Тулисова Ирина Валерьевна
Урок по развитию речи
Тема: Признаки осени. Экскурсия.
Цели:
• Развивать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы.
• Развивать умения сравнивать на слух, по запаху, на ощупь, отвечать на вопросы и задавать их с помощью имитационных навыков.
• Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; мышления на основе упражнений в установлении логических связей.
• Воспитание эмоциональной адекватности.
Ход урока.
/. Организационный момент.
а) Речевая разминка. «Сядет тот, кто назовет порядок картинок; назовет их по памяти (3-4)». Учащимся предлагаются картинки овощей и фруктов. Например:
1) яблоко, груша, помидор, огурец;
2) красное яблоко, зеленое яблоко, желтая груша, зеленая груша;
3) большая груша, маленькая груша, средняя груша; большое яблоко, маленькое яблоко, среднее яблоко.
Безречевые дети: выполняют задание с помощью слов - картинок
II. Сообщение темы урока.
Вводная беседа, работа с календарем природы. Вопросы: «Когда собирают урожай овощей и фруктов? (Осенью.) Какое сейчас время года? (Осень.) Почему? Как ты догадался? Посмотрите в окно и скажите: Какое небо? Есть ли солнце? Какие листья на деревьях? Идет ли дождь? Как одеты люди?»
- Где мы можем точно узнать, какая сегодня погода? (На улице).
- Давайте пойдем на экскурсию.
Безречевые дети:
• работают с календарем природы;
• строят осколочно - разрезную картинку «Осень»;
• дифференцируют времена года осени и лета с помощью картинок;
• строят временной ряд из 4-х картинок «Времена года» в заданном порядке.
III. Инструктаж.
а) Определение заданий для учеников; распределение поручений и порядка выхода из школы.
- Коля с Таней соберут букет из листьев и опишут их цвет, состояние.
- Саша и Лена расскажут нам о небе, облаках, тучах, солнце и т.д.
- Каждый должен будет спросить у другого об осени, ее приметах: что нравится; какой цвет листьев нравится; какие чувства вызывает природа (красота, великолепие, бодрость, радость...)
IV. Проведение экскурсии.
V. Итог.
- Какие чувства, настроение были у нас во время экскурсии?
Безречевые дети: во время экскурсии сравнивают на слух, на ощупь, по запаху: кору деревьев, листья и плоды деревьев и кустарников, шум кроны деревьев и голоса птиц и т.д.
Дополнительный материал.
Составление графической схемы за сентябрь: Сколько было ясных дней? Что такое ясный день? Как можно сказать по-другому? (Солнечный, веселый...) Сколько дней было с дождем? Пасмурных? (Работа с символическими знаками. Составление схемы сентября.) Используя условные обозначения, розданные в конверте, ученики выкладывают свою схему сентября. На доске висит уже готовая схема, но она закрыта; учащиеся затем сравнивают свой результат с образцом учителя.
• Рассказ учителя об осени:
— Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие. моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листики с деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют, они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу без зонта не выйдешь, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог. Хотя в сентябре очень много солнечных дней. Деревья стоят в красивом уборе...
• Стихотворение:
Можно исполнить стихотворение:
«Осень в гости к нам пришла,
Свои краски принесла,
Желтые и красные — листочки разные.
Ветер дунул — раз, два, три —
Полетели, посмотри.
Покружились и упали,
Землю золотом устали».
• Работа над предложением: «Теперь, гладя на схему, давайте расскажем об осени». Учитель дает начало каждому предложению, а затем учащиеся пробуют сами
составлять предложения, глядя на опоры. Приблизительный рассказ учащихся:
«Осенью небо... Солнышко светит... Часто идут... Листья на деревьях... Птицы улетают... Люди надевают...»
• Подберите вопрос: «Какое небо осенью? Какое солнце осенью? И т.д.
Безречевые дети:
• имитируют действиями признаки осени, озвученные учителем;
• определяют по признакам предметов время года;
• отвечают на вопрос с помощью слов-картинок;
• составляют ответ -рассказ с помощью серии сюжетных картинок;
• заканчивают предложение, начатое учителем словами-картинками;
• подбирают слова - картинки к сюжетной картине;
• составляют несколько предложений из картинок фрагментов с опорой на сюжетную картину:
• имитируют действия по словесной инструкции учителя.