Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нейрогимнастика в работе с детьми с ОВЗ

Осокина Елена Анатольевна
Нейрогимнастика способствует стимуляции отдельных зон головного мозга, помогает активизировать полноценную работу левого и правого полушария, улучшает межполушарное взаимодействие, помогает управлять физическим и эмоциональным состояние. Межполушарное взаимодействие-важный элемент коррекционных занятий учителя-дефектолога. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Гимнастика по утрам – это атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Если мы регулярно выполняем гимнастические упражнения, это благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма. Нашему мозгу тоже необходима тренировка. Если мы будем ежедневно выполнять упражнения на развитие межполушарных связей, нейрогимнастику, то результаты коррекционной работы будут выше.
 Мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, выполняет различные мыслительные операции. А правое полушарие отвечает за интуицию, образное мышление, фантазию и творческие способности.
Современными нейрофизиологическими исследованиями установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание ЦНС. Вы можете использовать в своей практике различные упражнения. Несмотря на то, что у полушарий разные функции, но только их взаимосвязь делает работу мозга полноценной.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете, а так же в целом восприятии учебной информации). Выполнение нейрогимнастики активизирует мыслительную деятельности и развивает память, развивает общую и мелкую моторику, снижает утомляемость детей, благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка.
 Вы можете использовать в своей практике различные упражнения. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым.
Например:
«Ладонь, кулак, ребро»: 
Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.
Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом. 
«Лезгинка»: 
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется.
Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак. 
«Зеркальное рисование»: 
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Для маленьких детей это упражнение лучше выполнять в воздухе. Рисовать фигуры вытянутыми вперед руками или кистью, поставив руку на локоток.
Упражнение «Ладушки»:
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа ногами. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером «левая правая», хлопок, хлопок с партнером «праваялевая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично ногами;
б) «кулакладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулакладонь» делает с вами. Еще более сложный вариант удар «кулакладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);
в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая вверх (или ставятся друг на друга ребрами);
г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.
Упражнение «Перекрестные шаги»:
 Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.
Упражнение «Двойной рисунок»:
Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
Упражнение «Волшебная мельница»:
 Ребенок представляет, что его руки это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание на ощущениях в разминаемых суставах:
а) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая вперед, левая назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
б) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему вращать руки в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
в) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
Упражнение «Прыжки на месте на двух ногах»:
а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу, между стопами ног) и ноги вместе (предмет то у носков, то у пяток ног);
б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например, гимнастическая палка, лежит между стопами ног).
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и^ ноги, затем в противоположную.
Упражнение «Молоток»:
 - правая рука ладонью вниз лежит на столе, левый кулак стучит по правой руке, затем кладём левую руку ладонью вверх и стучим правым кулаком.
Упражнение «Змейка»:
 - соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.
Упражнение «Кулачки танцуют»:
 - похлопываем внутренней стороной кулака и внешней.
Упражнение «Угол» - поднимаем правую руку прямой ладонью вверх, а левую, сжатую в кулак кладём под правый локоть. И поочерёдно меняем расположение рук. Усложнение: добавляем хлопок.
«Блины»:
 - вытянули обе руки вперёд: правая – ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Поочерёдно меняем руки.
Упражнение «Стульчик»:
 - правая ладонь открыта, левая прижата к правой ладони в кулак. Меняем по очереди максимально в быстром темпе.
Упражнение «Колечко»:
 - соединяем с большим пальцем поочерёдно все пальцы до мизинца и обратно
Упражнение «Вертушка»:
 - одновременные махи назад-вперёд прямыми руками.
Упражнение «Ухо-нос»:
 Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение.
Упражнение «Молоток-пила»:
-упражнение выполняется либо на столе, либо руки лежат на коленях. Левой рукой как бы пилим пилой, правой в то же время «забиваем молотком гвозди».
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»