Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование умений и навыков в рамках реализации
программы социальной адаптации предвыпускников

Коваленко Татьяна Викторовна,
воспитатель ГБУ ЦССВ, г. Санкт-Петербург № 15
Одним из самых критических моментов в жизни детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В подобных детских учреждениях у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам - сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Состояние воспитанников таких детских учреждений, стоящих на пороге выхода из него, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
В учреждении позиция детей - сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство.
Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях! Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском социальном учреждении, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.
Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.
Социальное развитие ребенка - это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять поручения, обязанности и готовности к взрослому этапу социальных отношений.
Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем, помогая им и в самостоятельной жизни.
В условиях социальных учреждений для детей воспитатель должен помочь, предусмотреть, предупредить о таких трудностях в будущей жизни. Он должен обладать многогранным способностями: мгновенно фантазировать, быть одновременно и старшим товарищем и заботливой «мамой» (или «папой»).
Важно, чтобы воспитатель учитывал все индивидуальные особенности каждого ребёнка и развивал его способности и возможности, помогал ему установить социальные контакты, формировал социальную компетентность (уверенность); социальные способности и навыки, преодоление неуверенного поведения при общении.
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем и интеграцию в более сложное социальное окружение.
Обязательным направлением работы по реализации воспитательной программы является формирование социально - трудовой компетенции: навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о путях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем.
Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, готов ка и прочие дела. Главное - привлекая воспитанников к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения.
Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
У ребенка в социальных учреждениях не очень много собственного личного пространства, где он мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством могут считаться стены над кроватью, которые ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем.
Жизнь в детском социальном учреждении  задаёт вынужденную публичность проживания.
Жестко регламентирован и режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Таким образом, искажение межличностных отношений, социальная деформация среды, искажение отношений в детском учреждении и социуме, ограниченность жизненного пространства и круга общения; регламентация основных жизненных проявлений; недостаток информации; отсутствие прав и обязанностей, полная зависимость от взрослых, все это обуславливает нарушение процесса адаптации.
Значительно ослабленная, но все же контролируемая жизнь совершеннолетних воспитанников – это необходимый плавный переход к совершенно самостоятельной жизни. Они уже и успевают волей надышаться (в рамках закона, конечно), и понять, что дальше делать и как с этой свободой жить. И все-таки, пока все это происходит под присмотром. Так что это на данном этапе действительно для них необходимо.
«Тренировочная квартира»- это относительно новый проект, организуемый во многих учреждениях города. Но все сталкиваются приблизительно с одними и теми же трудностями: невозможности доведения желаемых планов по организации этих самых квартир (чтобы они действительно были вне Центров, с соответствующей организацией быта, ежемесячным самостоятельным контролем и снятием показаний приборов учета и оплатой коммунальных услуг, как в будущей, самостоятельной жизни) со всевозможными ограничениями юридического, законодательного характера, касающимися аренды этих квартир, организацией контроля, сопровождения и степени ответственности самих воспитанников и пока еще несущей за них ответственности организации.  И во всех Центрах делают только пробные шаги в этом направлении.
Судьбы выпускников детских домов во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
правовая некомпетентность;
возврат в кризисные условия после выпуска.
Исходя из всего вышесказанного, определяются направления, работая над которыми, нужно стараться смягчить неизбежные проблемы, с которыми столкнутся воспитанники, вступая в самостоятельную жизнь.
Они не только так глобальны, как описаны в сухих отчетах.
Это и проблемы, можно сказать, ежеминутно возникающие каждый день будничной жизни: научиться самостоятельно вставать по будильнику (ведь нужно же будет и на работу просыпаться), учиться распределять свое время (рассчитать время до выхода, еще и на завтрак чтобы было время), и вещи вовремя выстирать, развесить, чтобы высохнуть успели, и завтра было бы в чем идти. Самостоятельно записаться на прием в поликлинику, обратиться в регистратуру, взаимодействовать с МФЦ и банком, обратиться за помощью в случае возникновения непредвиденных ситуаций. И продукты нужные купить, по более выгодной цене, с оптимальным сроком годности, и бюджет рассчитать ведь приходится уже обо всем беспокоиться самим и т.д.
Каждый воспитанник, готовящийся к самостоятельной жизни, уже делает собственные шаги, реализуя свой потенциал, или обращаясь за помощью  к воспитателям или социальным педагогам. Они уже больше не хотят жить «толпой», они устали от режимного пребывания в учреждении. Поэтому работа воспитателя здесь носит, в основном, индивидуальный характер, решая какой-то совершенно конкретный вопрос, а не давая «общих» советов или обсуждая принародно какую-то проблему.
Вместе с желающими мы стараемся приготовить блюда, отличающиеся от меню общей столовой. Разбираем этапы приготовления супов, борща на мясном бульоне. Чаще всего именно первые блюда представляют наибольшую сложность. Например, суп с фрикадельками они и не ели никогда. Самостоятельно изготовленный фарш мы использовали и в приготовлении пельменей, соревновались и в приготовлении плова из разных сортов мяса и многих других блюд. Конечно, зачеты мы не сдаем по итогам прохождения  курса приготовления, хотя, может, и следовало бы.
Поэтому необходимо, чтобы происходило формирование умений и навыков самостоятельной жизни, необходимых социально-бытовых навыков; привычки к здоровому образу жизни,  навыков противостояния негативным влияниям социума; профилактики асоциального поведения воспитанников; основ социально - коммуникативной культуры, навыков самостоятельного ответственного отношения к жизни и решению проблем, принятия социально - зрелых решений.
Конечно, хотелось бы, чтобы наши выпускники были более успешными и состоявшимися, зрелыми. И все же, как предложение, можно озвучить необходимость хотя бы в течение не очень продолжительного времени после выпуска из учреждения, оказания так называемого «патронатного сопровождения» и реальную помощь уже по месту проживания. Тогда и они ее очень оценят, ведь точно уже будут знать, какой именно информации и помощи им не хватило. Да и сама помощь будет очень своевременной и практичной.
Ведь кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе лежит еще и несоизмерима большая ответственность за состояние их души.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»