Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«Игра, как воспитательный момент в коррекции поведения детей с СДВГ (игровой тренинг для детей с гиперактивностью и нарушением интеллекта, на основе национальных игр народностей РФ)». Елышева Зоя Николаевна Педагог дополнительного образования ГБОУ школы-интерната №37 Санкт-Петербург, Россия «… Детский коллектив должен быть пропитан игрой. Учтите, речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу – время, а потехе - час, а потому что, как ребенок играет, так он будет и работать…» А.С. Макаренко Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду и возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации). С глубокой древности игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения. На огромной территории нашей страны у разных народов игровой материал накапливался столетиями, что-то заимствовалось у других народностей. В Карелии русские «Пятнашки» называются «Ляпки». Игра «Петушки» ((когда играющие бьются «петухами») – на карельском называется «Кукот». У северных народностей нашим «Жмуркам» присвоено название «Болотная женщина». «Золотые ворота» имеют название «Верко да калат» и переводятся как «Сеть и рыбки». Работая с гиперактивными детьми необходимо помнить, что им свойственны дефицит внимания (СДВГ), расторможенность и сверхактивность. Поэтому желательно использовать игры подвижные, с четкими правилами и неприменно способствующие снятию эмоционального напряжения и развитию внимания и саморегуляции. В педагогической практике есть методы и приемы коррекции эмоционального состояния ребенка. Одним из эффективных подходов в коррекционной работе является использование игровых приемов. Игра – самый удобный и приятный метод воздействия на воспитанников. Дети помладше любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения. Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован («он у нас ни разу не водил…», « он не нарушает или знает правила игры…», « он был очень активен в предыдущей ирге…»). Водящий или центральный игрок может быть выбран с помощью считалки, также может являться победителем предыдущей игры. Детей надо учить играть, надо ставить условия четко, требовать от играющих не нарушать правила, приучать действовать «по сигналу». А в итоге игрового тренинга надо выделить активных игроков и поощрить лучших. При данном подборе игр учитывались индивидуальные особенности детей с СДВГ и нарушением интеллекта. Игры северных народов Игры развивают внимание, учит ориентироваться в пространстве. «Белый шаман» Описание: Играющие ходят по кругу, выполняя разные движения. В центре – водящий, это «белый шаман». Опустившись на одно колено он бьет в бубен, затем отдаёт его одному из играющих. Получивший бубен, должен повторить ритм, проигранный шаманом. Правила игры: Игрок, получивший бубен и неправильно повторивший ритм выходит из игры. «Рыбаки» Описание: Играющие встают в круг, они рыбаки. Водящий в центре, показывает им движения рыбаков – «смотреть в даль», «грести веслами», «тянуть сети», «чинят сети» и др. Правила игры: Кто из играющих неверно повторит движение, тот выбывает из игры. «Хейро!» ( Солнце) Описание: Играющие встают в круг, берутся за руки идут по кругу «приставным шагом», руками делают движения «вперед-назад», на каждый шаг дружно выкрикивая «Хейро!». Водящий – Солнце - сидит на корточках в центре круга. Когда солнце встает, выпрямляется. вытягивая руки, играющие разбегаются. Солнце вращаясь. Движется по игровой площадке. Правила: Играющие должны увернуться от Солнца на его поворотах. На сигнал водящего «Раз, два, три! В круг скорей беги!», те, кого солнце не задело возвращаются в круг. Игры развивает ловкость и выдержанность «Прыжки через нарты». Описание: В ряд ставятся санки (5-6 шт.) параллельно друг другу на расстоянии 50 см. Играющие поочередно прыгают через санки. Играют в несколько заходов. Правила: Выигрывает тот, кто ни разу не задел санки. «Охота совы» Описание: Водящий – Полярная Сова начинает игру в углу площадки. Сидит, «ухает». Остальные дети – евражки ( суслики), они бегают по центру площадки под тихие удары бубна. На сигнал – (громкий удар в бубен) зверьки замирают - встают столбиком и не шевелятся. Сова облетает зверьков и того, кто пошевелится или не так стоит уводит с собой. После нескольких повторений, в заключении игры отмечаются те игроки, кто был ловким и выдержанным. Правила игры: Дети должны быстро реагировать на смену ударов бубна. Карельские детские игры «Рыбки в пруду» Игры развивает быстроту реакции. Описание: Ведущий обозначает горизонталь одной рукой. - это поверхность «пруда». Другой рукой показывает движение рыбки в пруду. Если выше горизонтали – хлопок… и т.д. до аплодисментов и оваций. Правила: Ведущий отмечает того, кто точнее выполнял задания. Он становится ведущим. «Пять углов» Описание: В игре участвуют 6 человек. Обозначаются углы. Один водящий начинает читать стишок: Бабушка – старушка продай уголок, Там хлеб пекут, горбушку дадут! На последнем слове играющие меняются местами. Кто остался без угла, тот водит. Правила: На площадке для игры стульями размечают 5 углов. Водящий тоже участвует в обмене углов. «Лопаток» Описание: Дети стоят в кругу и передают «лопаток» по кругу. По сигналу ( остановка муз. сопровождения) двое, у которых остался предмет в руках должны в центре исполнить песенку или хороводную ( например «Шел козел по лесу…»). Правила: Все участники подпевают исполнителям и аплодируют. «Вороны на поле» Описание: Водящий - «хозяин», остальные - «вороны». Определяются границы поля. Хозяин в центре площадки. Вороны ходят по полю и каркают «Поле топчем, зерно клюем!» (делается повтор несколько раз) Хозяин начинает гонять ворон. Играющие должны покинуть границы поля. Тех, кого водящий поймал – выбывают из игры. Правила: Трогать ворон за пределами поля нельзя. Детские игры народов Северного Кавказа. «День и Ночь» Игры, развивающие двигательную активность. Описание: На площадке в две шеренги стоят отдельно мальчики и девочки. ( можно обозначить команды лентами – белыми и черными). По команде ведущего «День!» - девочки ловят мальчиков и наоборот. Тот, кого поймали переходит в команду противника. Правила: В начале игры в командах равное кол-во участников. «Надень папаху». Игра учит ориентироваться в пространстве. Описание: Один игрок садится на табурет или на пенек. Водящего отводят на 8-10 шагов и поворачивают лицом к сидящему, чтобы тот сориентировался. Завязав ему глаза , раскручивают и дают в руки папаху. Он должен найти сидящего и надеть ему головной убор. Правила: Играющие считают вслух шаги водящего и болеют за него. Нельзя подсказывать и помогать, а водящий не должен подглядывать. «Прыжок лягушки» Описание: Чертится линия старта. Играющие поочередно выходят на линию старта, принимают позу лягушки ( дети становятся на четвереньки с опорой на кисти и стопы ног) затем выпрыгивают вперед 3-5 раз. Место приземления отмечается. Правило: Победитель тот, кто дальше пропрыгал лягушкой. «Платок» Описание: В танце под барабан дети двигаются по кругу. В центр круга кладут платок. По сигналу все участники стараются первым поднять платок. Правила: Нельзя заранее тянутся за платком. Запрещается выходить из круга раньше, чем закончится барабанная дробь. «Кинь сплеча» Игра на ловкость и силу. Описание: У мальчиков на юге страны мячики заменяли мешочки с песком, разных размеров. Ими не только набивали удары, подкидывая мешочек ногой, пока тот не упадет, но и кидали руками на расстояние. Исходное положение для играющего – мешочек в правой руке на уровне плеча. Надо бросить сплеча как можно дальше. Правила: Место удара мешочка о землю отмечается. Кинувшему дальше всех - очко. Заранее оговаривают кол-во очков, например – 11. «Бег к реке».          На расстоянии 10-15м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна один камешек для водящего. Водящий определяет первых трех игроков. Они получают жетоны. Игра продолжается. По итогам самые быстрые участники получают призы. Правила: Водящий может сокращать или удлинять дистанцию, давать различные задания, устанавливать количество жетонов. Игроки во время бега не должны мешать друг другу. Русские народные игры «Бирюльки» Одно из самых древних развлечений, которое в наши дни практически забыто. Описание: Суть игры заключается в том, что берется от шестидесяти до ста палочек длиной десять сантиметров. Их помещают в холщовый мешочек, а после рассыпают на ровной поверхности. Палочки падают в хаотичном порядке. Задача игроков убрать по одной бирюльке, не затрагивая те, что расположены поблизости. Правила: Победителем считается тот, у кого после разбора всей кучки, окажется больше всего палочек. «Чёт и нечет» Описание: Один играющий берёт в горсть несколько мелких монет или плоских камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки на тыльную сторону одной руки. Прикрыв пойманное другой рукой, спрашивает у игроков: «Чёт или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Правила: До начала игры фантов у каждого от 7 до10 штук. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры. «Пирожок» Описание: Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний игрок — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок-пирожоккричит: «Бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторонуведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок — пирожком, и покупатель вновь идёт покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника. Правило: Покупатель не должен стоять на одном месте, после слов «За печкой лежит» он бежит в конец колонны и ловит пирожок. «Воробушки и кот» Описание: Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий — кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зёрна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зёрна высыпает, затем вновь начинает их собирать. Правило: В конце игры игроки считают свои фишки, отмечаются самые проворные воробьи. Список литературы: Романчук О.И. «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей». Из-во «Генезис», 2003г. Астапов В.М. «Дети с нарушением развития». Хрестоматия. Из-во: Флинта Москва МПСИ 2005г. Матвеева С.В. Сборник «Игры народов России» Казань, 2000г. Картотека «Национальные подвижные игры народов России» «Инфофорум, 2010г. Сборник материалов «Педагог и ребенок с ОВЗ в современном образовательном пространстве». Санкт-Петербург, 2021г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»