Основы индивидуализации обучения детей с ОВЗ (умственная отсталость)
Горская Екатерина Сергеевна
Проблема обучения детей с отклонениями в развитии является одной из важнейших в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема остается актуальной по многим причинам, среди которых низкий экономический и культурный уровень многих семей, а также неуменьшающееся число детей с дефектами умственного развития. У таких детей страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. Они испытывают слабую потребность в знаниях, имеют недостаточные, часто искаженные представления об окружающем мире.Обучение школьников с умственной отсталостью имеет коррекционный характер. Большую роль играет изучение математики. Этот предмет дисциплинирует, развивает память, логическое мышление, воображение, пространственные и временные представления. Различные особенности интеллектуального развития требуют от учителя поиска разнообразных средств педагогического воздействия, путей повышения эффективности образовательного процесса. Чтобы заинтересовать ученика, активизировать процессы познания, усилить мотивацию, надо выявить конкретные причины, мешающие усвоению знаний. Это могут быть недостатки памяти, внимания, логического мышления, от которых зависят способности ребенка анализировать воспринимаемую информацию, объединять её, систематизировать и на этой основе формировать представление об изучаемом материале, а значит, и об окружающей среде. Недостаточная сформированность процессов саморегуляции интеллектуальной деятельности мешает воспроизводить образец, подчинять свою работу поставленной задаче, правилу, инструкции. Результаты выражаются в неумении сосредоточиваться, слушать, воспринимать информацию, планировать и контролировать свою деятельность. Существует ряд факторов, которые могут ещё больше ослабить или наоборот усилить потребность в знаниях. Во многих семьях родители не интересуются делами детей, не помогают преодолевать трудности, не радуются успехам, что ведет к выработке у детей низкой самооценки, нежеланию учиться.
Познавательная деятельность учащегося характеризуется активностью работы на уроке, стремлением сделать больше и лучше, ответственным отношением к любым заданиям, интересом к учебе. Для стимулирования познавательной активности учащихся учитель использует разнообразные методы, которые можно объединить в группы:
1) особый подход к освещению учебного материала; подбор интересных сведений о современной жизни или исторических событиях, привлекающих новизной, необычностью или важностью затрагиваемых проблем.
2) организация деятельности с применением ИКТ, различных алгоритмов, схем, таблиц, игровых ситуаций;
3) использование воспитательных воздействий.
Математика пронизывает все области человеческой жизни. Материалы, связанные с уроками труда, истории, географии, литературы и другими, расширяют кругозор и в то же время показывают необходимость изучения математики для разрешения многих бытовых проблем. На каждом уроке осуществляется работа по развитию речи, так как использование математических символов невозможно без комментариев, без осмысленной связной речи. В математике каждый термин имеет строго определённое значение, замена одних слов другими может привести к путанице, нарушению логической цепочки, потере смысла. Учащиеся путают понятия изображение геометрической фигуры и ее буквенное обозначение, понятия: величина (длина) , мера или единица измерения (метр) и инструмент (линейка). На вопрос : «Какие действия вы знаете?» отвечают: «Умножение, деление, плюс, минус».
Развитию наглядно-образного и логического мышления способствуют такие упражнения как «Сортировка» (схема алгоритма), «Соотнесение» (каждому термину подобрать соответствующее изображение или правило), «Закрась часть фигуры» (дроби), игра «Доли и дроби» и много других. Практические задания «Кривое Зеркало», «Продолжи ломаную» и другие помогают развитию пространственного воображения.
Качественно выполненные и раскрашенные чертежи и схемы оказывают благоприятное эмоциональное воздействие, повышают самооценку ученика, вызывают желание закрепить успех. Схемы помогают значительно быстрее усваивать алгоритмы таких сложных действий как умножение многозначных чисел в столбик. Использование тех или иных приемов и пособий с учетом личностных особенностей в совокупности с индивидуализацией заданий и оценки результатов позволяет добиваться хороших результатов при обучении детей с нарушениями интеллекта.