Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сенсорное развитие детей с умеренной умственной
отсталостью посредством дидактических игр

Грабарь Елена Александровна
   Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание. Сенсорный,  чувственный  опыт  является  источником  познания  мира.  От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем,  во  многом  зависит  его  нервно-психическое  развитие. Сенсорное развитие  является  условием  успешного  овладения  любой  практической деятельностью.
    Сенсорное  развитие  у  детей  с  умеренной умственноой отсталостью отличается  качественным  своеобразием,  т.к.  процесс  восприятия  затруднен  –  снижен  его  темп,  сужен  объем,  недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. 
     В исследованиях Е.А. Стребелевой, Г.Г. Храмцовой и др. отмечалось, что при использовании с детьми с ограниченными возможностями здоровья дидактических игр, у учащихся возникают разнообразные эмоциональные реакции, открывающие в себе новые возможности, активизируются познавательные психические процессы, в том числе и внимание.
    Дидактические игры выполняют функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно в любых условиях, даже в транспорте, на прогулке. Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с умеренной умственной отсталостью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность. Дети с умеренной умственной отсталостью не способны к длительному сосредоточению, так как крайне быстро утомляются. Поэтому требуется особая организация рабочего места ребёнка во время занятий.
     Задача  дефектолога заключается в постепенном введении детей с ограниченными возможностями здоровья в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья , дефектологи ставят перед собой следующие задачи:
  • учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.);
  • выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их;
  •  воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения;
  • приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых и является дидактическая игра.
     Используя в коррекционной работе с детьми игры, учитель-дефектолог способствует развитию высших психических функций, воспитывает активность, самостоятельность, формирует навыки и умения, учит ориентироваться в окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности.
     Без специального обучения игра у детей с умеренной умственной отсталостью не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. Дидактическая игра служит средством коррекции и компенсации дефектов развития особенного ребенка. Успешность умственного, физического, развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Для полноценного сенсорного развития  необходима целенаправленная работа.
    Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется способность  сосредоточится  на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность детей к подражанию, взрослый  побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
    Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Он писал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения действительности, она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде.            
      Игровая деятельность в младшем школьном возрасте является одним из эффективнейших способов развития ребёнка, формирования познавательной сферы. Дидактическая игра рассматривается и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как средство и метод воспитания в целостном педагогическом процессе. Как форма обучения детей, дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Интеллектуальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие. Этой цели и служат дидактический игры, т. к. в игре присутствуют два компонента: один из них обучающий, который преследует взрослый, а другой - игровой, ради которого действует ребенок. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Для того, чтобы дети развивались, нужно создать условия для развития: применение современных методов и приемов, создание обучающей развивающей среды, сенсорное оборудование, дидактические игрушки.       Дидактические игры служат хорошим средством коррекции и компенсации дефектов сенсорного развития. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать. Это особенно ценно для детей с нарушением интеллекта.
Все сенсорные игры условно можно разделить на две группы:
  • игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
  • игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения). Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка.
Основные направления работы по сенсорному воспитанию.
Тактильно-двигательное восприятие.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
     - лепка из глины, пластилина, теста;
     - аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
     - аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
     - оригами (конструирование из бумаги);
     - макраме (плетение из ниток, веревок);
     - рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
     - игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
     - игры с пазлами;
     - сортировка мелких предметов  разных по величине, форме, материалу;
    - игры с водой разной температуры;
    - игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Зрительное восприятие.
Зрительные образы детей с интеллектуальной недостаточностью обеднены, часто деформированы и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки. При целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного восприятия можно уменьшить по средствам следующих игр: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение” и т.д.
Игры: “Найди такой же”, “Найди такой же по форме”, помогут решить задачу сравнивать предметы и находить сходства. Формированию представлений о величине предмета будут способствовать игры “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”. Для изучения частей тела, частей лица (глаза, нос, рот) можно  использовать  игрушки, куклы. Игра: “Я и моя внешность. Зеркало” поможет отрабатывать  навыки показа частей тела у себя, у куклы. Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?” помогут решить задачу дифференциации размера предмета ( высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь” помогут в формировании целостного образа предмета”. Учить ребенка называть цвет предмета, находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции могут способствовать игры : “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного (синего и т.д.) цвета”.
Слуховое восприятие.
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности.     Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука, должны дать представление о разных по характеру шумах (шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте, стуке, и др.). Развитие слухового восприятия, прежде всего, начинается через  формирование  представлений  о звуках. Это могут быть  игры: “Тук-тук-тук”, “Что гудит?”, “Где звенит колокольчик?”, “Шум леса”. При этом важно учить детей прислушиваться к речевым звукам, эмоционально на них реагировать (например, игра “Кто как кричит?”). Игры: “Звени колокольчик”, “Откуда звук раздается?”, помогут научить   находить источник звука, находящийся вне поля зрения. В развитии слухового восприятия важным становится и работа с музыкальными инструментами, в ходе которой обучающийся учится  различать звуки резко отличных по звучанию музыкальных инструментов . Игры: «На чем играл зайка?», «Барабан и дудочка». Также важно учить ребенка звукоподражанию,  умению озвучивать домашних животных, птиц. В этом помогут игры “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”. В формировании  понятий о силе звука  можно использовать игру “Шумовые коробочки”. Обучающийся распределяет звуки на тихие и громкие, может подобрать пару по громкости.
Восприятие особых свойств предметов.
Если говорить о восприятии ребенком особых свойств предметов (вкус, запах, температура, вес и т.д.), то важным моментов здесь будет являться работа, при которой будет задействована совокупность анализаторов. Что, в свою очередь, позволит проявить индивидуальные способности ребенка. Дети с интеллектуальной недостаточностью  слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы. Поэтому первостепенной задачей является развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи, выделять приятные и отталкивающие запахи.
   В дидактических играх  отрабатываются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния. Это могут быть игры: «Определи предмет по запаху», «Коробочка с запахами». Для развития вкусовых ощущений можно использовать игры: «Определи на вкус», «Вкусовые банки»(пробуем раствор из каждой баночки на кус), «Назови вкус продуктов»(работа с картинками). Для восприятия температурных различий можно использовать игры: «Времена года», «Угадай, какой это предмет», «Три стакана» (с теплой, холодной, горячей водой). При формировании барических ощущений необходимо опираться на практическую деятельность, в ходе которой можно сравнивать тяжелые и легкие предметы (поднять одной рукой, двумя руками, взвесить на обеих или на одной ладони, наблюдать как падает предмет). При этом важно объяснить действие и сделать вывод. Игры: «Чем различаются?», «Определи вес на глаз» (по картинкам). Для формирования тех или иных ощущений важно использовать в своей работе естественные материалы (продукты, предметы, цветы и т.п.).
   Для достижения положительного результата  по сенсорному развитию, необходимо правильно организовать свою работу в этом направлении,  распределить необходимые формы работы на весь учебный год. Таким образом, применение дидактических игр, специально подобранных с учетом различных направлений, позволит решать задачи по сенсорному развитию детей с умеренной умственной отсталостью. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»