Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект логопедического занятия
по коррекции оптической дисграфии в 4 классе

Дифференциация букв п-т в словах и предложениях

Бойкова Елена Александровна, 
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77
Санкт-Петербурга
Грамматическая тема: Однокоренные слова. Сложные слова.
Лексическая тема: Транспорт. Профессии.
Цель: Закрепление оптико-кинестетического облика букв «п- т» в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять связь фонемы и графемы;
- совершенствовать графо-моторные навыки;
- развивать звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;
- развивать слуховую и слухопроизносительную дифференциацию твердых и мягких согласных;
- закреплять акустическую и артикуляторную характеристики звуков [п, п’], [т, т’];
- развивать навыки словообразования и словоизменения;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь;
- развивать зрительное восприятие, зрительную память; буквенный гнозис;
- развивать логическое мышление;
- развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль;
- развивать интерес к познавательной деятельности.
Образовательные технологии:  здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация; раздаточный материал.
Ход занятия
Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
 Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим работу с буквами «п - т».
 
I. Повторение.
Дифференциация звуков [п] и [т]. Закрепление связи звука и буквы.
Задание № 1     Сравнение слов по значению, произношению и написанию.  
Прочитайте предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:
Над столом висит … .         (толка, полка)
От лентяев мало … .
Задание № 2
Сравнение п и т по артикуляции.
 
Задание № 3
Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.
 
 
 
 
 
 
 
Над столом висит полка.
От лентяев мало толка .
[п] – преграда – губы; согласный глухой, твёрдый.
[т] – преграда – язык; согласный глухой, твёрдый.
[п] – буква п.
[т] – буква т.
II. Повторение.  Графический анализ букв
«п - т».
Задание № 1
- Из каких элементов состоит буква «п»?
- Из каких элементов состоит буква «т»?
- Напишите букву в воздухе.
- Проведите пальцем по букве, вырезанной из наждачной бумаги.
Задание № 2
Работа по индивидуальным карточкам.
Списать слова. Вместо II - буква п,  III – буква т.
II олё III,  сIIIоII,  III ра II ,  III елеско II
Задание № 3
Работа по индивидуальным карточкам.
Найди в строке слова с буквами «п - т» и обведи их.
«мрнводпастакетрнлымваинтопалбишнтнширпутьевншлсуорни…»
Запиши слова, выделяя данные буквы зелёным или чёрным цветом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Полёт, стоп, трап, телескоп.
 
 
 
Паста, питон и т.д
III. Однокоренные слова.
Задание № 1Слайд № 2   Ребус «Парус».
- Ребята, отгадайте ребус.
- Назовите судно, которое двигается при ветре с помощью паруса.  Слайд № 3
- Близки ли по значению эти слова? Назовите корень.
- Запишите слова и выделите корень.
Задание № 2
- Назовите части парусника.
 
 
 
- Кто управляет парусником?
- Кто выполняет команды капитана?
- Запишите слова (буква п – зеленый цвет, т – черный).
Сложные слова.
Задание № 3  Слайд № 4.
- Приведите примеры водного транспорта.
 
 
 
 
 
 
Назовите корни в слове «пароход».
 Как называются слова, состоящие из двух корней?
- Напишите в первый столбик слово с буквой «п», а во второй с буквой «т» и «п» . Выделите корни и соединительную гласную.
- Подберите сложные слова с буквой «п» или «т», которые обозначают транспорт.
Запишите слова в столбики.  Слайд № 5.

 
 
 
парус
парусник
 
Эти слова являются однокоренными.
Палуба, корма, каюта, мачта, парус, штурвал, якорь.
капитан
матрос
 
 
 
 
 
 
Речной:
пароход, ледокол, яхта, теплоход, речной трамвайчик, паромы.
Морской транспорт: круизные лайнеры, танкеры, тяжеловозы.
 
Сложные слова.
 
Пароход, теплоход.
 
Паровоз - возит с помощью пара. Вертолет – вертит и летит. Самолет.
IV. Виды транспорта. Слайд №6,7.
- Рассмотрите картинки и назовите их одним словом.
- Запишите слово «транспорт», выделяя буквы «п» и «т».
-Назовите виды транспорта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Запишите слова с буквой «п» или «т», выделяя буквы соответствующим цветом.
 
Транспорт
 
 
Водный: корабль, пароход, катер, яхта, паром;
Наземный: мотоцикл, автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус; подземный – метро;
Железнодорожный – поезд, электричка, тепловоз; космический: ракета, спутник, космическая станция.
V. Работа над предложением.
Задание №1   Слайд № 8.
- Составьте предложения  со словом «водит»:
- Кто управляет самолетом?
- Кто управляет поездом?
- Кто управляет автобусом?
- Запишите предложения.
 
 
Пилот водит самолёт.
Машинист водит поезд.
Водитель водит автобус.
Задание №2
Ответьте на вопросы полным предложением:
Что варит сталевар?
Что разносит почтальон?
Что варит повар?
Кого пасет пастух?
Кого лечит ветеринар?
Кого обслуживает продавец?
Кого приветствуют артисты? 
Сталевар варит сталь.
Почтальон разносит почту. Повар варит суп.
Пастух пасет стадо.
Ветеринар лечит животных. Продавец обслуживает покупателей. Артисты приветствуют зрителей.
VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
-Чему мы сегодня учились?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Какое задание вам понравилось?

 
Сравнивать  буквы п – т.
Сравнивать слова по смыслу.
Называть части предмета.
Определять родственные слова. Выделять корни в сложных словах. Отгадывать ребус. Изменять слова. Составлять предложения по картинкам. Отвечать на вопросы полным предложением. Называть разные виды транспорта, а также профессии.
VII. Оценка деятельности учащихся.
Спасибо за активную работу на уроке.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»