Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока рисования в 1 классе для обучающихся
с расстройством аутистического спектра (вариант 8.3)

Зимние узоры

(нетрадиционная техника рисования кусочками цветного льда)
Сметанина Юлия Николаевна
Цель урока: развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности с помощью рисования в нетрадиционной технике.
Задачи:
  • Обучающая: актуализировать знания и обобщить знания обучающихся о зимних изменениях в природе; систематизировать знания о двух состояниях воды (жидкое и твердое), определить общие и отличительные признаки воды в данных состояниях (цвет, прозрачность, запах, текучесть, твердость); познакомить с новым способом рисования с помощью кусочков цветного льда.
  • Развивающая: развивать визуальное восприятие, произвольное внимание, долговременную память обучающихся; формировать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации и обобщения.
  • Воспитательная: продолжить работу по повышению мотивации к учебной деятельности; формировать базовые учебные действия - умение сидеть за партой в правильной учебной позе; умение фокусировать взгляд на учителе; умение слушать учителя и действовать по его словесной инструкции; способствовать воспитанию интереса к прикладному творчеству; развивать художественно-эстетический вкус и творческую активность обучающихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты обучения: обучающиеся научатся рисовать узоры на картоне темного цвета кубиками цветного льда; узнают о двух состояниях воды (твердом и жидком); научатся сравнивать свойства воды в указанных состояниях; систематизируют свои знания о зимних изменениях в природе.
Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением и обучением в школе; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней; самостоятельность в выполнении учебных заданий; умение взаимодействовать и выполнять задания по инструкции учителя.
Предметные результаты:
Достаточный уровень: уметь классифицировать по заданным основаниям, сравнивать объекты по заданным критериям; рисовать, используя нетрадиционные художественные материалы и их выразительные возможности.
Минимальный уровень: уметь рисовать предметы по подражанию действиям взрослого;
знать названия материалов, инструментов и приспособлений; их назначение, правила при работе с ними; выполнять простейшие узоры, используя нетрадиционные художественные материалы.
Формируемые базовые учебные действия:
  • Регулятивные: ориентироваться в простран­стве класса; работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятель­ность, следовать предложен­ному плану.
  • Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства двух состояний воды – жидкого и твердого (льда); делать простейшие обобще­ния, сравнивать, классифици­ровать на наглядном материале; наблюдать; работать с ин­фо­рмацией (понимать текст, ус­т­ное вы­сказывание, изображение, эле­ме­н­тар­ное схематическое изо­бра­же­ние).
  • Коммуникативные: умение вступать в контакт и сотрудничать со взрослым; использовать принятые ри­ту­алы социального вза­и­модей­ствия с учителем, тьютором.
Межпредметные связи: речевая практика, мир природы и человека.
Оборудование: карточка урока «Рисование» для визуального расписания; карточки для выкладывания структуры урока («Слушать», «Выполнять задание вместе с другими ребятами»; «Задание в папке»; «Физкультминутка»; «Рисовать за партой»); фонограмма песни «Зима-красавица» (муз. С. Савенков, сл. Т. Тарасова); картинки 4 времен  года; картинка одной и той же местности в разные времена года; таблицы для сравнения свойств воды и льда (1 – демонстрационная для доски и индивидуальные на каждого обучающегося); листы с индивидуальными заданиями для каждого ученика: обведи такой же рисунок (льдинка/капелька); посчитай предметы, положи к нужной цифре и назови количество (одна льдинка/капелька – две льдинки/капельки – пять льдинок/капелек); прочитай слова и соедини с нужной картинкой; разгадай кроссворд; лист, разделенный на шесть ячеек с вписанными в них цифрами от 1 до 6; 6 карточек с нарисованными на них кусочками льда от 1 до 6 (на обратной стороне карточек в собранном виде должна образоваться надпись «Рисовать льдом»); демонстрационные карточки «Стакан для воды», «Кисточки», «Гуашь»; палитры с гуашью белого цвета, тарелочки с кусочками цветного льда, кисти, стаканчики для воды.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент Приветствует обучающихся:
- Здравствуйте, ребята! В классе прозвенел звонок, начинается урок. Сейчас урок рисования (показывает на карточку урока в визуальном расписании).
Вспоминаем, как правильно сидеть за партой: плечи расправили, руки лежат на парте, ноги стоят на полу (слова сопровождает показом нужной учебной позы).
Посмотрите, что мы будем делать на уроке (показывает на карточки этапов урока, висящие на доске): сначала будем слушать, затем выполняем задание вместе с другими ребятами; смотрим видео; отвечаем на вопросы; выполняем графическое задание; физкультминутка, в конце урока – вы будете рисовать за партой. 
- Приветствуют учителя.
 
 
- Занимают правильную учебную позу за партой.
 
- Знакомятся с визуальным расписанием урока.
II. Актуализация знаний о временах года и их признаках. - Сейчас мы вспомним времена года, а затем послушаем песню и скажем, о чем она.
 - Какое сейчас время года? (показывает картинку с изображением зимы).
- Правильно! Вспомним, что бывает зимой.
(после ответов обучающихся учитель вешает картинку на доску)
- Хорошо! После зимы наступает..? (при затруднении в ответе учитель демонстрирует картинку весны).
- Правильно! Вспомним, что бывает весной.
(после ответов обучающихся учитель вешает картинку на доску)
- После весны наступает..? (при затруднении учитель демонстрирует картину лета)
- Вспомним, что бывает летом.
(после ответов обучающихся учитель вешает картинку на доску)
- Наконец, после лета наступает..?
- Верно! Что бывает осенью?
(после ответов обучающихся учитель вешает картинку на доску. Таким образом, все 4 картинки должны висеть на доске по кругу: сверху – зима, справа – весна, внизу – лето, слева - осень)
- Ребята, а теперь посмотрите на картинки и назовите времена года по порядку.
 
 
 
- Молодцы! А теперь вы послушаете песню и скажите, о чем она (включает песню «Зима-красавица», 1 куплет и 1 припев).
- О чем песня?
- Правильно! Сегодня мы поговорим о зиме, о зимних изменениях в природе. А в конце урока нарисуем зимнюю картину.  
 
 
 
- Зима.
 
- называют признаки зимы с опорой на картинку.
 
 
 
- Весна.
 
 
- называют признаки весны.
 
 
- Лето
 
 
- называют признаки лета
 
- Осень.
- называют признаки осени
 
 
 
 
- несколько обучающихся по очереди называют времена года по порядку.
 
- Слушают песню.
 
 
 
- О зиме.
III. Получение новых знаний об отдельных свойствах воды и льда. - Мы выполнили первое задание урока, послушали песню о зиме (снимает первую карточку визуальной структуры урока). Сейчас выполним общее задание (показывает на вторую карточку урока).
- Посмотрим на картинку и понаблюдаем, как меняется река в разное время года (показывает картинку одной и той же местности с рекой в разное время года).
- Весной, летом и осенью в реке течет вода.
- А зимой очень холодно, поэтому вода в реках замерзает и превращается в…? Правильно! Когда становится холодно, вода замерзает и превращается в лед. И наоборот, когда становится теплее лед тает и обратно превращается в воду.
- А сейчас сравним лед и воду (демонстрирует стакан с водой и тарелку с кусочком льда).
- Рассмотрим воду и лед и заполним таблицу (вешает на доску бланк таблицы). Узнаем их цвет, запах, прозрачность, твердость и температуру. Чтобы заполнить таблицу, откройте пенал и достаньте ручку и 2 цветных карандаша – красный и синий.
(пока обучающиеся достают ручку и карандаши, учитель раздает им бланки для заполнения таблицы).
 1. - Ребята, посмотрите на воду (поднимает стакан с водой).  У воды есть цвет?
- Правильно! Она бесцветная. В таблице в графе цвет воды ставим прочерк.
 
 
- Хорошо! Теперь посмотрим на лед. У него есть цвет?
-Правильно! Лед, как и вода не имеет цвет, он бесцветный. В таблице ставим прочерк.
 
2. – Теперь узнаем, есть ли у воды запах (подходит к обучающимся со стаканом с водой и просит их понюхать ее). У воды есть запах?
- Правильно! Чистая вода не имеет запаха. Ставим прочерк в таблице.
 
- Проверим, есть ли запах у льда (подходит к обучающимся с тарелкой со льдом и просит их понюхать его). Лед имеет запах?
- Верно! Ставим прочерк в таблице.
 
3. – А сейчас узнаем, вода прозрачна или нет. Через стакан с водой я покажу вам какой-то предмет. Если вы увидите этот предмет, значит вода прозрачна. (Через стакан с водой показывает любой предмет, например, ручку или фломастер)
- Вы видите предмет, который я вам показываю? Что это? Значит вода какая?
- Правильно! Ставим «+» в таблице.
 
 
- А теперь также проверим прозрачность льда. (Через кусок льда показывает любой предмет, например, ручку или фломастер)
- Вы видите предмет, который я вам показываю? Что это? Значит лед какой?
- Правильно! Ставим прочерк в таблице.
 
 
4. Теперь проверим твердость воды. Посмотрите вода твердая? (Переливает воду из стакана в стакан.  Можно дать потрогать воду обучающимся)
- Конечно, вода совсем не твердая. Наоборот, она текучая, ее можно перелить из одного стакана в другой. Ставим прочерк в нашей таблице.
- А сейчас проверим твердость льда. Лед твердый? (Стучит по кусочку льда.  Можно дать потрогать лед обучающимся)
- Лед твердый. Ставим «+» в таблице.
 
5. - Последняя строка в нашей таблице. Сравним температуру воды и льда.  Вспомните, когда вы приходите домой и моете руки, то можете сделать воду горячей или холодной. В природе также вода может нагреться и стать теплее или наоборот, быть очень холодной. Значит вода может быть разной температуры?
- Заполним таблицу. Графу «Температура воды» наполовину закрашиваем красным цветом, наполовину – синим. Это означает, что вода может быть разной температуры.
- А сейчас потрогаем кусочек льда и скажем, горячий он или холодный?
- Какой лед?
- Правильно! Заполним таблицу. Графу «Температура льда» закрашиваем синим цветом, потому что лед всегда холодный.
- Молодцы, заполнили всю таблицу! А сейчас посмотрим, чем похожи лед и вода. Посмотрите в таблицу, цвет и запах воды и льда одинаковые. Этим они похожи.
- А чем отличаются вода и лед?
 
 
 
- Верно! Ребята, мы узнали, чем походи и чем отличаются вода и лед. Выполнили общее задание (снимает карточку визуальной структуры урока).
 
 
 
 
 
- рассматривают картинку
 
 
 
 
- Лед.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- достают ручку и цветные карандаши.
 
 
 
 
 
- Нет.
- заполняют графу «Цвет воды»
 
 
- Нет.
 
- заполняют графу «Цвет льда»
 
 
 
 
 
- Нет.
- заполняют графу «Запах воды»
 
 
 
- Нет.
- заполняют графу «Запах льда»
 
 
 
 
 
 
 
 
- Да. Это ручка. Вода прозрачная.
- заполняют графу «Прозрачность воды»
 
 
 
 
 
- Да. Это ручка. Лед непрозрачный.
- заполняют графу «Прозрачность льда»
 
- Нет.
 
 
 
 
 
- заполняют графу «Твердость воды»
- Да, твердый.
 
 
 
- заполняют графу «Твердость льда»
 
 
 
 
 
 
 
- Да.
- закрашивают графу «Температура воды» в синий и красный цвета.
- трогают кусочек льда.
- Холодный.
- закрашивают графу «Температура льда» в синий цвет.
 
 
 
 
 
 
 
- Они разные по температуре, прозрачности и твердости.
 

 
IV. Развитие мыслительных процессов на материале изученных свойств воды (твердое состояние – лед, жидкое состояние - вода)  - А сейчас каждый из вас будет выполнять свое задание в папке (показывает на карточку визуальной структуры урока «Задание в папке»).
- Прочитаем имена на папках и узнаем, для кого это задание.
(Все задания подбираются индивидуально в зависимости от возможностей каждого обучающегося, но в рамках изучаемой темы:
1. Обведи такое же;
2. Разложи картинки по количеству 1,2,5 и правильно назови. Например, одна капелька – две капельки – пять капелек;
3. Прочитай слова и соедини с нужной картинкой;
4. Разгадай кроссворд).
- Я вижу, что все справились с заданиями в папках. Молодцы! (собирает папки у обучающихся). Мы выполнили это задание (снимает карточку «Задание в папке»).
 
 
 
 
- читают имена, написанные на папках. Если обучающийся слышит свое имя, то поднимает руку.
- выполняют индивидуальные задания под руководством тьюторов.
V. Физкультминутка - А сейчас мы немного отдохнем и выполним физкультминутку. Встанем рядом с партами и сыграем в игру «Что бывает зимой?»: если я скажу «Снежинки», то руками показываем, как падают снежинки; если я скажу «Сугроб», то наклоняемся и показываем сугроб; если я скажу «Сосулька», вытягиваем руки и показываем длинную сосульку; если я скажу «Капельки», то показываем, как с сосульки капают капли воды. 
(Включает музыку и вместе с обучающимися схематично показывает зимние явления неживой природы)
- Отлично! Закончили физкультминутку. Садимся за парты.
(снимает карточку визуальной структуры урока «Физкультминутка»)
- встают и рядом с партами показывают зимние явления природы по показу учителя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- садятся за парты.
VI. Выполнение творческой работы с использованием цветных кусочков льда. - Ребята, а сейчас мы будем рисовать с вами за партами (показывает на карточку визуальной структуры урока «Рисовать за партой»). Сначала мы будем рисовать красками, а потом еще одним необычным материалом. Чтобы узнать, чем мы будем рисовать, выполним следующее задание: я буду показывать карточки с кусочками льда, вы посчитаете, сколько их и прикрепите карточку обратной стороной к нужной цифре на доске (в это время вешает на доску лист, разделенный на шесть ячеек с вписанными в них цифрами от 1 до 6).
- (показывает карточку) Что это?
 
- Сколько их? Посчитай?
- Правильно! Найди на доске цифру 3 и прикрепи к ней карточку обратной стороной.
(аналогично задание повторяется с остальными карточками)
 
- Мы собрали всю картинку и теперь можем прочитать, что на ней написано?
- Верно! Сегодня на уроке мы сначала нарисуем окно, а затем с помощью разноцветных кусочков льда украсим окно зимними узорами.
- Напоминаю, что рисовать вы будете на подставках (раздает обучающимся пластиковые подставки для парт).
- Сначала на листе бумаги мы закрасим раму для окна. Посмотрите на карточку и скажите, что нам для этого понадобится?
(показывает карточку с нарисованным стаканчиком для воды)
- Возьмите стаканы и наполните их водой.
 
- Хорошо! Посмотрите на карточки и скажите, что еще нам понадобится?
(показывает карточки с нарисованными гуашью и кисточками)
 
- Правильно. Возьмите кисточки и палитры с белой гуашью.
- А сейчас на листе бумаги белой краской обводим и раскрашиваем раму для окна.
- Отлично! Справились, а теперь нарисуем на окне красивые зимние узоры. Посмотрите, какие узоры можно нарисовать: это могут быть короткие штрихи (рисует на доске короткие штрихи), волнистая линия (рисует волнистую линию), завиток (рисует прямую короткую линию с завитком на конце), спираль (рисует спираль).
- Сейчас я раздам каждому из вас кусочки цветного льда, и мы начнем рисовать эти узоры (раздает обучающимся тарелочки с кусочками цветного льда на коротких деревянных палочках).
- Молодцы! Все справились с заданием. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(каждого обучающегося хвалит за старание и предлагает всем остальным ребятам похлопать)
- Мы выполнили последнее задание урока (снимает карточку визуальной структуры урока «Рисовать за партами»).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Кусочки льда, льдинки.
- Три
- обучающийся переворачивает карточку обратной стороной и вешает ее к соответствующей цифре.
 
- Рисовать льдом.
 
 
 
 
- кладут подставки на парты.
 
 
- Стаканчик для воды
 
 
- выбирают стаканчики и наполняют их водой.
- Кисточки и гуашь
 
 
 
- берут кисточки и палитры с краской.
 
- раскрашивают раму для окна на листах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- рисуют узоры с помощью кусочков цветного льда.
 
 
- по очереди выходят к доске и показывают свои работы.

 
VII. Подведение итогов урока - Сегодня на уроке сравнивали воду и лед. А потом рисовали с помощью кусочков льда. Все справились с заданием, молодцы!
- В классе прозвенел звонок, закончился урок (звенит в звонок).
 
 - слушают учителя, на перемене убирают свое рабочее место (складывают подставки для рисования, убирают рисунки для дальнейшего просушивания)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»