Методическая разработка учебного курса для обучающихся с ОВЗ
(умеренная умственная отсталость, 8 класс)
Сенсорное развитие
Савичева Эдита Самвеловна
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 8 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Цель: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) воспитанника в возможном для него диапазоне.
Цель программы: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) обучающегося в возможном для него диапазоне.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формирование перцептивной деятельности, обучение обследованию предметов;
- расширение спектра зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных и вкусовых ощущений;
- обеспечение накопления представлений об основных признаках и свойствах предметов;
- овладение способами сопоставления объектов по заданным признакам и выбору по образцу;
- формирование представлений о сенсорных эталонах (цвета, формы, величины и т.д.).
- стимуляция и развитие зрительного, слухового, кинестетического, обонятельного и вкусового восприятия;
- развитие обобщенных способов обследования предметов;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие действий соотношения эталонов со свойствами реальных предметов;
- развитие ориентировки в пространстве;
- коррекция психических нарушений;
- коррекция согласованности движений;
- обогащение словарного запаса в процессе занятий по сенсорному развитию.
- воспитание устойчивого интереса, мотивации к занятиям по сенсорному развитию;
- привитие навыков правильного поведения на занятиях;
- создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе - в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Содержание программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 1-4 классов разработано на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место предмета в учебном процессе:
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).
Учебный план
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю | Всего | |
8 | 9 | ||
Развитие речи и окружающий мир |
2 | 2 | 8 |
Альтернативное чтение | 2 | 2 | 8 |
Графика и письмо | 2 | 2 | 8 |
Математические представления и конструирование |
2 | 2 | 8 |
Музыка и движение | 1 | 1 | 4 |
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 4 |
Социально-бытовая ориентировка | 2 | 2 | 4 |
Ручной труд | 10 | 10 | 20 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 12 |
Итого | 25 | 25 | 50 |
Предельно допустимая учебная нагрузка | 25 | 25 | 50 |
Коррекционные курсы | |||
1. Сенсорное развитие | 2 | 2 | 4 |
2. Предметно-практические действия | 2 | 2 | 4 |
3. Психокоррекционные занятия | 2 | 2 | 4 |
4. Альтернативная коммуникация | 2 | 2 | 4 |
Итого коррекционные курсы | 8 | 8 | 16 |
Используемые технологии обучения:
- технология разноуровневого обучения;
- коррекционно-развивающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии.
Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Сенсорное развитие» и основной формой обучения является занятие. Занятия по сенсорному развитию являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
1.Формы обучения: (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие)
- занятие изучения нового материала;
- занятие закрепления знаний, умений и навыков;
- занятие комбинированный урок;
- занятие повторения и обобщения;
- занятие-экскурсия;
- занятие–путешествие.
- игровые:
- дидактические игры,
- пальчиковые игры,
- игры с предметами и различными материалами,
- игры с образными игрушками,
- проигрывание различных ситуаций общения,
- игры-драматизации.
- рассказ,
- объяснение,
- беседа.
- показ, иллюстрация,
- демонстрация,
- использование ИКТ.
- рука в руку,
- практические упражнения,
- упражнения с картинками,
- упражнения с пиктограммами (символами),
- упражнения по прослушанному тексту,
- упражнения со словами и т. п.
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
В конце четверти проводятся обобщающие уроки и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с тяжелой, умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Формы текущего контроля успеваемости.
В конце четверти проводятся обобщающие занятия и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
Личностные результаты:
- проявлять познавательный интерес;
- владеть правилами поведения в учебной ситуации;
- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
- владеть алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Предметные результаты:
- эмоционально реагировать на лицо взрослого, узнавать;
- ощупывать руками свое лицо, ноги, лицо взрослого;
- зрительного сосредотачиваться на лице человека или игрушке;
- фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой;
- реагировать на звуковой сигнал;
- поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого;
- искать источник звука, находящийся в поле (вне поля) зрения;
- захватывать, ощупывать и отпускать предмет, вложенный в руку, находящийся под или над рукой;
- правильно захватывать предмет;
- стучать предметом о стол, другой предмет, предметом о предмет с целью извлечения звука;
- соединять ладони, с целью извлечения звука (хлопки);
- стучать рукой по столу, с целью извлечения звука;
- нажимать на кнопки различных звучащих игрушек;
- реагировать на прикосновении с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
- показывать части собственного тела;
- разглядывать себя в зеркале;
- правильно захватывать предмет в зависимости от формы;
- соотносить и группировать предметы по форме (шар, куб);
- проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
- различать понятие «такой», «не такой»;
- различать предметы по цвету, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
- соотносить и группировать предметы по цвету (желтый, красный);
- соотносить и группировать предметы по форме; величине (большой, маленький);
- иметь представление о полых предметах;
- иметь представления о звуках природы, музыкальных инструментов;
- соотносить звук с его источником;
- определять источник звука;
- извлекать звук из звучащих игрушек;
- озвучивать домашних животных, птиц (по подражанию);
- ориентироваться в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной, текстурой поверхности;
- различать свойства и качества предметов;
- учитывать свойства и качества предметов в разнообразной деятельности: в ролевой игре, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
- выполнять группировку предметов по заданному признаку;
- пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
- дифференцировать объёмные формы по образцу (выбор 3-4 предмета);
- соотносить форму предметов с геометрическими формами-эталонами;
- ассоциировать геометрические формы с предметами;
- иметь представления об относительности величины: больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже и т.д.
- ориентироваться в схеме собственного тела, пространстве;
- дифференцировать основные цвета, расширять представления о цветовом спектре;
- использовать цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой);
- выполнять задания по речевой инструкции;
- дифференцировать звучание трёх - четырех музыкальных инструментов;
- дифференцировать тактильные ощущения, связанные с текстурой поверхности, температурой предметов;
- узнавать знакомый предмет на ощупь;
- выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.
- Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»
№ раздела |
Название раздела | Содержание раздела |
1. | Зрительное восприятие (19 часов) | Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Узнавание (сличение) размера предметов (большой, маленький) путем наложения, зрительным примериванием. Сличение объемных предметов и их плоскостных изображений. Собирание разборной игрушки; складывание разрезной предметной картинки (из 2-3-4 частей); нахождение парных предметов, картинок. |
2. | Слуховое восприятие ( 16 часов) | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов. |
3. |
Кинестетическое восприятие (16 часов) |
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, колючий), Реакция на давление на поверхность тела. Выполнение движений и поз головы по показу, движений и поз верхних и нижних конечностей, наклоны тела в разные стороны, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений взрослого. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение температуры воды (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой). Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с водой разной температуры |
4. | Восприятие запаха (6 часов) |
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан и др.) |
5. |
Восприятие вкуса ( 7 часов) |
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) школы № 439
- «Мир ощущений» для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Т.А. Алексеева, Хмелева Г.И. / Под ред. В.Н. Асикритова, Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
- Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов/ под ред. Л.М. Шипициной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239с.
- Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
- Коррекционно-развивающая программа по сенсорному развитию детей с интеллектуальными нарушениями «Мир ощущений», 2022г.
- Мария Монтессори. Впитывающий разум ребенка. - СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. – 320с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС,2010.
- Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов Межрегиональной научно практической конференции с международным участием. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – 132с.
- Программы коррекционных курсов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методическое пособие / под научным руководством кандидата психологических наук, доцента Дунаевской Э.Б. — СПб., Издательство «Страта», программно-методическое пособие, 2018.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
- Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / под редакцией Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
- Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
№ п/п | Перечень наглядных пособий, дидактических материалов |
|
Альбомы для рисования, книжки - раскраски |
|
Воздушные шары разных цветов |
|
|
|
Игра малышка «Цвета» |
|
Игра развивающая «Лото» |
|
Игра развивающая «Парные картинки» |
|
Игра развивающая «Горка-шарики» |
|
Игрушка « Вертушка» |
|
Игрушка заводная «Рыбка» |
|
Игрушка развивающая «Набор выпечки» |
|
Игрушка развивающая «Набор продуктов» |
|
Игрушка - развивающая пазл: «Части тела» (дерево) |
|
Иллюстративный материал по лексическим темам |
|
Карандаши цветные |
|
Картинки разрезные |
|
Конструктор |
|
Кукла дидактическая |
|
|
|
|
|
Муляжи фруктов и овощей |
|
Мыльные пузыри |
|
Набор «Посуда детская» |
|
Набор «Силуэты» |
|
Настольный лабиринт с трубкой; |
|
Деревянные пазлы: «Найди по цвету» |
|
Пирамидки (дерево, пластик с разным кол-вом колец) |
|
Пирамидка с кольцами |
|
Пирамидка с кубиками |
|
Развивающая игра «Пуговки» |
|
Разноцветные бутылочки |
|
Разноцветные геометрические фигуры |
|
Разноцветные дер. баночки с палочками |
|
Разноцветные прищепки на круге |
|
Рамка вкладыш |
|
|
|
Цветные кольца на трех колышках |
|
Цветные таблички в ящике |
|
Игра развивающая «Геометрические бусы» |
39 | Детская шарманка |
40 | Деревянные ложки |
41 | Записи с различными звуками природы. |
42 | Звуковая панель «Угадай звук» |
43 | Книги музыкальные |
44 | Колокольчик |
45 | Муз. инструмент: барабан, гармонь, губная гармошка, дудка, ксилофон |
46 | Мягкие музыкальные игрушки |
47 | Набор деревянных инструментов |
48 | Погремушки |
49 | Пособие «Океан» (имитация прибоя) |
50 | Пособие «Дождь»(имитация дождя) |
51 | Свисток «Птица» |
52 | Шумовые коробочки (Монтессори) |
53 | Бусы со шнурком для нанизывания |
54 | Валики и мячи массажные |
55 | Двухсторонняя тактильное панно «Елочка» |
56 | Деревянные пуговицы со шнурком |
57 | Доска для плетения косички (Монтессори) |
58 | Доски для ощупывания (Монтессори) |
59 | Кисточки разной жесткости |
60 | Коврик «Дидактическая полянка» |
61 | Коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус и т.п. |
62 |
|
63 | Мешочек «Тактильное домино» |
64 | Мешочек «Тактильные палочки» |
65 | Мягкие игрушки |
66 | Набор гантелей |
67 | Природный материал (шишки, желуди,…..) |
68 | Рамки вкладыши Монтессори |
69 | Тактильная дорожка Альма |
70 | Тактильный банк |
71 | Тепловые таблички (стекло, дерево, ткань…) |
72 | Ящик с тканью |
73 | Коробочки «Разные запахи» |
74 | Игровое панно «Ежик» |
75 | Набор «Магические жезлы» |
76 | Дидактический набор «Черепаха» |
77 | Игрушки развивающие «Заяц», «Уточка» |
78 | Дидактический набор «Божья коровка» |
79 | Сенсорный мяч (Альма) |
80 |
|
81 | Дидактическое пособие «Сухой душ» |
Приложение 1
Обследование сенсорных функций
у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
ФИО_______________________________ Дата рождения___________ Класс________
№ | Виды восприятия | Дата | Дата | Дата |
1. | Зрительное восприятие | |||
1.2 | Зрительное восприятие себя | |||
Знает и показывает части собственного тела | ||||
Узнает себя в зеркале | ||||
Узнает себя на фотографии | ||||
1.3 | Восприятие формы | |||
Выбирает форму по образцу | ||||
Выбирает форму по названию | ||||
Группирует предметы по форме | ||||
Соотносит объемную и плоскостную фигуру | ||||
1.4 | Восприятие цвета | |||
Различает предметы по цвету | ||||
Группирует предметы по цвету | ||||
Выбирает цвет по образцу | ||||
Выбирает цвет по названию | ||||
Называет цвет предмета | ||||
1.5 | Восприятие величины | |||
Различает понятия «большой-маленький» | ||||
Собирает пирамидку с учетом величины | ||||
Составляет полые предметы разной величины | ||||
Выстраивает сериационный ряд с учетом размера | ||||
Различает понятия: «высокий - низкий» | ||||
1.6 | Восприятие целостного образа | |||
Собирает разборную игрушку | ||||
Собирает разрезную картинку (2,3,4 части) | ||||
Узнает предмет наощупь | ||||
2 | Слуховое восприятие | |||
2.1 | Развитие неречевого восприятия | |||
Определяет направление звука | ||||
Определяет силу звучания (громко - тихо) | ||||
Различает звуки резко отличных по звучанию инструментов | ||||
Различает звуки сходных по звучанию инструментов | ||||
2.2 | Развитие речевого восприятия | |||
Понимает вопросы взрослого | ||||
Отвечает на вопросы с помощью средств АДК | ||||
Различает голоса знакомых людей | ||||
Умеет озвучивать домашних животных ,птиц | ||||
Произносит отдельные звукокомплексы, простые слова | ||||
3. | Кинестетическое восприятие | |||
3.1 | Формирование представлений о свойствах предметов и явлений | |||
Различает и сортирует предметы по следующим признакам: «сухой - мокрый» | ||||
Различает и сортирует предметы по следующим признакам: «горячий - холодный» | ||||
Различает и сортирует предметы по следующим признакам: «гладкий - шероховатый» | ||||
Определяет форму предмета на ощупь |