Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование  ИКТ  на  уроках  и  во  внеклассной работе в  коррекционной  школе  VIIвида.

 

учитель русского языка и литературы

522 коррекционной школы VIIвида  г. Санкт-Петербурга Циколия Татьяна Николаевна

 

Введение.

 Представленная  статья – это попытка назвать некоторые эффективные приемы работы с детьми  в коррекционной школе VIIвида. 

    Думаю, что мой опыт учителя русского языка и литературы  может быть интересен лишь постольку, поскольку он отражает связь процесса обучения с решением главной задачи педагога коррекционной школы.  Эта задача - восполнение, насколько это возможно, недостающего в силу внешних  социальных  причин  позитивного опыта  и  позитивного  влияния на  личность ребенка или подростка.

    Следует с самого начала заметить, что  учитель-предметник коррекционной школы  несет несравненно большую ответственность  и  просто обязан умело  соединять  задачи   обучения  с иными  задачами. К  этому выводу приходишь не сразу, но лишь близко познакомившись с контингентом  учеников школы.

    У каждого моего ученика есть серьезная причина, по которой он оказался у нас. Эти причины разные. Одно роднит всех  наших детей – уровень самооценки у всех серьезно занижен, о чем говорят результаты обследования наших детей школьными психологами и арттерапевтом. По этой причине  желательно, чтобы  любая деятельность ученика в нашей школе давала  ему  возможность самореализации,  самоутверждения.

     Итак,  тема статьи – это,применение доступных мне технологий  (в данном случае ИКТ) при обучении детей коррекционной школы VII вида с целью приблизить их знания к уровню массовой школы, а  также использование для этой цели некоторых приемов в работе во  внеурочное время.   Эти приемы, о которых ниже пойдет речь,  направлены  на повышение мотивации  и  заинтересованности учащихся и применяются мною с  учетом главной проблемы каждого нашего ученика – проблемы низкой самооценки, неверия в себя. Насколько  актуальна названная  проблема, лучше всего может судить человек, имеющий опыт работы в школе подобной моей.

 

   

  Вначале  коснусь  вопроса  п р и м е н е н и я    И К Т  в   м о е й 

 р а б о т е    н а   у р о к а х    р у с с к о г о    я з ы к а..

     Несмотря на то, что возможность учить детей  используя компьютер появилась сравнительно недавно, теперь мне трудно представить  мою работу в школе без КТ.

  1. П р е з е н т а ц и и

   Дети нашей школы в большинстве своем не имеют возможности посидеть за компьютером дома.  Этот факт  делает уроки с применением  ИКТ особенно привлекательными для них.

   Поскольку в коррекционной школе количество учащихся  в  классе  не превышает обычно 15 человек, то  даже без  применения  экрана и проектора,  развернув монитор к ученикам, можно  вести урок, используя слайды  с  таблицами, с текстами. 

    До того как у нас появилась возможность работать в компьютерном классе, я   начала  использовать  презентации и собственные и заимствованные через интернет.  К счастью, многие  учителя размещают на сайтах свои презентации  к урокам русского языка по различным темам.  На данный момент  у меня в классном компьютере  сохранены  презентации  к урокам русского языка в 5,6,7,8  классах,  к урокам  по развитию речи. Иногда появляется необходимость, особенно при обобщении темы, создать 1 – 2 слайда со схемами или таблицами, которые, по словам учеников, хорошо запоминаются  и помогают  лучше  понять пройденное.

II.  Н е с е т е в ы е   о б у ч а ю щ и е  п р о г р а м м ы.

    Точно так же  в  кабинете через монитор компьютера мы используем  отдельные фрагменты обучающих программ   «Тест Ткаченко»,  «Русский язык в 8 классе», «Русский язык в 7 классе» и  т. д.,  «Фраза».  Эти ресурсы я давно использую для распечатки  текстов орфографических заданий.  На уроке дети поочередно подходят к мышке, когда мы работаем с интерактивными таблицами программ серии «Русский язык в школе».   Удачную несложную таблицу или схему дети иногда сами  просят перенести в тетрадь.  В моих собственных презентациях мы можем на уроке изменить текст слайда, сделать добавление. У ребят старшеклассников появляется интерес к работе в программе «Пауэр Пойнт». Один ученик взялся создать  презентацию по теме «Односоставные предложения в пословицах русского языка».  Разумеется время работы с презентацией или программой на уроке  разумно ограничено.

 

III.  Р а б о т а   с   о б у ч а ю щ и м и  п р о г р а м м а м и   в   с е т и.

До того, как мне удалось пройти обучение по программе «Знак», я пользовалась сетевой программой «Школьный наставник».  На уроках русского языка я работаю в компьютерном кабинете  с 8 и 9 классами 

. Признаться, задания  по синтаксису и пунктуации в тестах для 8 – 9 классов не вполне доступны нашим ученикам. Некоторые простые задания я могла им предлагать, но в основном  вопросы  в  заданиях слишком теоретизированы. Если ученик не может разобраться в сложной для него формулировке  задания, это не может вызвать энтузиазма и интерес к работе пропадает. Поэтому большой удачей для себя я считаю возможность работать в программе «Знак».

. «Знак» - это тестовая оболочка. Ее основное достоинство и преимущество перед прочими программами, такими как «Школьный наставник» или «Фраза», состоит в том, что содержание заданий тестов вносит сам учитель, учитывая возможности конкретного класса. Учитель выбирает количество заданий для теста, он может за несколько минут изменить или дополнить текст любого  задания, учитель регулирует и уровень оценки знаний. Можно сначала вносить в задание знакомые уже по домашней или классной работе предложения. Эффект узнавания поднимает настроение ребят, дает чувство уверенности. Повторюсь еще раз: ученикам коррекционной школы совершенно необходим на уроках позитивный опыт успеха, победы, поэтому стараюсь  тщательно готовить учеников к контрольному тестированию, чтобы избежать двоек. Поначалу и самое простое задание новой темы могут выполнить единицы. В процессе изучения в режиме самоконтроля и аутотренинга происходит главная работа ученика, когда он самостоятельно находит ответы к заданиям, пользуясь и учебником и тетрадью, повторно возвращаясь к тесту, пока не выйдет на 4 или 5. Тогда я подхожу и, задав пару вопросов, оцениваю уровень усвоения материала учеником.  Наработанные таким путем знания достаточно прочны.  Уроки в компьютерном классе я считаю весьма продуктивными.  

 

 Если говорить об уроках  л и т е ра т у р ы   в свете сформулированной мной главной задачи,  т.е. повышения самооценки моих учеников, гармонизации и развития их личности, то как учитель словесник я обладаю несомненным преимуществом. Ведь в моем распоряжении имеется колоссальный потенциал воздействия на личность ребенка в  виде русской классической литературы. Несомненно, беседа на уроке, обсуждение определенной нравственной, социальной проблемы  на материале художественного произведения – это самое первое и естественное, что можно сделать, если желаешь что-то сказать своему ученику, подвести его к какой-нибудь мысли, не навязывая своего мнения.

  Еще более несомненно  то, что восприятие высокохудожественного произведения само по себе является благом и постепенно формирует в ученике орган восприятия этого прекрасного. Существует множество интересных методических работ, которыми можно пользоваться для достижения поставленных целей на уроках литературы. Также есть возможность применения ИКТ. Хотя  она  невелика. Во всяком случае меня не заинтересовала ни одна программа по литературе.

   Но воздействие уроков литературы на личность не подготовленных к чтению читателей весьма ограничено во времени.  Такое влияние, не поддерживаемое в семье, ничтожно.  Нет  никакой возможности заставить детей  самостоятельно читать дома.

 

   Дальше речь пойдет не о технологиях обучения, но о приемах, способствующих пробуждению интереса к обучению и раскрытию своих возможностей. Расскажу о своем опыте привлечения к школе учеников. Мы ставам спектакли. Теперь нам помогают в этом  и  к о м п ь ю т е р н ы е   т е х н о л о г и и.     Прошлогодний спектакль «Повести Белкина» оказался  особенно интересным для всех.  П р е з е н т а ц и я   к  спектаклю была сделана впервые, она  погружала детей в атмосферу времени ,  сами они сшили костюмы 19 века. Получился в результате и цикл собственных стихов «Подражания Пушкину». В течение года дети были заняты  темой «Пушкин, 19 век, Болдинская осень» во внеурочное время. И на уроках была возможность  касаться этой темы.  Сценарий писался, костюмы шились, презентация создавалась.  Потом начались репетиции. Дети вжились, вросли в свои роли постепенно. Главный принцип:  у нас играют   в с е.  Потому готовые сценарии я использовать не могу. Существует  диск с записью спектакля.

В этом году  создается презентация и сценарий по «Слову о полку Игореве» к спектаклю «Ярославна».

      Дети откликаются на предложение написать  свои  стихи. Отдают напечатать их в школьной газете, могут прочесть на празднике. Разумеется, прямой связи их участия во внеклассной работе  с успеваемостью на моих уроках я не могу проследить. Надеюсь, что такая положительная связь существует.

      Идея привлечения учеников к творчеству возникла 13 лет назад.    Вначале было желание расширить время моего контакта хотя бы  с некоторыми расположенными к такому контакту учениками. Так появились часы факультативов. Занятия, впрочем, не соответствовали написанной программе.  Оказалось, что ученикам 5,6 класса очень важно общение один на один. Во всяком случае вначале.  Тема обсуждения всплывала спонтанно. Кому-то была интересна этимология. Очень многих увлекали опыты стихосложения. Лексика, даже состав слова – все могло увлечь ребенка только потому, что время уделялось персонально, единственно ему одному. Благодаря подобному опыту, на втором году работы в школе я оставалась время от времени после уроков с разными учениками или группами учеников, занимаясь тем, что было им интересно. Никаких конкретных целей я не ставила, а получала сама удовольствие, наблюдая  поведение совершенно несвойственное этим детям в другое время. Не надо говорить о том, что эти ученики на уроке становились хоть чуть внимательнее, чем раньше.

Впрочем, на занятия дети оставались не всегда, некоторые бросали их, но в целом результатом   стала атмосфера большего доверия. Кроме того, это отношение к предмету распространилось и на остальных учеников класса.    Именно эти дети ко всеобщему нашему удивлению стали в 7 – 8 классе авторами двух альбомов стихотворений  «Душа полна тобой» - стихи о любви. и сборника стихов о Петербурге. Они стали лауреатами муниципального конкурса «Семенцы». Эти же дети в 9 классе смогли инсценировать «Горе от ума». И самое главное – все они кроме одного получили аттестаты за 9 класс. Поступили учиться все. Это был выпуск 2006 года.

        Следующим этапом стала работа с новыми пятиклассниками, которые выпустились в 2011 году. Со стихами к сожалению у нас дело не пошло, зато обнаружился интерес к сцене. Оказалось совсем легко заразить их этой идеей.  Имея опыт постановки «Горя от ума»,  я поняла, что первое условие успеха – это абсолютно не обсуждаемое участие  в с е х  в спектакле. Конечно, сценарий приходилось писать заранее с учетом возможностей каждого. Этот процесс подготовки к весеннему спектаклю занимал обычно весь год.   Декорации, костюмы, репетиции, обсуждение сценария. Так мы поставили большие спектакли «Праздник славянской письменности» о жизни Кирилла и Мефодия, «Старая квартира» к Дню Петербурга, «Душа полна тобой» - поэты мира о любви, «Евгений Онегин» сцены из романа, "Повести Белкина" о болдинской осени Поэта, "Ярославна" о воинской доблести и женской верности, "Наш Пушкин" о лицейских годах поэта. (Все сценарии сохранились и  я с удовольствием поделюсь с желающими). Потом была подготовка к последнему звонку. Презентацию о жизни класса делали вместе. К выпуску дети свободно чувствовали себя на сцене, просили роли побольше, так что я переписывала сценарий не по одному разу. Дети сдружились, никто не бросил школу.  Экзамены сдали все, поступили, учатся и сейчас.  Хочется верить, что   полученный  в  результате нашей совместной с ними работы  опыт пригодился им  в учебе, в познании окружающего и самих себя.

 

Подводя итог статьи, можно сделать  выводы.

Во-первых,  если говорить о компьютерных  технологиях, то их применение в нашей коррекционной школе желательно по двум  причинам. С одной стороны, не все дети  имеют в  компьютер  и доступ в интернет дома и уроки  с использованием информационных технологий  развивают их в этом направлении, уравнивая  со сверстниками из других школ.

  С другой стороны, появление программы «Знак» в школе открывает дополнительные возможности подготовить учеников к  распространенным в современной школе методикам тестирования, без освоения которых сдача ЕГЭ  или ГИА невозможна. А каждый из наших учеников должен продолжить обучение, выйдя за порог школы.

Во-вторых, компьютерные технологии, как подсказывает мой опыт, можно с успехом использовать и во внеурочное время  для достижения  развивающих целей, что в конечном счете привлекает ребенка или подростка к школе, делает больше его шансы окончить школу. А именно для этой цели используем мы в нашей школе все доступные нам методики.

 

 

 

P.S.

на этом оптимистический тон статьи заканчивается. К сожалению, из всех выпускников   окончить лицеи и колледжи удалось половине. Одна девочка погибла от наркотиков. Другой пьет. Сейчас этим ученикам по 24 года. Какова была роль учителя?

Они звонят и приходят, но никто не вспоминает о стихах, о литературе, о театре, о компьютерных программах. Общих в духовном отношении интересов со мной у них нет. Говорим о житейском.  Ни у кого нет хорошей крепкой семьи.  По-видимому моя роль, которая, как я думала, заключалась в том, чтобы разбудить в них спящий интерес к познанию, приблизить их к  новым ценностям, открыть им красоту, идеалы, переданные нам по наследству культурой, – эта роль оказалась совсем иной. Возможно, в их жизни появился учитель, с которым можно было просто говорить, который не требовал от них хоть иногда ничего.

. Педагогическое мастерство, применение инновационных обучающих технологий в коррекционной школе имеют весьма низкий КПД. Это надо понимать и, не отчаиваясь, работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»