Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

бучение играм с природным и рукотворным
материалом учащихся с умеренной
умственной отсталостью

Кучеренко Ирина Федоровна,
ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
 Обычно в практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, не уделяется столь значительного внимания играм с природным и рукотворным материалом, оно акцентируется на других видах игровой деятельности: сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных играх. Они также значимы для развития детей, однако игры с природным материалом ( с водой, песком, деревянными игрушками, плодами и т.п.) являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». Кроме того, не следует забывать, что именно в процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры.
Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. Эти знания могут  выполнять разные функции в игровом опыте детей с интеллектуальной недостаточностью, но все они значимы для процесса социализации проблемного ребенка. Среди них выделяются информационная( т.е. взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию об его качествах и свойствах), эмоциогенная (она проявляется  в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него. В процессе обучения играм с природным материалом необходимо представить информацию в таком виде, с такой эмоциональной окрашенностью, чтобы ребенок  быстрее и полнее усвоил ее) и регуляторная функции (она проецирует знания на конкретную деятельность).
Развитие игровой деятельности  школьников с умеренной умственной отсталостью можно осуществлять как во внеурочное время на уроках любой предметной области (в зависимости от цели урока и степени умственного развития ), а также во внеурочной деятельности с помощью различных методов: практических, наглядных и словесных. Ведущими являются практические методы, направленные на организацию практической деятельности детей, ее активизацию  и самостоятельность.
В играх с природным и бросовым материалом, с бумагой, тканью, предметами-орудиями бытового назначения можно использовать следующие практические методы:
  • Разнообразные практические действия, служащие основой для умственного развития детей;
  • Целенаправленные действия практического характера с различным дидактическим материалом;
  • Формирование элементарных навыков систематизации, счета, измерения и т.п.
 
Необходимо использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью игровой деятельности  - это индивидуальные и групповые формы ее организации.
Для каждого ребенка свой темп обучения, соответствующий его уровню интеллектуальной недостаточности.  Продолжительность каждого этапа в обучении играм с природным и рукотворным материалом определяем исходя из индивидуальных особенностей детей.
Освоение  игрового опыта начинается в дошкольной возрасте и не заканчивается на первых годах школьного обучения.Он идет двумя путями: под руководством педагогов и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.
Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:
  • Проигрывание действий педагогом  на глазах у детей;
  • Совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
  • Выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
  • Выполнение действий ребенком по образцу;
  • Выполнение действий ребенком по словесной инструкции;
  • Сопровождение ребенком действий речью.
 Предметно-развивающая среда-необходимое условие для обучения играм с природным и рукотворным материалом.
Пространство класса и кабинета учителя-дефектолога  организовано таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с природным материалом, предметами-орудиями бытового назначения, для игр, направленных на сенсорное развитие. В классе ,кроме учебной зоны ,имеется игровая зона . Дети имеют возможность заниматься, сидя на полу, на ковре, за столами, стоя у песочной ванны, ванны для игр с водой. Из природного материала у нас имеется следующее  - это песок, фасоль, рис, ракушки, камешки, макаронные изделия различной формы, шишки, орехи и т.п. В состав оборудования такой комнаты входят натуральные предметы домашнего обихода: кастрюли, миски, ложки, подносы, баночки, лейки, пластиковые бутылки различной емкости , чашки, половники, разделочные доски, формочки для работы с тестом, скалки и т.п.  Для игр с бытовыми предметами-орудиями пользуемся не только посудой, имеется приспособления для сушки белья – веревка, прищепки, прихватки для кастрюлей.
Таким образом,  используется разнообразный демонстрационный и раздаточный материал в процессе обучения играм с природным  и рукотворным  материалом, подбираем его  с учетом особенностей восприятия детей, т.е.:
  • Используемые в процессе игр природные материалы, предметы бытового назначения, плоскостные и объемные модели знакомы детям, понятны, вызывают интерес и желание играть с ними;
  • Образные игрушки, различные модели реалистичны, т.е. соответствуют реальным объектам, что особенно важно в работе с детьми с проблемами  в интеллектуальном развитии, т.к. у данной категории детей представления о реальных объектах часто отсутствуют, или неадекватны или неполные;
  • Все предлагаемые игрушки и пособия эстетичны, аккуратны и безопасны для детей.
Все игры с природным и рукотворным материалом можно разбить на 4 группы, это:
  1. Игры с песком и другими сыпучими материалами.
  2. Игры с бросовым материалом, бумагой и тканью.
  3. Игры с бытовыми предметами-орудиями.
  4. Игры с водой.
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с особенностями детей: совместные действия детей и взрослых, действия по подражанию  и образцу, предложенному взрослым, самостоятельные действия. На этапе ознакомления  со свойствами песка взрослый показывает детям, как надо брать песок ладошками, просыпать его между пальцами, поливать водой, делая его мокрым. На начальном этапе обучения дети учатся скатывать мокрый песок в комочки, т.е. лепить из него шарики, накладывать мокрый песок в формочки, а затем, перевернув их, «выпекать куличики». Дети пересыпают песок совком, ложкой и др. предметами из одной емкости  в другую, указательными пальчиками делают углубления в песке, оставляют следы от ладошек и т.п. Этим действиям придается важное значение, т.к.они направлены на развитие координации рук и зрительного прослеживания, на выделение ведущей руки, на формирование тактильного опыта. Как правило, в начале игр с песком дети с проблемами в развитии бывают или скованными, или хаотичными, они не могут копать песок руками, действуют, сжимая пальчики.
   Перед занятием проводим массаж или самомассаж рук детей (катание шишек между ладонями). 
 Основная цель проведения игр с песком – формирование у детей представлений об особенностях сухого  и мокрого песка, об изменчивости формы в зависимости от емкости. Песка может быть много или мало, его объем можно измерить с помощью сосуда (стакана, банки, миски и т.д.)
С детьми проводим различные игровые упражнения: «Печем куличики», «Наполним песком большую и маленькую миски», «Следы», «Спрячь игрушку» и др. Игры с песком и другими сыпучими материалами могут стать основой для режиссерских игр с объемными игрушками.  Для таких игр подбираем деревянные или пластмассовые игрушки (по сказкам), веточки, шишки, семена и т.п. выбор материала зависит от воображения педагога. После знакомства со сказкой проводятся театрализованные игры по их сюжету с применением природного и рукотворного материала.
Игры с водой тоже активно используются в процессе коррекционно-развивающей работы. Также необходимо учитывать особенности психофизического развития детей. Их сначала обучают различным игровым действиям:
  • Совместным с педагогом
  • По подражанию ему
  • По образцу, предложенному взрослым
  • Самостоятельным
Также в играх с водой применяем индивидуальную и групповую формы работы.
 В играх используем:
  • пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, картинки и т.д.), которые, если их намочить, легко прикрепляются к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу),
  • заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды (лягушка, кораблик, дельфин) или в воде (рыбки).
Но предпочтение следует отдавать все же натуральным предметам, которые встречаются в естественных  условиях: ракушкам, камушкам и т.д.  Кроме того используем приспособления для аквариумов – сачки, пластмассовые водоросли, фигуры, камни. На этапе ознакомления детям предлагаются игры-развлечения: запускаем инерционные плавающие игрушки, выдуваем через трубочку мыльные пузыри в мыльной воде, пускаем кораблики и т.п. На начальном этапе :
  • формируем элементарные навыки взаимодействия с куклой как аналогом человека( предлагаем игры «Купание кукол»)
  • формируем представление о количестве (например, игры на переливание воды из одной емкости в другую; или  предлагаем  в воду бросить столько камешков, сколько листиков на поверхности воды, затем эти камешки располагаем на дне по кругу, в ряд и т.д.) 
  • развиваем пространственную ориентировку в воде (понимание детьми «на поверхности, на дне»)
  • знакомим со свойствами материалов – одни плавают на поверхности и не тонут, а другие сразу погружаются в воду;
  • развиваем поворотные движения кисти – игра «Достань шарик сачком».
Игры с бытовыми предметами-орудиями направлены на развитие самостоятельности у детей, воспитание у них интереса к элементарной трудовой деятельности.
В играх используем предметы ближайшего окружения, которые дети видят постоянно дома или в дошкольном учреждении, т.к. они применяются в быту, в процессе приготовления пищи, во время еды.
Эти игры могут использоваться как в качестве самостоятельных игр, так и в качестве игровых упражнений, предшествующим приему пищи, накрыванию на стол и т.д.
С детьми проводим игры-упражнения «Накроем кастрюли крышками», «Донесем кастрюли до плиты» (использование прихваток), «Разложим посуду на подносы», «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Принесем овощи в корзине», «Протираем стол», и т.д. Также игры-экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли», «Пустые и полные вазочки», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелку», «Несем кастрюлю вдвоем», «Возьми у меня пустой\полный тазик» и др.
Коррекционно-развивающий эффект таких игр проявляется в следующем:
  1. у детей появляются заинтересованность и желание играть с бытовыми предметами-орудиями, радоваться со взрослым результату действий;
  2. у детей появляется стремление к совместным играм со сверстниками;
  3. дети выполняют элементарные трудовые действия по самообслуживанию;
  4. дети начинают проявлять  коммуникативную активность.
Эти игры полезны не только в плане возникновения  у них социально-бытовой адаптации, но и для развития наглядно-действенного мышления (например, ребенку предлагается несколько предметов для переливания воды – это ложка, лейка, чашка , ковш, вилка, нужно выбрать, чем переливать воду).
Такие игры проводим индивидуально и по 2-3 человека. Для игр с предметами-орудиями используем посуду разного размера (для игры «Подбери крышки к кастрюлям»).  В играх с бытовыми предметами формируются представления о цвете и форме (В игре «Подбери пару» – блюдцу, прихватке).
Значительное место мы отводим играм с бельевыми прищепками. Сейчас выпускаются разнообразные бельевые прищепки, отличающиеся по величине, материалу, цвету.
  • Игры с прищепками полезны для развития мелкой моторики рук.
  • Для развития ритмичности (прищепки можно прикреплять к различным поверхностям на равном расстоянии друг от друга – получается ритмический рисунок, к плоскостным фигурам – получается солнышко, самолет, бабочка, дерево и т.д.
  • они полезны для развития первоначальных математических представлений.  
  1. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, к краям лоскута.
  2. В ходе таких игр  проводится соотнесение по количеству, по цвету (к желтому кругу крепятся желтые прищепки – получается солнце, к зеленому треугольнику зеленые прищепки, получается елка, к синему овалу синие прищепки с одного края – получается тучка с дождем и т.д.)
  3. Можно составлять сюжеты для игр, они могут быть самыми разнообразными, например: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши у зайца, ветви елок – выполнены из прищепок), «Корзина с морковью» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок).
  4. Игры на соотнесение по цвету – «Развесь платочки на веревке» - дети развешивают платочки красного цвета красными прищепками, синего цвета – синими прищепками и т.д.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»