Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка учебного курса  для обучающихся с ОВЗ 
(умеренная умственная отсталость, 8 класс)

Сенсорное развитие

Савичева Эдита Самвеловна
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 8 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) воспитанника в возможном для него диапазоне.
Цель программы: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) обучающегося в возможном для него диапазоне.
Задачи:
Образовательные задачи:
  • формирование перцептивной деятельности, обучение обследованию предметов;
  • расширение спектра зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных и вкусовых ощущений;
  • обеспечение накопления представлений об основных признаках и свойствах предметов;
  • овладение способами сопоставления объектов по заданным признакам и выбору по образцу;
  • формирование представлений о сенсорных эталонах (цвета, формы, величины и    т.д.).
Развивающие задачи:
  • стимуляция и развитие зрительного, слухового, кинестетического, обонятельного и вкусового восприятия;
  • развитие обобщенных способов обследования предметов;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие действий соотношения эталонов со свойствами реальных предметов;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • коррекция психических нарушений;
  • коррекция согласованности движений;
  • обогащение словарного запаса в процессе занятий по сенсорному развитию.
Воспитательные задачи:
  • воспитание устойчивого интереса, мотивации к занятиям по сенсорному развитию;
  • привитие навыков правильного поведения на занятиях;
  • создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе - в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Содержание программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 1-4 классов разработано на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место предмета в учебном процессе:
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).
Учебный план
Учебные предметы
 
 
                                                             Классы
Количество часов в неделю Всего
8 9
Развитие речи
и окружающий мир
2 2 8
Альтернативное чтение 2 2 8
Графика и письмо 2 2 8
Математические представления
и конструирование
2 2 8
Музыка и движение 1 1 4
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности 1 1 4
Социально-бытовая ориентировка 2 2 4
Ручной труд 10 10 20
Адаптивная физическая культура 3 3 12
Итого 25 25 50
Предельно допустимая учебная нагрузка 25 25 50
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие 2 2 4
2. Предметно-практические действия 2 2 4
3. Психокоррекционные занятия 2 2 4
4. Альтернативная коммуникация 2 2 4
Итого коррекционные курсы 8 8 16
 
 
Используемые технологии обучения:
  • технология разноуровневого обучения;
  • коррекционно-развивающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии.
Формы организации учебного процесса.
Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Сенсорное развитие» и основной формой обучения является занятие. Занятия по сенсорному развитию являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
1.Формы обучения: (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие)
  • занятие изучения нового материала;
  • занятие закрепления знаний, умений и навыков;
  • занятие комбинированный урок;
  • занятие повторения и обобщения;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие–путешествие.
2.Методы и приемы обучения:
- игровые:
  • дидактические игры,
  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами и различными материалами,
  • игры с образными игрушками,
  • проигрывание различных ситуаций общения,
  • игры-драматизации.
- словесные методы: 
  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа.
- наглядные методы: 
  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ.
- практические методы:
  • рука в руку,
  • практические упражнения,
  • упражнения с картинками,
  • упражнения с пиктограммами (символами),
  • упражнения по прослушанному тексту,
  • упражнения со словами и т. п.
3.Виды деятельности обучающихся на занятии:
  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
Формы текущего контроля успеваемости.
В конце четверти проводятся обобщающие уроки и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с тяжелой, умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Формы текущего контроля успеваемости.
В конце четверти проводятся обобщающие занятия и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
Личностные результаты:
- проявлять познавательный интерес;
- владеть правилами поведения в учебной ситуации;
- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
- владеть алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Предметные результаты:
  • эмоционально реагировать на лицо взрослого, узнавать;
  • ощупывать руками свое лицо, ноги, лицо взрослого;
  • зрительного сосредотачиваться на лице человека или игрушке;
  • фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой;
  • реагировать на звуковой сигнал;
  • поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого;
  • искать источник звука, находящийся  в поле (вне поля) зрения;
  • захватывать, ощупывать и отпускать предмет, вложенный в руку, находящийся под или над рукой;
  • правильно захватывать предмет;
  • стучать предметом о стол, другой предмет, предметом о предмет с целью извлечения звука;
  • соединять ладони, с целью извлечения звука (хлопки);
  • стучать рукой по столу, с целью извлечения звука;
  • нажимать на кнопки различных звучащих игрушек;
  • реагировать на прикосновении с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
  • показывать части собственного тела;
  • разглядывать себя в зеркале;
  • правильно захватывать предмет в зависимости от формы;
  • соотносить и группировать предметы по форме (шар, куб);
  • проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
  • различать понятие «такой», «не такой»;
  • различать предметы по цвету, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
  • соотносить и группировать предметы по цвету (желтый, красный);
  • соотносить и группировать предметы по форме; величине (большой, маленький);
  • иметь представление о полых предметах;
  • иметь представления о звуках природы, музыкальных инструментов;
  • соотносить звук с его источником;
  • определять источник звука;
  • извлекать звук из звучащих игрушек;
  • озвучивать домашних животных, птиц (по подражанию);
  • ориентироваться в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной, текстурой поверхности;
  • различать свойства и качества предметов;
  • учитывать свойства и качества предметов в разнообразной деятельности: в ролевой игре, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
  • выполнять группировку предметов по заданному признаку;
  • пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
  • дифференцировать объёмные формы по образцу (выбор 3-4 предмета);
  • соотносить форму предметов с геометрическими формами-эталонами;
  • ассоциировать геометрические формы с предметами;
  • иметь представления об относительности величины: больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже и т.д.
  • ориентироваться в схеме собственного тела, пространстве;
  • дифференцировать основные цвета, расширять представления о цветовом спектре;
  •  использовать цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой);
  • выполнять задания по речевой инструкции;
  • дифференцировать звучание трёх - четырех музыкальных инструментов;
  • дифференцировать тактильные ощущения, связанные с текстурой поверхности, температурой предметов;
  • узнавать знакомый предмет на ощупь;
  • выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.
  1. Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»

раздела
Название раздела Содержание раздела
1. Зрительное восприятие (19 часов) Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Узнавание (сличение) размера предметов (большой, маленький) путем наложения, зрительным примериванием. Сличение объемных предметов и их плоскостных изображений. Собирание разборной игрушки; складывание разрезной предметной картинки (из 2-3-4 частей); нахождение парных предметов, картинок.
2. Слуховое восприятие ( 16 часов) Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
 
 
 
 
 
 
3.
Кинестетическое восприятие
(16 часов)
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, колючий), Реакция на давление на поверхность тела. Выполнение движений и поз головы по показу, движений и поз верхних и нижних конечностей, наклоны тела в разные стороны, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений взрослого. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение температуры воды (холодный,  горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой). Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с водой разной температуры
4. Восприятие запаха
(6 часов)
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан и др.)
 
 
5.
Восприятие вкуса
( 7 часов)
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
 
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы:
  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) школы № 439
  2. «Мир ощущений» для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Т.А. Алексеева, Хмелева Г.И. / Под ред. В.Н. Асикритова, Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
  3. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов/ под ред. Л.М. Шипициной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239с.
  4. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
  5. Коррекционно-развивающая программа по сенсорному развитию  детей с интеллектуальными нарушениями «Мир ощущений», 2022г.
  6. Мария Монтессори. Впитывающий разум ребенка. - СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. – 320с.
  7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС,2010.
  8. Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов Межрегиональной научно практической конференции с международным участием. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – 132с.
  9. Программы коррекционных курсов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методическое пособие / под научным руководством кандидата психологических наук, доцента Дунаевской Э.Б. — СПб., Издательство «Страта», программно-методическое пособие, 2018.
  10. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  11. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
  12. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / под редакцией Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
  13. Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:
  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
  • Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
 
 
№ п/п Перечень наглядных пособий, дидактических материалов
  1.  
Альбомы для рисования, книжки - раскраски
  1.  
Воздушные шары разных цветов
  1.  
  •  
  1.  
Игра малышка «Цвета»
  1.  
Игра развивающая «Лото»
  1.  
Игра развивающая «Парные картинки»
  1.  
Игра развивающая «Горка-шарики»
  1.  
Игрушка « Вертушка»
  1.  
Игрушка заводная «Рыбка»
  1.  
Игрушка развивающая «Набор выпечки»
  1.  
Игрушка развивающая «Набор продуктов»
  1.  
Игрушка - развивающая пазл: «Части тела» (дерево)
  1.  
Иллюстративный материал по лексическим темам
  1.  
Карандаши цветные
  1.  
Картинки разрезные
  1.  
Конструктор
  1.  
Кукла дидактическая
  1.  
  •  
  1.  
  •  
  1.  
Муляжи фруктов и овощей
  1.  
Мыльные пузыри
  1.  
Набор «Посуда детская»
  1.  
Набор «Силуэты»
  1.  
Настольный лабиринт с трубкой;
  1.  
Деревянные пазлы: «Найди по цвету»
  1.  
Пирамидки (дерево, пластик с разным кол-вом колец)
  1.  
Пирамидка с кольцами
  1.  
Пирамидка с кубиками
  1.  
Развивающая игра «Пуговки»
  1.  
Разноцветные бутылочки
  1.  
Разноцветные геометрические фигуры
  1.  
Разноцветные дер. баночки с палочками
  1.  
Разноцветные прищепки на круге
  1.  
Рамка вкладыш
  1.  
  •  
  1.  
Цветные кольца на трех колышках
  1.  
Цветные таблички в ящике
  1.  
Игра развивающая «Геометрические бусы»
39 Детская шарманка
40 Деревянные ложки
41 Записи с различными звуками природы.
42 Звуковая панель «Угадай звук»
43 Книги музыкальные
44 Колокольчик
45 Муз. инструмент: барабан, гармонь, губная гармошка, дудка, ксилофон
46 Мягкие музыкальные игрушки
47 Набор деревянных инструментов
48 Погремушки
49 Пособие «Океан» (имитация прибоя)
50 Пособие «Дождь»(имитация дождя)
51 Свисток «Птица»
52 Шумовые коробочки (Монтессори)
53 Бусы со шнурком для нанизывания
54 Валики и мячи массажные
55 Двухсторонняя тактильное панно «Елочка»
56 Деревянные пуговицы со шнурком
57 Доска для плетения косички (Монтессори)
58 Доски для ощупывания (Монтессори)
59 Кисточки разной жесткости
60 Коврик «Дидактическая полянка»
61 Коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус и т.п.
62
  •  
63 Мешочек «Тактильное домино»
64 Мешочек «Тактильные палочки»
65 Мягкие игрушки
66 Набор гантелей
67 Природный материал (шишки, желуди,…..)
68 Рамки вкладыши Монтессори
69 Тактильная дорожка Альма
70 Тактильный банк
71 Тепловые таблички (стекло, дерево, ткань…)
72 Ящик с тканью
73 Коробочки «Разные запахи»
74 Игровое панно «Ежик»
75 Набор «Магические жезлы»
76 Дидактический набор «Черепаха»
77 Игрушки развивающие «Заяц», «Уточка»
78 Дидактический набор «Божья коровка»
79 Сенсорный мяч (Альма)
80
  •  
81 Дидактическое пособие «Сухой душ»
 
 
 
 
 
Приложение 1
Обследование сенсорных функций
у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
 
ФИО_______________________________  Дата рождения___________  Класс________

 
Виды восприятия Дата Дата Дата
1. Зрительное восприятие      
1.2 Зрительное восприятие себя      
  Знает и показывает части собственного тела      
  Узнает себя в зеркале      
  Узнает себя на фотографии      
1.3 Восприятие формы      
  Выбирает форму по образцу      
  Выбирает форму по названию      
  Группирует предметы по форме      
  Соотносит объемную и плоскостную фигуру      
1.4 Восприятие цвета      
  Различает предметы по цвету      
  Группирует предметы по цвету      
  Выбирает цвет по образцу      
  Выбирает цвет по названию      
  Называет цвет предмета      
1.5 Восприятие величины      
  Различает понятия «большой-маленький»      
  Собирает пирамидку с учетом величины      
  Составляет полые предметы разной величины      
  Выстраивает сериационный ряд с учетом размера      
  Различает понятия: «высокий - низкий»      
1.6 Восприятие целостного образа      
  Собирает разборную игрушку      
  Собирает разрезную картинку (2,3,4 части)      
  Узнает предмет наощупь      
2 Слуховое восприятие      
2.1 Развитие неречевого восприятия      
  Определяет направление звука      
  Определяет силу звучания (громко - тихо)      
  Различает звуки резко отличных по звучанию инструментов      
  Различает звуки сходных по звучанию инструментов      
2.2 Развитие речевого восприятия      
  Понимает вопросы взрослого      
  Отвечает на вопросы с помощью средств АДК      
  Различает голоса знакомых людей      
  Умеет озвучивать домашних животных ,птиц      
  Произносит отдельные звукокомплексы, простые слова      
3. Кинестетическое восприятие      
3.1 Формирование  представлений о свойствах предметов и явлений      
  Различает и сортирует предметы по следующим признакам: «сухой - мокрый»      
  Различает и сортирует предметы по следующим признакам: «горячий - холодный»      
  Различает и сортирует предметы по следующим признакам: «гладкий - шероховатый»      
  Определяет форму предмета на ощупь    

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»