Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль семьи в развитии речи ребенка

Яугела Наталья Николаевна
                   Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем   детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной, грамотной и красивой  речи.
 Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительнрая  сторона речи ребенка развивается самостоятельно,  без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам,  постепенно, овладевает правильным произношением. Так же в настоящее время к сожалению нечасто встретишь ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью. Связная речь является важным  показателем речевого развития ребенка.
                   В действительности же вмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
                   Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно. Не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, при чтении не забывать  о выразительности.  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д)
                   Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова, демонстрируйте  только правильные образцы речи.  Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.  
                  Поощряйте ребенка чаще хвалите его, подбадривайте его, если что то  не получается.                                    
                   Родители должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
                  Родители должны своевременно устранять недостатки речи ребёнка. Если ребенок торопиться  или говорить тихо, нужно напомнить ему: говори внятно, четко и не спеша. Родители должны стараться отвечать на все вопросы ребенка. Необходимо больше разговаривать со своим ребенком.
 Опытный педагог присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Говорю это, опираясь на собственный многолетний опыт работы.
Передо мной два малыша.
Один из них разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, споет песенку.
И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончаются ничем. Это не значит, что второй малы глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому малышу очень много внимания и заботы уделяла мама.
Если бы все родители понимали это, они наверняка, находили бы больше времени для общения со своими детьми.    
Существует много  различных способов, которые бы я  хотела предложить родителям для общения с детьми дома.
1. Можно выбрать с ребенком какое - то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Это может быть вы ходили зоопарк, цирк, встречали папу  в аэропорту, ходили на день рождения, гуляли  в парке. Необходимо по очереди рассказывать друг другу, что видели, что делали. Вспомнить как можно больше моментов- до тех пор, пока уже не  сможете ничего добавить друг другу.
2. Можно поинтересоваться у малыша, что интересного было у него сегодня в детском  саду, какие были занятия, в какие игры играл он с детьми. Понравилась ли ему прогулка.  Дети будут отвечать односложным ответами. Нужно попросить его подумать вслух, почему что-то происходит так, а не иначе.
3. Дети очень любят смотреть мультфильмы, будет очень хорошо если родители посмотрят его вместе. Потом мама, например  может  выйти из комнаты по очень «важному делу» и предложить  ребенку рассказать позже, что произойдет в мультфильме дальше,  чем закончился мультфильм.
4. Очень хороший и самый простой способ это чтение книг, и потом дальнейшее обсуждение прочитанного. Читайте ребенку вслух ежедневно. Читать надо неторопливо, четко, выразительно. После прочтения книги спросите у ребенка, что больше всего понравилось, как он относить к главным героям рассказа, сказки. Очень хорошо если разговор сочетается с просмотром иллюстраций.  Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг. Чтение вслух сближает взрослых и детей. Посетите с ребенком  детскую библиотеку, предоставьте ему самому выбирать книги и журналы в библиотеке и книжном магазине.  «Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать»  (С. Лупан)
5. Вы с ребенком поехали путешествовать в доем,  без других членов семьи. Можно предложить составить репортаж о своем путешествии,  хорошо в этом использовать фотоснимки или видеосюжеты. Пусть малыш сам выберет, о чем ему рассказать без вопросов взрослого. Из услышанного можно понять, что ребенок лучше всего запомнил, что для него оказалось очень важным и интересным. Ребенок, конечно будет фантазировать, не надо его останавливать.
6. Можно поиграть в игры на описание предметов, находящихся дома, на улице. Например: «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» (можно рассказать о цвете, форме предмета, твердый или мягкий, живой или неживой, как его можно использовать, опасный это предмет или безопасный,  перечислить признаки и качества предмета).
7. «Четвёртый лишний» Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: телевизор-холодильник-пылесос-кастрюля; диван-стул-стол-сапоги; шапка-кепка-панамка-вилка; и т.д.
 «Посчитай» Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
«Скажи наоборот» Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот.
8.  Можно в играх использовать предметы, например широкие шнурки. Ребенок называет слова на определенную лексическую тему (посуда, мебель, овощи, фрукты и т.д), и на каждое из них завязывает узелок на шнурке.  Еще одна игра с предметами обычные пуговицы «Слово называй, пуговицы считай». Нужно назвать  слово на заданный звук. За каждый правильный ответ ребенок получает пуговицу, потом считает количество пуговиц.
9.  Игра «Телевизор». Если в доме имеется большая коробка, предложите ребятам сыграть в телевизор. Правила игры просты. У коробки необходимо заранее вырезать дно, превратив её в телевизионный экран. Задача ребенка изобразить сказочного героя, а остальные должны догадаться, кого тот изображает. Кроме того, могут рассказать друг другу сюжеты известных сказок.
Если родители постараются выполнять все эти  простые полезные советы,  то речь ребенка станет грамотной и красивой.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»