Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности обучения и воспитания детей
с нарушениями зрения в массовой
общеобразовательной школе

Прохорова Татьяна Николаевна
В настоящее время большое число детей имеет отклонения в развитии. Среди них  многие с нарушением зрения. Кроме зрительных,  у таких детей обнаруживаются и нарушения двигательной, психологической, эмоциональной  и других сфер. Биологический дефект осложняется еще и социальным окружением ребенка. Для воспитания и обучения этих детей созданы специальные школы, разработаны специфичные средства и методы.
В школах для слабовидящих детей широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей.
Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. В связи с увеличением срока обучения слепых и слабовидящих по сравнению с обычной школой дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.
Также дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами - тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.
С 1999/2000 учебного года по настоящее время на базе ГБОУ школы №115 Выборгского района Санкт-Петербурга работают классы  (1-й - 9-й)  для детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе созданы необходимые условия для обучения и воспитания учащихся, имеющих нарушения зрения. Решение о зачислении в данные классы принимает городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) на основании медицинских показаний.
Цель организации классов – создание условий для непрерывного обучения, воспитания, охраны и коррекции зрения обучающихся с нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста.
Достижение поставленной цели требует реализации следующих задач:
  • проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития зрения, коррекции и компенсации недостатков;
  • организация образовательного процесса с учётом недостатков зрения детей;
  • создание щадящего режима в образовательном процессе ( соблюдение санитарно- гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);
  • обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с последующим анализом развития зрения;
  • осуществление коррекционно- развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности,двигательной сферы.
В соответствии с нормативными документами организация процесса обучения детей с нарушениями зрения в условиях образовательного учреждения  осуществляется в особых условиях, способствующих  охране зрения,  облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих повышенное утомление. Процессы формирования личности таких детей имеют свои особенности, требующие охраны и развития зрения, повышенных норм освещённости, применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурныхмероприятий по исправлению недостатков физического развития.
На уроках соблюдается динамический компонент: физкультминутки, психоэмоциональные разминки, динамические паузы. Учителя предусматривают задания с опорой на сохранные анализаторы: слуховой, тактильный, речедвигательный. С целью реализации принципа охранительного обучения на уроках происходит постоянная смена видов деятельности учащихся, что предотвращает утомление зрительного анализатора.
Во второй половине дня проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия группосые и индивидуальные,которые ведет дефектолог-тифлопедагог, логопед, психолог. Это могут быть  развивающие зрительное восприятие, социально-бытовую ориентировку, мимику и пантомимику, мелкую моторику занятия. Также проводятся ритмика и ЛФК.
Занятия по коррекции зрительного восприятия происходят при помощи компьютерных программ, а также специальной гимнастики по Дашевскому и Аветисову, проводит их тифлопедагог по назначению и под наблюдением врача-офтальмолога.
На протяжении всего обучения в школе отслеживается динамика развития по следующим параметрам:
  • острота зрения;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного внимания;
  • уровень сформированности знаний по социально-бытовой ориентировке;
  • уровень развития психических процессов.
Система работы в данных классах направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся , повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Для обучающихся с ОВЗ характерны нарушения эмоционально-волевой и личнстной сферы (обидчивость, неадекватная самооценка и т.п.), поэтому в специальный коррекционный блок классов охраны зрения включены занятия с психологом: «Уроки общения» с 5 по 8 класс, а в 9 классе «Основы выбора профиля обучения».
Занятия выстроены с учетом психологических особенностей учащихся с нарушениями зрения и проводятся с целью коррекции эмоционально-волевой сферы, формирования умения строить адекватные отношения с окружающими людьми, коррекции самооценки. Обязательной составляющей данных занятий является профориентационные задания, которые проводятся на всём протяжении курса.
В составлении профплана учащихся классов для детей с ОВЗ обязательно учитываются рекомендации врача-офтальмолога по вопросу профпригодности.
В результате проведенного ортопрического лечения школьников в классахIV вида, индивидуальных и групповых занятий тифлопедагога, применения здоровье сберегающих технологий на уроках наблюдается значительное улучшение состояния зрения  учеников. По результатам диагностического обследования врача – офтальмолога на конец первого полугодия улучшение отмечается приблизительно у 37% учащихся.
Можно сделать вывод, что направление работы школы по созданию классов охраны зрения, плановой работе по коррекции зрения и профилактическому сопровождению офтальмологической службой учебного процесса, выбрано правильно.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»