ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Александрова С.А. учитель – логопед ГБОУ ЦППМСП Калининского района УМК: «Начальная школа 21 века» Предмет: Русский язык 3кл Тема: Повторение правописания слов с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком. Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий. Цель: повторить алгоритм написания слов с Ъ, с обоснованием выбора этого знака. Планируемые результаты: повторить алгоритм написания слов с разделительным Ъ, получат практику написания слов с разделительным Ъ, Ь. Предметные: Формировать умения писать слова с разделительным Ъ, используя правило написания, контролировать свои действия, проверять написанное. Метапредметные: Регулятивные: - осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, различать способ и результат действий. Познавательные: - читать и слушать, извлекая нужную информацию; - использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, различать существенное и несущественное. Коммуникативные: - формулировать собственные мысли высказывать и обосновывать свою точку зрения; -участвовать в общей беседе; -осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные; - положительное отношение к учению; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осуществлять самоконтроль Ход занятия Этапы занятия Действия логопеда Действия ученика УУД 1. Установка на работу на занятии - Здравствуйте, мальчики. - Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, те, кто с утра хмурится. Здравствуйте, все, кто рад нашей встрече и настроен на получение новых знаний. Слушают и настраиваются на работу. Личностные: Положитель- ное отношение к учению 2. Мотивация На раздаточном материале сказка. -Прочитайте. «- Жил – был на свете Винни-Пух. Он писал письмо Робину. "Сел торт”, “прочитал обявление”, “веду сёмку”, “подехал к подезду”, “подём на лифте”; - старательно выводил он. -Ой, ой, ой! - испугались написанные слова. В таком виде нельзя показываться письмо Робину: Он нас на смех поднимет! - А что с вами случилось? – удивился Винни-Пух.» Читают сказку Отвечают на вопрос: - в тексте встречаются непонятные слова “Сел торт”, “написал обявление”, “веду сёмку”, “подехал к подезду”, “подём на лифте”; -слова неправильно написаны; -в сказке есть смешные слова и т.д. Коммуникатив- ные: Формулировать собственные мысли Познаватель- ные: читать и слушать, извлекая нужную инормацию3. Актуализация и определение проблемного поля Логопед: -Ребята, скажите, почему Винни-Пух написал Слова таким образом? Что он пропустил в словах? -Какую? -А мы можем помочь Винни, написать эти слова правильно? Участвуют в беседе: -Он не знает, как их писать? -Мне кажется, что мальчик пропустил букву? -Букву ь. - Нет. Букву ъ? - Да Коммуникативные: участвовать в общей беседе РегулятивныеОсознаватьВозникаю- щие трудности, искать их причины и пути преодоления. 4. Совместная с учащимися постановка цели урока. -Что нам необходимо сделать, чтобы помочь Винни-Пуху? Записываю ответы детей на доске, и выбираем одну главную цель: -Узнать, когда пишется в словах разделительный твёрдый знак. Отвечают: - надо подобрать проверочные слова; - надо научиться писать слова с разделительным Ъ - вспомнить правило, как писать правильно слова с разделительным Ъ. Познавательные: осознавать познавательую задачу Регулятивные -принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудни-чистве с учителем и детьми или самостоятель-но) необходимые действия, операции, действовать по плану 5. Шаги (совместный поиск путей решения проблемы). -Для того чтобы написать слова с ъ знаком, к ним надо подбирать проверочные слова? - А что тогда для этого нам надо сделать? Записываю шаги работы на доске: 1) вспомнить правило о постановке Ъ в словах; 2) пользоваться схемой правила; 3) потренироваться писать слова с Ъ; 4) проверить себя и других Отвечают: -Нет. 1) вспомнить правило о постановке Ъ в словах; 2) пользоваться схемой правила; 3) потренироваться писать слова с Ъ; 4)проверить себя и других Регулятивные : -принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем и детьми или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану 6. Закрепление во внешней речи. Спрашиваю: - Где можно найти правило о Ъ? -А у нас на доске есть схема этого правила. Она поможет вспомнить правило о Ъ. Оканч. на согл. ¬Ъ͡͡ е, ё, я, ю. - А давайте попробуем рассказать друг другу правило о правописании ъ по схеме. Отвечают: - в учебнике; - в справочнике; - в словаре. -Да Дети произносят правило по схеме с помощью логопеда 1) Оканч. на согл.¬ Ъ͡͡е, ё, я, ю 2) Ъ начинается ͡͡е, ё, я, ю 3) ¬Ъ ͡͡е, ё, я, ю Познаватель-ные: читать и слушать, извлекая нужную информацию Познаватель-ные: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; 7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. 8. Включение в систему знаний и повторение (практическое закрепление опыта) 9.Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная работа. 10. Рефлексия 11. Домашнее задание - На доске записаны слова, словосочетание. Давайте добавим пропущенные буквы ъ знак, объясняя их постановку. Хочу напомнить: - А сердитый ъ знак носит кепку только так (козырьком назад). Дети записывают в тетрадях слова и словосочетание, по очереди называют корень и приставку в словах, опираясь на схему-правило, тем самым объясняют постановку ъ под…ехал к под…езду, об…явление, под…езд, раз…ренный, вз…ерошенный, с…ежился, об…яснил, об…ятия, под…ем, с…ел, с…едобный, с…емка, об…ем, необ…ятная, без из…яна. Взаимопроверка в группе. - Обменяйтесь тетрадями с другим учеником в группе и проверьте записанные слова. - Из данных слов и словосочетания можно составить рассказ, который поможет запомнить слова, в которых пишется ъ. . Эта картинка тоже поможет запомнить рассказ. 74930-137604500 Логопед читает рассказ. Подъехал к подъезду, прочитал объявление. Зашел в подъезд. Навстречу соседский разъяренный, взъерошенный соседский пес. Я съежился. Сосед объяснил своему псу, что на соседей лаять нельзя. Мы заключили друг друга в объятия. Раньше учились в одном классе. Потом был подъем на лифте. Вошел в квартиру, съел торт. Торт оказался съедобным. Потом была съемка квартиры на телефон. Квартира у меня большого объема, необъятная, без изъяна. -Кто готов повторить рассказ, используя слова, записанные на доске? Физкультминутка Куда идем Мы с Пятачком - (шагают) Большой-большой секрет, И не расскажем мы о нем, (повороты головы) Да-да! (наклоны головой) Верней, нет-нет! (повороты головы) Зачем шагаем мы вдвоем? Откуда и куда? (руки на поясе, повороты корпуса тела) Секретов мы не выдаем! (повороты головы) Нет-нет! Верней, да-да! (наклоны головы) Работа с раздаточным материалом. Прочитайте слова 1го ,2го столбиков. -Добавьте в слова, пропущенные ъ и ь знаки. Выполнить задание верно поможет прием. Спрашивайте себя: - Это слова из нашего рассказа? Если из нашего рассказа добавляйте ъ, если слова не из нашего рассказа добавьте ь. лист…я под…езд пер…я об…ем ш…ет с…едобный кошач…я в…ехал в…ет с…ел пис…мо об…ятия Взаимопроверка в группе. - Обменяйтесь карточками с другим учеником в группе и проверьте записанные слова. Фронтальная проверка: -В словах первого столбика, второго столбика, какие дописали буквы ъ, ь? - Мы с вами целый урок трудились. Теперь, ребята, мы сможем помочь Винни - Пуху? Он ждёт нашей помощи. -Как мы можем ему помочь? Дети записывают словосочетания в тетрадь, один ученик на доске объясняет их написание, опираясь на схему-правило. -Помогаем. -Что у нас получилось на уроке? -Что не получилось? -Мы добились своей цели? -Что помогло нам добиться цели? - Кто хочет похвалить себя? - А кого ещё вы хотите похвалить? Логопед: -Какие бы вы себе придумали домашнее задание по данной теме? - Одно из предложенного домашнего задания попробуйте выполнить дома. А на следующем уроке вы поделитесь своими впечатлениями о том, как у вас получилось выполнить домашнее задание Ученики записывают в тетрадь, объясняя и опираясь на схему-правило. Обозначают корень и приставку Работают в парах. Обмениваются тетрадями в группе и проверяют, написанные словосочетания Дети повторяют рассказ, с помощью логопеда Работают в парах. Обмениваются карточками в парах и проверяют написание ъ, ь знаков. -В словах 1 столбика дописали ь, в слова 2 столбика – ъ. Дети отвечают: -Да. - Написать слова правильно на доске и в тетради. Дети записывают словосочетания “СЪел кашу”, “написал обЪявление”, “веду сЪёмку”, “подЪехал к подЪезду, подЪём на лифте. Предлагают задания: 1) рассказать правило о Ъ дома; 2) записать 10 слов с Ъ; 3) проговорить рассказ, пользуясь словами с ъ, записанными в тетради на уроке и т. д.Коммуникатив-ные: - существлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познаватель- ных задач. Формулиро- вать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Познавательные: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; Познаватель- ные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифика- ции, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: - существлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно- познаватель-ных задач. - формулиро- вать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: Контролиро-вать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности Рис В. МилейкоСписок литературы: Кибириева Л.П. Технологические карты уроков 3 класс.-Волгоград.,Учитель.-2021- С.82-85. Мазанова Е.В. Оптическая дисграфия.-М., Гном и Д.-2008.-С. 25-27. Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.-М., Аквариум.-2006. - С. 27-32. Шукейло В.А. Мой родной русский язык – СПб.; Знание.-2001.-С.100-101.