Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование различных методов обучения чтению
в работе с обучающимися ГБПОУ КМБ 4 с умеренными,
тяжелыми и множественными нарушениями развития
в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ

Мельникова Анна Владимировна,
учитель-дефектолог
  
ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. Для детей ОВЗ разработан стандарт АООП НОО, учитывающий индивидуальные психофизические особенности обучающихся. Важным условием для успешного освоения образовательной программы начального и общего образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является формирование навыков чтения и письма. В ГБПОУ КМБ 4  ШК 1 учатся дети  и подростки с различными нарушениями психо-физического развития.
Раннее обучение чтению дает положительный результат для всех категорий обучающихся. Стимулирует развитие произносительной стороны речи, зрительного внимания и памяти. Влияет на формирование пространственных представлений, расширение  словаря.
 
Обучение чтению – процесс сложный и проходит в несколько этапов, как у обычных  детей, так и у детей  с ОВЗ. Дети с умеренными, тяжелыми и множественными нарушениями развития испытывают значительные  трудности при обучении. Очень важно на подготовительном этапе сформировать умение  находить «одинаковые картинки», выбирать «одинаковые геометрические фигуры», так как если ребенок не может отличить круг от треугольника, он не сможет отличить «0» от «У». Умения анилизировать графические изображения очень важный этап в подготовке к обучению чтения.
 Наряду с традиционным методом обучения чтению  в своей работе применяем и другие известные, методики:
-аналитико-синтетический(традиционный) метод обучения чтению ;
- метод складового чтения  Н.А. Зайцевой;
- метод послогового чтения  Т.С. Резниченко;
- метод целых слов или глобального чтения .
Принятый в наших школах аналитико-синтетический метод обучения чтению опирается на устную речь учеников, на имеющийся речевой опыт. Весь период обучения грамоте в первом классе делится на 3 этапа: добукварный, букварный, послебукварный. Добукварный нацелен на знакомство учащихся со звуковым анализом слова. Письмо и чтение идут параллельно. Например, на первом уроке дети знакомятся с печатной буквой, читают ее. На следующем уроке знакомятся с письменным вариантом этой же буквы.
Большинство детей еще задолго до школы начинает интересоваться буквами и, как правило, к 5–6 годам дети знают все буквы, могут прочесть свое имя, имя мамы и папы.  Ребенку с ОВЗ требуется помощь специалистов и родителей в овладении навыком чтения, и особенно в его автоматизации.
Аналитико-синтетический метод для обучения чтению детей с умеренными, тяжелыми и и множественными нарушениями развития  не всегда эффективен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Д.Б. Эльконин и др.) Часто бывает так, что дети знают все буквы, а читать не могут, не понимают, как соединить буквы между собой. В то же время в случаях, когда устной речью ребенок фактически не овладел, именно графическое отображение фонем языка дает ему толчок к усвоению языковой системы.
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения (метод складового чтения  Н.А. Зайцева) оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи (Л.А. Чистович, В.А. Кожевников и др., 1965; Л.В. Бондарко, 1977; В.Б. Касевич, 1981).
 Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговым, применялись в русской школе в сочетании со звуковыми методами. Применять послоговой метод обучения в России предлагали еще в конце XIX в. К.Г. Житомирский и А.И. Анастасиев, а позже, в 1924 г., — Ф.П. Мироносицкий. Слоговые таблицы и упражнения для  запоминания слогов оказали положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Так как послоговой метод обучения чтению достаточно эффективен, хорошо работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен, постепенно стали формироваться различные методы послогового чтения.
Большую популярность приобрела методика складового метода петербургского педагога Н.А. Зайцева. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа метода Зайцева Большую популярность приобрели кубики Зайцева, в них как раз и используется эта методика. Несколько похожая методика используется в кубиках Чаплыгина «Читаю легко». У метода Зайцева есть одна важная особенность — слоги не разбиваются на буквы и звуки, при освоении чтения по этому методу запрещено использовать буквы и алфавит, можно пользоваться только кубиками или карточками со слогами. Отдельно вычленять буквы разработчики метода рекомендуют лишь после того, как ребенок уверенно научился читать. Неудобство может появиться на заключительном этапе обучения — если не провести звуко-буквенный анализ слов, ребенку может быть очень трудно при обучении в школе.
Наиболее проработанным, систематизированным и научно обоснованным является метод послогового чтения, разработанный Т.С. Резниченко в 90-х годах ХХ века (Резниченко, Т.С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у 10 дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2007).
Этот метод формировался в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и лег в основу «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко (Москва, 2001 г.), рекомендованного министерством образования РФ для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Метод послогового чтения (по книге Т.С. Резниченко «Дорогу осилит идущий». — Москва, 2012 г. — С. 97–113) Вместо того чтобы знакомить ребенка с правилами чтения слогов, ему просто демонстрируют, как они читаются.  
При этом чрезвычайно важно:
1) соблюдать строго определенный порядок введения слогов (он обоснован научно);
2) сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом. Порядок введения слогов для чтения Чтение слов со слогами типа «согласный-гласный», «согласный-гласныйсогласный», «согласный-согласный-гласный», «гласныйсогласный», «согласный-гласный-согласный-согласный», «согласный-согласный-гласный-согласный» и т. п
Метод глобального чтения Метод целых слов (глобального чтения) — один из методов обучения грамоте, по которому чтение начинается не со звуковой работы, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы.
 Единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма, иероглиф. Знание слова подкрепляется картинкой. В течение 2–3 месяцев учащиеся запоминают около 150 слов, тогда начинается звуко-буквенный анализ, буквы связываются с обозначаемыми ими звуками. Достоинство метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей.
 Этот метод получил широкое распространение в США и других англоязычных странах, что связано со структурой англоязычной графики. В России метод появился в начале 20-х годов. Этот подход успешно используется при обучении глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста. При этом исследователи (М.Е. Хватцев, К.В. Комаров, Л.П. Носенко, Л.А. Головчиц и др.) отмечают, что механизмы глобального чтения, которые у большинства дошкольников с нарушениями слуха формируются к трем-четырем годам, становятся основой развития речи и последующего овладения аналитическим чтением. Представление о методе глобального чтения в понимании родителей и даже некоторых специалистов прочно связано с методикой раннего развития американского нейрофизиолога Глена Домана.
 В России по аналогичной схеме работает А.А. Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пеленок». Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным,  потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью. Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.
 В России еще с начала XX века метод глобального чтения использовался для обучения глухих (Корсунская, Б.Д. «Воспитание глухого дошкольника в семье». — М.: Педагогика, 1971). Позднее его стали использовать в работе с умственно отсталыми детьми. В несколько модифицированном виде метод используется для работы с детьми с РАС и детьми с речевыми нарушениями. Существует много различных вариантов обучения глобальному чтению.
Рассмотрим один из вариантов методики обучения чтению целыми словами. Метод целых слов (по книге Т.С. Резниченко «Дорогу осилит идущий». — М., 2012 г.) 6
 На карточках размером в четверть листа А4 пишутся короткие слова, обозначающие хорошо известные ребенку предметы, например: ДОМ, ЖУК, МЯЧ, ЁЛКА, БАНТ, ЯЩИК, КОТ, СОК, ШАР, ЧАЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ. Ребенок должен научиться узнавать слова целиком, «читать» их как иероглиф, не вычленяя отдельные буквы. На оборотной стороне карточки помещается рисунок. Во время одного занятия ребенок получает не больше трех слов-карточек, слова на которых начинаются с разных букв. Желательно также сделать несколько карточек с именами близких ребенку людей, кличками домашних животных. Написание своего имени дети обычно также читают глобально.
С каждым годом количество детей испытывающих трудности в обучении чтению растет. Задача педагога, специалиста подобрать наиболее эффективный метод обучения чтения,  для каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»