Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Консультация для учителей

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ЗПР 1 класса

Кузнецова Анастасия Александровна,
учитель-логопед ГБОУ школы № 62
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дети с задержкой психического развития (далее ЗПР) – это особая категория детей, у которых формирование психических процессов происходит с некоторым отставанием, в отличие от нормально развивающихся сверстников.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития изучаются психологами, педагогами, невропатологами, лингвистами и другими. При этом каждый рассматривает их под определённым углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Проблему развития речи у детей с задержкой психического развития рассматривают с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Нарушение речи  в совокупности с нарушенными психическими процессами у детей с ЗПР часто приводят к появлению дисграфии и дислекии. Поэтому тема профилактики данных нарушений у детей с задержкой психического развития на начальном этапе обучения в школе, с каждым годом становится все актуальнее.
Ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения – одна из главных задач. Существует ряд требований школы к речевым навыкам детей: правильное произношение всех звуков родного языка; умение дифференцировать фонемы; готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу; контроль темпа речи; культура речевого общения; умение вести диалог; понимание смысла пословиц, стихотворений. Дети с ЗПР испытывают трудности с приобретением данных навыков.
Для профилактики дислексии и дисграфии используются игры и упражнения, направленные на развитие моторики и графомоторных навыков; развитие зрительного гнозиса и мнезиса; развитие фонематического слуха; устранение дефектов звукопроизношения; развитие оптико-пространственных представлений; развитие экспрессивной и импрессивной речи. Остановимся подробнее на каждом из этих этапов.
С целью развития графомоторных навыков используются пальчиковые игры, трафареты, штриховки. Эти игры являются эффективным способом подготовки руки к письму. Для развития зрительного гнозиса и мнезиса (узнавание и запоминание предметов и образов) можно использовать такие игры, как  «Дорисуй недостающую часть изображения», наложенные изображения, узнавание контурных изображений, зашумленные изображения. Для  закрепления образа буквы предлагаем ребенку игру «Выложи букву камушками или фишками» или выкладывание буквы из составных элементов, например из счетных палочек. Также можно использовать пластилин и предложить ребенку слепить букву. Такие игры способствуют узнаванию и запоминанию образа буквы.
Для развития фонематического слуха можно использовать игры и упражнения, направленные на формирование умения различать на слух и не путать звуки по твердости – мягкости, глухости - звонкости. Сначала используются игры на узнавание неречевых звуков. Например, игра «Узнай, что звучало» с использованием музыкальных инструментов, аудиозаписи различных шумовых эффектов (звук пылесоса, стук молотка, вой сирены и т.д.). Затем даем задания на определение слов на заданный звук. Например, «Хлопни, когда услышишь слово со звуком [ш]». Для определения места звука в слове используем «Звуковые домики», которые содержат окошки для позиционного анализа.
На этапе постановки, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков работа направлена на формирование правильного звукопроизношения. Детям на начальном этапе обучения свойственно диктовать себе вслух, и при дефектах звукопроизношения может наблюдаться эффект «Что слышу, то пишу». Для нормального звукопроизношения требуется правильное речевое дыхание. Для выработки целенаправленной воздушной струи используются различные дыхательные тренажеры «Загони мяч в ворота», «Перышки», «Вертушки». Для подготовки речевого аппарата к постановке звуков проводятся различные комплексы артикуляционной гимнастики. Затем производится постановка звука, автоматизация изолированно в слогах и словах. Можно использовать, например, игру «Звуковая улитка», где ребенку нужно показать и назвать слова на отрабатываемый звук. Далее следует автоматизация в словосочетаниях и предложениях. Игра «Сложи картинку из частей», где ребенку предлагается сначала сложить картинку, а затем составить предложение с получившимся словом. Затем проводим работу, направленную на дифференциацию звука со звуками схожими по артикуляторным и акустическим признакам.
Для оптико-пространственной ориентировки  используются игры, которые способствуют формированию умения ориентироваться на листе бумаги, правильно писать элементы букв, исключают зеркальное письмо. Оптико-пространственная ориентировка формируется поэтапно. Сначала ориентировка в собственном теле. Мы используем игру «Делай, как я», далее формируется ориентировка в пространстве относительно себя, затем следует  изучение простых и сложных предлогов. Для определения последовательности событий  ребенку предлагаем правильно разложить картинки и определить, что было сначала, а что потом, а затем составить рассказ. Важна работа с линейным рядом чисел. Можно использовать игры на выкладывание чисел сначала на столе, а затем нанизывание цифр на нитку.
На заключительном этапе проводим работу, направленную на развитие экспрессивной и импрессивной речи. Для звуко-буквенного анализа и синтеза слов используются различные фишки и схемы. Такая работа способствует правильному соотнесению фонемы и графемы. Для формирования грамматического строя  активно используем игры с мячом. Например, игра «Жадина» - на согласование местоимения и существительного. Такие игры способствуют формированию грамматически правильной оформленной письменной и устной речи. Изучение различных лексических тем способствует расширению словарного запаса. Проводится работа со словарем глаголов, существительных и прилагательных.
Таким образом,  последовательная, целенаправленная работа по профилактике дисгафии и дислексии у детей с ЗПР 1 класса с использованием различных игр и упражнений подготавливает базу для успешного обучения в школе.
 
Список литературы
  1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. 112с.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1972. 206с.
  3. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия// Дефектология 2002, №5 с.75-86
  4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. М.: Медицина, 1995.
  5. Лалаева Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 2010.-542с.
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, М.: ВЛАДОС, 2008
  7. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке и обучению грамоте детей с ЗПР. – М.: Просвещение, 1996.
  8. Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 2008.
  9. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей психологов, студентов педагогических специальностей. - М.: Парадигма, 2012. – 632с.
  10. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. – М.:В. Секачев, 2014. – 108с.
  11. Яворская О.Н. Игротека для дошкольников. Профилактика дисграфии. – М.: Каро, 2017. – 775с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»