бучение играм с природным и рукотворным
материалом учащихся с умеренной
умственной отсталостью
Кучеренко Ирина Федоровна,
ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Обычно в практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, не уделяется столь значительного внимания играм с природным и рукотворным материалом, оно акцентируется на других видах игровой деятельности: сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных играх. Они также значимы для развития детей, однако игры с природным материалом ( с водой, песком, деревянными игрушками, плодами и т.п.) являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». Кроме того, не следует забывать, что именно в процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры.ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. Эти знания могут выполнять разные функции в игровом опыте детей с интеллектуальной недостаточностью, но все они значимы для процесса социализации проблемного ребенка. Среди них выделяются информационная( т.е. взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию об его качествах и свойствах), эмоциогенная (она проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него. В процессе обучения играм с природным материалом необходимо представить информацию в таком виде, с такой эмоциональной окрашенностью, чтобы ребенок быстрее и полнее усвоил ее) и регуляторная функции (она проецирует знания на конкретную деятельность).
Развитие игровой деятельности школьников с умеренной умственной отсталостью можно осуществлять как во внеурочное время на уроках любой предметной области (в зависимости от цели урока и степени умственного развития ), а также во внеурочной деятельности с помощью различных методов: практических, наглядных и словесных. Ведущими являются практические методы, направленные на организацию практической деятельности детей, ее активизацию и самостоятельность.
В играх с природным и бросовым материалом, с бумагой, тканью, предметами-орудиями бытового назначения можно использовать следующие практические методы:
- Разнообразные практические действия, служащие основой для умственного развития детей;
- Целенаправленные действия практического характера с различным дидактическим материалом;
- Формирование элементарных навыков систематизации, счета, измерения и т.п.
Необходимо использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью игровой деятельности - это индивидуальные и групповые формы ее организации.
Для каждого ребенка свой темп обучения, соответствующий его уровню интеллектуальной недостаточности. Продолжительность каждого этапа в обучении играм с природным и рукотворным материалом определяем исходя из индивидуальных особенностей детей.
Освоение игрового опыта начинается в дошкольной возрасте и не заканчивается на первых годах школьного обучения.Он идет двумя путями: под руководством педагогов и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.
Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:
- Проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
- Совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
- Выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
- Выполнение действий ребенком по образцу;
- Выполнение действий ребенком по словесной инструкции;
- Сопровождение ребенком действий речью.
Пространство класса и кабинета учителя-дефектолога организовано таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с природным материалом, предметами-орудиями бытового назначения, для игр, направленных на сенсорное развитие. В классе ,кроме учебной зоны ,имеется игровая зона . Дети имеют возможность заниматься, сидя на полу, на ковре, за столами, стоя у песочной ванны, ванны для игр с водой. Из природного материала у нас имеется следующее - это песок, фасоль, рис, ракушки, камешки, макаронные изделия различной формы, шишки, орехи и т.п. В состав оборудования такой комнаты входят натуральные предметы домашнего обихода: кастрюли, миски, ложки, подносы, баночки, лейки, пластиковые бутылки различной емкости , чашки, половники, разделочные доски, формочки для работы с тестом, скалки и т.п. Для игр с бытовыми предметами-орудиями пользуемся не только посудой, имеется приспособления для сушки белья – веревка, прищепки, прихватки для кастрюлей.
Таким образом, используется разнообразный демонстрационный и раздаточный материал в процессе обучения играм с природным и рукотворным материалом, подбираем его с учетом особенностей восприятия детей, т.е.:
- Используемые в процессе игр природные материалы, предметы бытового назначения, плоскостные и объемные модели знакомы детям, понятны, вызывают интерес и желание играть с ними;
- Образные игрушки, различные модели реалистичны, т.е. соответствуют реальным объектам, что особенно важно в работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, т.к. у данной категории детей представления о реальных объектах часто отсутствуют, или неадекватны или неполные;
- Все предлагаемые игрушки и пособия эстетичны, аккуратны и безопасны для детей.
- Игры с песком и другими сыпучими материалами.
- Игры с бросовым материалом, бумагой и тканью.
- Игры с бытовыми предметами-орудиями.
- Игры с водой.
Перед занятием проводим массаж или самомассаж рук детей (катание шишек между ладонями).
Основная цель проведения игр с песком – формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости формы в зависимости от емкости. Песка может быть много или мало, его объем можно измерить с помощью сосуда (стакана, банки, миски и т.д.)
С детьми проводим различные игровые упражнения: «Печем куличики», «Наполним песком большую и маленькую миски», «Следы», «Спрячь игрушку» и др. Игры с песком и другими сыпучими материалами могут стать основой для режиссерских игр с объемными игрушками. Для таких игр подбираем деревянные или пластмассовые игрушки (по сказкам), веточки, шишки, семена и т.п. выбор материала зависит от воображения педагога. После знакомства со сказкой проводятся театрализованные игры по их сюжету с применением природного и рукотворного материала.
Игры с водой тоже активно используются в процессе коррекционно-развивающей работы. Также необходимо учитывать особенности психофизического развития детей. Их сначала обучают различным игровым действиям:
- Совместным с педагогом
- По подражанию ему
- По образцу, предложенному взрослым
- Самостоятельным
В играх используем:
- пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, картинки и т.д.), которые, если их намочить, легко прикрепляются к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу),
- заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды (лягушка, кораблик, дельфин) или в воде (рыбки).
- формируем элементарные навыки взаимодействия с куклой как аналогом человека( предлагаем игры «Купание кукол»)
- формируем представление о количестве (например, игры на переливание воды из одной емкости в другую; или предлагаем в воду бросить столько камешков, сколько листиков на поверхности воды, затем эти камешки располагаем на дне по кругу, в ряд и т.д.)
- развиваем пространственную ориентировку в воде (понимание детьми «на поверхности, на дне»)
- знакомим со свойствами материалов – одни плавают на поверхности и не тонут, а другие сразу погружаются в воду;
- развиваем поворотные движения кисти – игра «Достань шарик сачком».
В играх используем предметы ближайшего окружения, которые дети видят постоянно дома или в дошкольном учреждении, т.к. они применяются в быту, в процессе приготовления пищи, во время еды.
Эти игры могут использоваться как в качестве самостоятельных игр, так и в качестве игровых упражнений, предшествующим приему пищи, накрыванию на стол и т.д.
С детьми проводим игры-упражнения «Накроем кастрюли крышками», «Донесем кастрюли до плиты» (использование прихваток), «Разложим посуду на подносы», «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Принесем овощи в корзине», «Протираем стол», и т.д. Также игры-экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли», «Пустые и полные вазочки», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелку», «Несем кастрюлю вдвоем», «Возьми у меня пустой\полный тазик» и др.
Коррекционно-развивающий эффект таких игр проявляется в следующем:
- у детей появляются заинтересованность и желание играть с бытовыми предметами-орудиями, радоваться со взрослым результату действий;
- у детей появляется стремление к совместным играм со сверстниками;
- дети выполняют элементарные трудовые действия по самообслуживанию;
- дети начинают проявлять коммуникативную активность.
Такие игры проводим индивидуально и по 2-3 человека. Для игр с предметами-орудиями используем посуду разного размера (для игры «Подбери крышки к кастрюлям»). В играх с бытовыми предметами формируются представления о цвете и форме (В игре «Подбери пару» – блюдцу, прихватке).
Значительное место мы отводим играм с бельевыми прищепками. Сейчас выпускаются разнообразные бельевые прищепки, отличающиеся по величине, материалу, цвету.
- Игры с прищепками полезны для развития мелкой моторики рук.
- Для развития ритмичности (прищепки можно прикреплять к различным поверхностям на равном расстоянии друг от друга – получается ритмический рисунок, к плоскостным фигурам – получается солнышко, самолет, бабочка, дерево и т.д.
- они полезны для развития первоначальных математических представлений.
- Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, к краям лоскута.
- В ходе таких игр проводится соотнесение по количеству, по цвету (к желтому кругу крепятся желтые прищепки – получается солнце, к зеленому треугольнику зеленые прищепки, получается елка, к синему овалу синие прищепки с одного края – получается тучка с дождем и т.д.)
- Можно составлять сюжеты для игр, они могут быть самыми разнообразными, например: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши у зайца, ветви елок – выполнены из прищепок), «Корзина с морковью» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок).
- Игры на соотнесение по цвету – «Развесь платочки на веревке» - дети развешивают платочки красного цвета красными прищепками, синего цвета – синими прищепками и т.д.