Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Влияние семейного микроклимата
на психическое развитие ребенка с ЗПР

Шарабанкина Кристина Александровна
Тема семейного микроклимата  являлась актуальной в разные времена, и современность не    является   исключением.    Семья   является    безусловно   значимым социальным институтом, которые определяет личностное становление человека, дает возможность к познанию окружающего мира, формирует такие важнейшие понятия как нравственность, моральные нормы, традиции, ценности и многое другое. Однако, анализируя современное положение института семьи и брака в мире, можно сделать вывод о том, что далеко не все родители обладают достаточным уровнем осознанности и знаний для того, чтобы создать адекватные условия развития для своего ребенка
Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.
  • Неблагополучные семьи, в которых ребенок растет в условиях отсутствия внимания и гипоопеки.
  • Снижение или отсутствие возможности ребенка контактировать с социумом, т.е. общаться с другими детьми и взрослыми. Дефицит общения приводит к непониманию со стороны ребенка, как именно ему выстраивать взаимоотношения со сверстниками и другими людьми (не членами семьи).
  • Родители не занимаются развитием ребенка, не побуждают его к творческой и мыслительной деятельности, что приводит к проблемам в адаптации в социуме.
  • Гиперопека. В таких семьях ребенок всегда в центре внимания, его желаниям всячески потакают, его оберегают от любых опасностей и сложностей. В результате этого нарушается социальная адаптация, ребенок становится излишне зависимым от родителей, он не может самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности. В таких условиях нарушается развитие волевой сферы.
  • Авторитарные семьи, где родители не учитывают интересы ребенка. Как правило, наказания оказываются несоизмеримы повинности малыша. Такие дети становятся тревожными, у них развиваются различные фобии, отсутствует инициатива. Есть проблемы с интеллектуальным развитием, ведь перед ребенком стоит задача, как избежать неудачи (чтобы не быть наказанным), а не достижение результата. 
Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их ребенок, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.
Родители, воспитывающие ребенка с ЗПР, в своем контроле над его состоянием и выполнением им действий, строят влияние на его действия легко и непринужденно, не критикуя и не выражая неодобрения, не пытаются заставить его чувствовать вину.
Главная миссия родителей в воспитании и обучении ребенка с ЗПР заключается в проявлении постоянной заботы о своем ребенке, проявлении уверенности в своих поступках, словах и действиях, отрицания озабоченности и сохранения ролевого отождествления.
Родители осознают ожидания и мотивации ребенка с ЗПР, проявляющиеся на фоне потребности манипулировать родителями, но родители, в свою очередь, стараются сгладить эти действия осознанно посредством совместной деятельности: «Я хочу, чтобы ты достиг того, к чему стремишься сам в познании мира и мы сделаем это вместе. Я тебя люблю, и буду любить дальше».
Воспринимая мотивации сознательно, ребенок с ЗПР понимает, насколько они значимы для его родителей. Поэтому, родители выстраивают свое поведение в постоянных разговорах с ребенком, приходя к пониманию, постоянному осмыслению своих действий и поступков на основе сознательной модели поведения.
Сознание родителей в воспитании ребенка с ЗПР выходит на уровень осознанности ими процесса работы со своим ребенком, их способность отождествиться со своей ролью. Следовательно, осознанность родителями своей позиции в воспитании ребенка с ЗПР, обоснованная присутствием и растворением в ребенке, устанавливая и вырабатывая отношения между родителями и ребенком, задающие тон во всех остальных отношениях.
Личный пример отца, матери, традиции семьи учитывают характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры семьи, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью
Ребенок с ЗПР испытывает воздействие семьи со дня рождения и до конца жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность.
Общественные правила осознаются в семье, культурные ценности общества познаются через семью, познание других людей начинается в семье. Диапазон воздействия семьи на воспитание ребенка с ЗПР широк, как диапазон общественного воздействия. Воспитание ребенка с ЗПР - лучший способ самовоспитания и наблюдения за ребенком с ЗПР. Наблюдая за ребенком с ЗПР, необходимо делать соответствующие выводы и исправлять допущенные ошибки, что создает основу для самосовершенствования.
Ребенку с ЗПР свойственны искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений.
Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера.
Успех сознательной воспитательной деятельности родителей зависит от степени участия родителей в процессе воспитания. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, опыт социального общения, семейные традиции.
Психолого-педагогическая культура родителей дает возможность уменьшить уровень стихийности, свойственный семейному воспитанию (личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге). Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность в формировании личности.
В данном случае целесообразно отметить, что большинство родителей не имеют педагогического или психологического образования для того, чтобы организовать соответствующую окружающую среду ребёнка с ЗПР. Довольно часто родители таких детей не только не понимают до конца их трудности в процессе обучения и воспитании, но и не осознают собственной роли в развитии своих детей. Нельзя не акцентировать внимание на том, что довольно часто родители детей с ЗПР испытывают чувство неудовлетворённости из-за несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях с самим ребёнком, имеющим проблемы в развитии.
Практика показывает, что довольно часто возникает некоторое противоречие между восприятием родителями ребёнка, как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как к адекватно развивающемуся.
По определению Баранова А.А. семья - социокультурная система из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанных обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенных во времени, пространстве и экономически. 
Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) является  более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Такие семьи нуждаются в координационной помощи, в психолого-педагогическом сопровождении специалистов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»