8. Васильев В.Г. и др.

    Математические соревнования.

    Москва, Наука, 1974.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»