Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Прохорова Татьяна Николаевна ГБОУ школа №115 Выборгский район Санкт-Петербург, учитель русского языка и литературы Конвенция ООН о правах ребенка является одним из центральных документов, определяющих права всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Во всех социальных, экономических и культурных контекстах и стратегиях такие дети, как правило, подвергаются дискриминации в гораздо большей степени, чем их сверстники без ОВЗ. Слишком много внимания уделяется недостаткам, инвалидностям и барьерам детей с с особыми трудностями в обучении , в то время как их сильные стороны остаются недооцененными. Хотя в последние годы произошли некоторые позитивные изменения, по-прежнему существует большой разрыв между потребностями детей с ОВЗ и тем, как эти потребности удовлетворяются в школе и обществе. Инклюзивное лечение детей с ОВЗ во многом зависит от выбранной модели: медицинской или социальной. Медицинская модель делает акцент на недостатках, нарушениях, инвалидности и барьерах личности, поэтому лечебно-реабилитационное лечение в специализированных учреждениях в этой модели представлено как наиболее эффективный способ улучшения достижений личности. В социальной модели внимание смещается с «личной трагедии» на необходимость изменения социальной среды, в которой живут и действуют дети с ОВЗ. На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» также указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. В основе инклюзии лежит социальная модель, поэтому социально-образовательная среда должна быть максимально адаптирована для детей с ОВЗ. В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья - является одной из центральных тем находящихся в фокусе пристального внимания отечественного научного сообщества. Это происходит, ввиду принятия решения о внедрении инклюзивного образования в 2016 году. Данное решение было достаточно продуманным, основываясь на множестве открытых дискуссий, однако существует еще множество нерешенных аспектов, которые связаны в основном именно с практикой внедрения инклюзии в школу. Одним из наиболее важных факторов, способствующих инклюзивному обучению детей с ОВЗ является переход от медицинской ориентации к более социально-интерактивной. Инклюзивность и качество образования взаимосвязаны, поскольку этика инклюзивности в значительной степени способствует качественному образованию всех детей. И то, и другое влияет на развитие общества, которое является справедливым и демократическим. Безусловно, в школьном обучении детей с ОВЗ не может быть быстрых изменений. Инклюзия — это не просто еще одна программа или адаптированная стратегия, это способ жить вместе, чтобы каждый что-то получал, ценился и чувствовал себя связанным с сообществом. Инклюзивность не следует отождествлять с интеграцией и не следует понимать как простое дополнение к существующей школьной структуре; вместо этого его следует рассматривать как процесс изменения общества, окружающей среды и институтов, которые должны больше учитывать потребности детей с особыми трудностями в обучении. Школа, ориентированная на ребенка, является основой для общества, ориентированного на человека, которое обеспечивает оптимальное развитие каждого человека и его потенциала и относится ко всем людям с уважением. В долгосрочной перспективе инклюзивное образование устраняет предрассудки в отношении детей с ОВЗ среди их сверстников. Школы, выбравшие инклюзию, конструктивно справляются с барьерами, с которыми сталкиваются все дети в образовательном процессе, барьерами, с которыми дети с ОВЗ - в еще большей степени. Дети с низкой успеваемостью могут сталкиваться с разнообразными проблемами, часто сложными и трудноразрешимыми. Ученики с низкой успеваемостью представляют собой очень разнородную группу детей с различными когнитивными, социальными, эмоциональными и другими особенностями, у которых значительно больше трудности в обучении, чем у большинства их сверстников. Некоторые испытывают только трудности в обучении, некоторые сталкиваются с трудностями в общении, в то время как многие испытывают и то, и другое. Из-за известных или неизвестных недостатков или различий в функционировании их центральной нервной системы дети испытывают серьезные трудности с чтением, письмом, правописанием и арифметикой, несмотря на их средние или выше среднего интеллектуальные способности. Также присутствуют задержки и дефицит внимания, памяти, мышления, координации, общения, социальных навыков и эмоциональной зрелости. Эти дефициты влияют на когнитивную обработку вербальной и невербальной информации, препятствуют приобретению и автоматизации навыков обучения, а также влияют на обучение и поведение на протяжении всей жизни человека. Они являются внутренними и не связаны в первую очередь ни с неправильным обучением, ни с другими факторами окружающей среды, ни с нарушением зрения, слуха или моторики, умственные нарушения или поведенческие и эмоциональные проблемы, хотя они могут возникать одновременно с такими проблемами. Они препятствуют обучению в конкретных областях, как в случае детей из социально и культурно неблагополучных семей, так и в случае детей с адекватной поддержкой и пониманием в своих семьях. При своевременном выявлении и предложении подходящих форм обучения и помощи многим детям с ОВЗ можно компенсировать проблемы, используя эффективные методы обучения и активизируя сильные стороны обучения, даже в той степени, когда они перестают нуждаться в дальнейшем руководстве и дополнительной профессиональной помощи. С каждым годом увеличивается число школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Гуманизация образования развития российского общества привела к пониманию необходимости создания комфортных условий и доступа к получению образования всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Родителям (законным представителям) предоставлено право после консультирования специалистами городской психолого‐медико‐педагогической комиссии (ПМПК) принять решение о выборе ОУ и формы интеграции от полной и постоянной до минимальной и эпизодической. Л.С. Выготский, подчеркивал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра специальной педагогики. Никто не вздумает отрицать необходимость специальной педагогики. Но эти специальные знания нужно подчинить общему воспитанию, общей выучке. Специальная педагогика должна быть растворена в общей деятельности ребенка. Социальная интеграция предполагает инклюзии социальную и образовательную, взаимодополняемые и взаимозависимые друг от друга. Инклюзивное образование предоставляет возможности всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, при этом все воспитанники должны быть обеспечены поддержкой, позволяющей им добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания и реабилитации. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ОВЗ. Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием ГБОУ школа № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга реализует адаптированные образовательные программы начального (1-4) и основного (5-9) общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечены условия доступности услуг для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Методология и основополагающие идеи построения системы инклюзивного образования в условиях обучения детей с ОВЗ базируются на принципах: •адаптивности системы образования; •доступности с учетом особенностей физического, психического и интеллектуального развития и подготовки детей; •открытости и непрерывности; •правового обеспечения данной системы; •формирования общественного сознания и толерантного отношения к разным детям; •здоровьесбережения и создания здоровьесберегающей среды; •социальной интеграции детей. В организации учебно-воспитательного процесса в классах с ОВЗ предусмотрены: формирование классов численностью до 15 человек с учетом состояния функции зрения, характера глазной патологии и сопутствующих заболеваний; размещение учащихся в классе в зависимости от зрительных возможностей и антропологических данных; тифлопедагогический контроль за соблюдением правил гигиены зрительной работы и использования комплекса упражнений глазной гимнастики; мониторинг состояния зрительного восприятия детей. В классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья работают педагоги, имеющие специальное дефектологическое или тифлологическое образование либо прошедшие курсы повышения квалификации данного направления. В школе организована здоровьесберегающая среда: в целях релаксации в классах оборудованы специальные «зоны отдыха» для учащихся; столовая оборудована обеденной мебелью округлой формы; на территории школы находятся уличная прогулочная и спортивная площадки; тренажерный кабинет оснащен специальным тренажерным комплексом «ТИСА»; ГБОУ укомплектовано техническими средствами информатизации: компьютерный класс, компьютеры в учебных классах. Тифлокабинет оборудован персональными компьютерами для использования специальных программ по коррекции и восстановлению зрения. В школе функционирует служба сопровождения, специалисты которой (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог) осуществляют психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, проводят диагностические исследования, индивидуальные консультации, коррекционные занятия для обучающихся и родителей. Необходимость различных форм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования обусловливается особенностями их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, отклонениями в поведении. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют низкую познавательную активность, недостаточную сформированность мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер, отставание либо нарушение речевого развития, несформированность коммуникативных навыков и другие отклонения в развитии. Эти особенности психического развития могут встречаться у детей в разных комбинациях и степени выраженности, что предопределяет индивидуальный характер процесса их психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования. Наиболее важные направления работы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: профилактическое диагностическое консультативное коррекционное и развивающее направления просветительское профориентационное В учебно-воспитательном процессе соблюден щадящий режим, санитарно-гигиенические нормы, дозировка зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения, создана система дидактических и наглядных пособий в соответствии с требованиями для данных классов. В режим дня включены оздоровительные мероприятия – физминутки между 15-20 минутами урока, обеспечивающие снятие зрительного и мышечного утомления; физические упражнения, подвижные игры на переменах, зрительная гимнастика перед началом занятий. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Психологическая особенность состоит в том, что они зациклены на самих себе, на своей болезни. Они не умеют общаться, не самостоятельны, привыкли к опеке и требуют ее. Реабилитация должна идти по линии устранения вторичного дефекта – изменения социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ. Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения: 1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»; 2) включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи; 3) вовлекать учеников в групповые формы работы и групповое решение задачи; 4) использовать активные методы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования. Для полноценного развития ребенка с ОВЗ должна быть создана такая среда, где бы он был нормальным, здоровым (в психологическом плане). Список литературы http://aischools.ru/about.html http://fgos.ru http://gmpmpk.ru http://www.spbdeti.org/id7333 https://infourok.ru/rol_pmpk_v_organizacii_i_soprovozhdenii_obrazovatelnogo_processa.-337330.htm https://pedsovet.org/publikatsii/korrektsionnoe-obrazovanie/iz-opyta-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya--shkole https://s11010.edu35.ru/dostupnaya-sreda/708-printsipy-inklyuzivnogo-obrazovaniya Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого - педагогический университет, 2012. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2019. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв. ). - ISSN 1814-2052 Будникова Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации ] : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Будникова, Е.В. Резникова. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 - 110с. Васильева П. В. Инклюзивное образование в США // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 94-96. — URL https://moluch.ru/archive/188/47734/. Гэри Банч. «Включающее образование». Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. МБА, 2018

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»