Слуховой анализатор: виды нарушений и приемы коррекции. Карасева Наталья Юрьевна, учитель – дефектолог, сурдопедагог, ВКК Родионова Мария Юрьевна учитель – дефектолог, сурдопедагог, ВКК Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 Московского района Санкт - Петербурга «Надежда» Большинство родителей волнует один и тот же вопрос: «Когда же заговорит наш малыш?» Их волнение вполне объяснимо. Причин нарушения развития речи множество. Это может быть генетическая предрасположенность, проблемы с репродуктивной функцией у родителей, неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, ранний или же, наоборот, пожилой возраст у роженицы, длительные или стремительные роды, сложный постнатальный период, увеличенное внутричерепное давление, воздействие сильных медицинских препаратов, вялость мышц артикуляционного аппарата, крайне неблагоприятная обстановка в семье и т.д. Еще одной важной причиной возникновения задержки речевого развития (ЗРР) является крайняя слуховая и зрительная загруженность, т.е. постоянное воздействие на психику ребенка технических средств (компьютера, телевизора, телефона и т.п.), которые действуют на малыша в виде звукового и зрительного фона. Поэтому чрезмерное увлечение новейшими технологиями негативно сказывается на общем (психическом, физическом, эмоциональном, речевом) развитии ребенка и формировании его личности. Совсем нечасто родители могут предположить еще одну, важную причину задержки речи у малыша – это нарушение слуха. Развитие слуха ребенка является крайне важным, поскольку умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи. Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти. Слуховая память – это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков, а именно речевых и неречевых звучаний (звуки и шумы природы, бытовых предметов, голосов животных, людей, музыкальных инструментов, игрушек). Нарушение слуховой функции ведет к нарушениям формирования речи ребенка, сопровождается задержкой психического и умственного развития. Даже одностороннее снижение слуха наносит весьма существенный вред ребенку, который заключается в задержке становления речи, в проблемах с обучением и коммуникацией, поведением, сложностями в установления связей между взрослыми, детьми. Именно поэтому, крайне важно проводить раннюю диагностику нарушения слуха. Диагностика слуха и состояние среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся в специальных медицинских учреждениях (медицинских и судрологических центрах, ЛОР НИИ пр.) при взаимодействии врача-аудиолога и пациента, где в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции. Проверять слух у детей сложно. Детские сурдологи выработали различные методы проверки, которые удобны для проведения с детьми разного возраста. Результаты проверки специалист отмечает на графике - аудиограмме. По ней можно определить вид и степень нарушения слуха. Аудиометрия - метод диагностики нарушения слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы и, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиологический скрининг новорожденных - это ранняя проверка слуха. В настоящее время более 90% детей проходят аудиологическую проверку еще в роддоме, остальные же направляются для проверки слуха в поликлинику. Раньше аудиологическому скринингу подвергались только дети из группы риска, сейчас же он является обязательным для всех новорожденных. При проведении проверки слуха выделяют рефлекторную аудиометрию, игровую аудиометрию, тональную аудиометрию и речевую аудиометрию. При проведении рефлекторной аудиометрии (до 16 недель) используются рефлексы, присутствующие у новорожденных (в норме – 80 Дб). Во время теста подаются короткие и громкие звуки в узком диапазоне частот, обычно через колонки или наушники. При проведении исследования необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Большая часть рефлексов новорожденных утрачивается в период между 8–16 неделями после рождения. Во время проведения игровой аудиометрии (с 2-3 лет), специалист превращает проверку слуха в игру. Ребенка просят выполнять определенные действия каждый раз, когда он слышит звук. В зависимости от возраста ребенка, тестовые звуки могут подаваться через наушники воздушного или костного звукопроведения. Тональная аудиометрия (8 лет) проводится с детьми также, как и со взрослыми: определяется порог слышимости для воздушного звукопроведения различных звуковых частот. Этот метод позволяет определить вид тугоухости – кондуктивный, сенсоневральный или смешанный. Речевая аудиометрия позволяет определить порог слышимости для различения речи. Этот метод выступает в качестве вспомогательного для проверки потери слуха, а также позволяет сравнить измерения слуха, сделанные различными приборами. К объективным способам проверки слуха следует относить отоакустическую эмиссию, регистрацию вызванных слуховых потенциалов и импендансометрию. Отоакустическая эмиссия (OAE) - самый распространенный метод скрининга слуха у новорожденных. В ушной улитке расположены наружные волосковые клетки, которые колеблются под воздействием звука. Эти колебания создают звуковые волны, которые и измеряются в тесте. Регистрация вызванных слуховых потенциалов похожа на электроэнцефалографию и проводится, когда ребенок спит. За его ушами закрепляются электроды, на ушах – наушники. Электрическая активность мозга, вызванная тестовыми сигналами, измеряется и записывается. Импендансометрия - метод исследования функций среднего уха и относится к барабанной перепонке. Измеряется сопротивление барабанной перепонки звуковым волнам. С помощью специальной трубочки, которая помещается в слуховой канал и герметично закрывается пробочкой. Полученные результаты позволяют делать выводы о состоянии среднего уха. Для того, чтобы проверить слух ребенка в домашних условиях, специалисты предлагают использовать известную «Гороховую методику» (по И.В. Калмыковой). Необходимый набор для скрининга: Набор баночек, заполненных на 1/3: манкой, гречневой крупой, горохом. Пищащая детская резиновая игрушка (высокочастотный сигнал) является отвлекающим предметов. Если ребенок не слышит звучания, это соответствует:Манка ~ 30-40 дБ 1-2-я степень тугоухостиГреча ~ 50-60 дБ 2-3-я степень тугоухостиГорох ~ 70-80 дБ 3-4-я степень тугоухости Еще один способ проверить слух ребенка в домашних условиях называется «Шуршащая бумага». Для этого необходимо два комка из шуршащей (папиросной) бумаги взять в каждую руку. Встать за спиной ребенка так, чтобы ладони находились на уровне ушей ребенка (расстояние = 30 см). Ребенку необходимо быть увлеченным игрой и не видеть взрослого. Следует сжимать и разжимать комок шуршащей бумаги сначала с одной стороны. Важно подождать, когда ребенок снова вернется к игре. Затем «пошуршать» с другой стороны. Можно повторить подобное исследование через несколько дней. Если ребенок не реагирует на данный звук, можно предположить у него тугоухость. Тугоухость — это общее снижение слуха, которое затрудняет вербальное общение. В настоящее время тугоухостью страдает около 2-3% людей в мире. Кондуктивная тугоухость – нарушение подвижности цепи слуховых косточек и барабанной перепонки. Происходит от острого или хронического отита среднего уха (перфорация барабанной перепонки, рубцы в барабанной полости), нарушений функции слуховой трубы, отосклероза, аденоидов и пр. Сенсоневральная тугоухость – повреждение чувствительных нервных клеток слухового нерва, внутреннего уха и центральных образований слуховой системы. Причинами может быть действие сильных антибиотиков при лечении заболеваний, воздействие бытового, промышленного и транспортного шума, возрастные атрофические изменения в слуховом анализаторе, а также генетический фактор. Возможны осложнения после болезней (гриппа, кори, скарлатины и пр.), интоксикации организма ртутью, свинцом и др. Известно, что 80% из общего числа нарушений слуха определяется у детей на 1-2 м году жизни. Основная проблема – запоздалая диагностика тугоухости, которая приводит к несвоевременному началу лечения, соответственно к поздней реабилитации и задержке формирования речи у ребенка. При выявлении нарушения слуха у ребенка, важно определить степень потери. Существует определенная градация потери слуха: I степень тугоухости – 26-40 дБ; II степень тугоухости – 41-55 дБ; III степень тугоухости – 70 дБ; Глухота - более 90 дБ Для коррекции первичного дефекта обязательным условием является слухопротезирование, т.е. постоянное ношение индивидуального слухового аппарата (ИСА) или кохлеарного импланта (КИ). Необходимо следить за постоянным ношением, регулированием громкости и сохранности индивидуального слухового аппарата. Индивидуальный слуховой аппарат - медицинское устройство индивидуального пользования, которое улавливает, усиливает и преобразовывает звуковую информацию. У большинства людей, страдающих снижением слуха, потеря слуха двусторонняя, поэтому бинауральное протезирование (когда слуховые аппараты надеваются на оба уха) является физиологичным и естественным. Исследования установили, что протезирование только на одно ухо создаёт быструю потерю разборчивости речи на другом ухе, при условии, что слуховой аппарат подбирается на ухо, которое лучше слышит. Когда «слышит» только одно ухо, человеку сложно локализовать звук и определять направление и расстояние до источника звука. Это, в свою очередь, создаёт неудобства при повседневной жизни, а решить такую проблему не могут даже самые новые и высокотехнологичные слуховые аппараты. Перед тем как принимать окончательное решение стоит помнить, что возвратить утраченный слух, который максимально приближён к естественному, возможно лишь при помощи двух слуховых аппаратов. Стоит знать, что эффект бинаурального протезирования настолько высок, что человек с нарушенным слухом с двумя верно подобранными и настроенными слуховых аппаратами среднего класса будет слышать намного лучше, в отличие от человека с одним высокотехнологичным и современным слуховым аппаратом. Кохлеарная имплантация – это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. Это сложная хирургическая операция, при которой обходятся поврежденные структуры внутреннего уха (улитки) и слуховой нерв стимулируется напрямую. Кохлеарный имплант – это аппарат, состоящий из двух частей. Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку). Внешняя часть включает аудиопроцессор с микрофоном, батарейный отсек и передатчик, который удерживается на голове с помощью магнита. Развитие слухового восприятия необходимо развивать с самого раннего возраста. Целью работы по развитию слухового восприятия является формирование у ребенка навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. В процессе работы формируется и развивается как речевой слух детей, так и восприятия ими неречевых звучаний (включая музыкальные инструменты, бытовые шумы). Развитие слухового восприятия начинается с выработки условно-двигательной реакции на звук, затем различение на слух неречевых и речевых сигналов и обучение восприятию на слух речевого материала (слов, словосочетаний, фраз). Выработка условно-двигательной реакции на звук – это обучение ребенка умению реагировать на звучание неречевых сигналов и речи (слогосочетания, слова) определенным действием (например, собирать пирамиду). Прежде всего, детям необходимо научиться по сигналу педагога выполнять то или иное действие (хлопать в ладоши, топать и т.д.). Первая игрушка, звучание которой ребенка учат слушать – барабан. Если ребенок старше 3 лет, то педагог ставит его лицом к себе на расстоянии 1 м, бьет в барабан, шагает на месте, произнося та-та-та, и побуждает к этому ребенка. Когда малыш начинает самостоятельно (без побуждения) шагать при ударах в барабан, произнося, как может, та-та-та, педагог встает за спиной ребенка на расстоянии 0,5 - 1 м и ударяет в барабан. Если малыш не начинает шагать, нужно вновь встать перед ним и несколько раз ударить в барабан, а затем опять встать за спину. Убедившись, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух (обычно всем детям это доступно), взрослый постепенно удаляясь от малыша, определяет максимальное расстояние, на котором он реагирует на данный звук. Аналогично используются и другие инструменты, на звучание которых дети реагируют конкретным движением: бубен - топают одной ногой, произнося топ-топ. Надо отметить, что не все дети воспринимают на слух звучание музыкальных инструментов, как свисток, металлофон. Если ребенку меньше 3 лет, то в ответ на звучание его учат нанизывать кольца пирамиды, бросать пуговицы в бутылочку и т.п. Параллельно с обучением восприятию звучания игрушек, необходимо вырабатывать у детей условно-двигательную реакцию на звучание речевых сигналов (слогосочетаний и слов). Вначале надо учить малыша нанизывать кольца пирамиды (нагружать машину кубиками и т.п.) в момент произнесения слогосочетаний, которое он воспринимает слухо - зрительно. Педагог голосом разговорной громкости произносит ему на ухо (без экрана) слогосочетание (например, пу-пу-пу) и одновременно его рукой нанизывает кольца пирамиды (выкладывает один из элементов мозаики и т.п.). Упражнение проделывается до тех пор, пока ребенок сам не начнет выполнять действие в момент произнесения слогов. Затем педагог произносит те же слогосочетания, но уже при использовании экрана. Если после этого ребенок перестал реагировать на звучание, можно увеличить силу голоса. Когда выработана четкая реакция на громкий голос, надо постепенно снижать его до разговорной громкости, а затем так же постепенно увеличивать расстояние от уха ребенка. Обучая детей восприятию звучания игрушек и голоса, следует помнить, что воспроизводить звучание надо с одной и той же интенсивностью, но с разным временным интервалом; нельзя сразу после произнесения слогов или звучания убирать экран, смотреть на ребенка, так как малыш будет реагировать на внешние признаки, а не на звук. Затем, исходной единицей в работе по развитию слухового восприятия становятся звукоподражания, лепетные и полные слова. Дети учатся различать и опознавать на слух звукоподражания, слова и словосочетания, а лишь затем фразы, состоящие из этих слов. Необходимо знать, что нарушенная слуховая функция, как и любая другая функция, развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определённых условиях. У большинства людей с нарушением слуха имеется неиспользованный слуховой резерв, который активизируется при систематической слуховой тренировке (с использованием электроакустической аппаратуры) и является основой для развития речевого слуха. Речевой слух развивается в неразрывной связи с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей познавательной деятельности. Развивающаяся в процессе специального обучения возможность восприятия детьми речи на слух создаёт полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции устной речи. Слуховой анализатор выполняет важнейшую роль в развитии речи ребенка как средства общения и познания окружающего мира и в становлении личности в целом. Вовремя выявленные нарушения в работе слухового анализатора и систематическая ранняя коррекционная помощь позволяют наиболее полно компенсировать вторичные нарушения, связанные с потерей слуха, такие как нарушения речи и других высших психических процессов. Список литературы. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:Владос, 2001 Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.:Владос, 2001 Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.:Владос, 2003 Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Если малыш не слышит…– М.:«Просвещение», 2001 Шматко Н.Д. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни. Методическое пособие. – М.:Полиграф сервис, 2001