Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как можно помочь ребёнку со сниженным слухом
в условиях массовой школы

Скопинцева Олтга Викторовна,
учитель-логопед ГБОУ Гимназия 70
Санкт-Петербурга
 
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (редакция 21.11.2022) в статье 79 гарантируется общее образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адоптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях предполагаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Надо сказать, что в моей гимназии практически не было детей с ОВЗ, но последнее время ситуация стала меняться. Среди учащихся всё чаще стали встречаться дети со сниженным слухом. Причём степень тугоухости была разная: от I степени до III.  Некоторые дети, с более лёгкой степенью, обходились без слухового аппарата, помощь организовывать только тем, что ребёнка учитель сажал за первую парту центрального ряда. У школьников с более тяжёлой формой нарушения слуха, как принято, это были слуховые аппараты, но… дети есть дети.  Бывало, что дети где-то забывали свои гаджеты, иногда аппарат приходил в негодность, и вот здесь-то возникали проблемы. Конечно, все трудности в основном имели речевой аспект. Слабослышащие дети страдают не только от самого фактора снижения слуха, но и от недостатков речевой функции, которые связаны с особенностями данного дефекта.  Надо заметить, что, по-моему наблюдению, молодые коллеги более спокойно принимали ту ситуацию, что у них в классе учится ребёнок с подобным диагнозом.  Более старшие коллеги чаще возмущались тем, что им приходится учить детей со снижением слуха. Они считали, что даже ребёнок с I степенью тугоухости должен находиться в коррекционный школе, причём сами же коллеги замечали, что эти дети часто были успешны по таким предметам как как математика и окружающий мир.  Безусловно, все эти дети занимались на логопункте гимназии, но очень хотелось помочь этим ребятам быть ещё успешными и по общеобразовательным предметам. 
После мониторинга первоклассников в сентябре я указала своим коллегам на тот факт, что почти у всех детей с тугоухостью был достаточный для общения лексический запас, дети умели синтаксически верно строить предложения, я понимали и пересказывали текст небольших рассказов или сказок. Многие дети имели хороший уровень сформированности мелкой моторики и навыка чтения (практически все умели читать словами). Более того, многие учащиеся, имеющие слуховой аппарат, при общении продолжались считывать с губ. Я предлагала учителям, работающим с подобными детьми, не расстраиваться и не волноваться, а использовать эти положительные показатели как ресурс к обучению.
Конечно, были и показатели, которые отличали не в выигрышную сторону данную группу детей. Практически все дети громко говорили, искажая звуко-буквенный состав слов. Очень часто они “съедали” окончания или сокращали слоговой состав слова. При фонематическом анализе слышали только к ударным гласным и часто смешивали при дифференциации свистящие, шипящие и аффрикаты. Чтобы ребёнок не запомнил искажённо сказанное слово, его просили сказать повторно. В таких ситуациях большинство детей раздражалось и отказывалось повторять. У слабослышащих учащихся, очевидно, было замечено большое преимущество пассивного словаря над активным. Эти дети понимали многие слова, но пользоваться предпочитали небольшим словарным багажом. Некоторые учащиеся нарочито избегали слов, в которых были труднопроизносимые звуки. Например, такие дети говорили “следы собаки”,  а не “собачьи следы”, чтобы избежать произношение звука [ч’]. Некоторые учащиеся с тугоухостью предпочитали давать односложные ответы, хотя при пересказе спокойно использовали распространённые простые и сложные предложения. Наиболее часто трудности в синтаксисе были заметны, когда на уроках детям надо было самостоятельно составить и записать предложение с определенным словом или несколькими словами, особенно если в нём присутствовали предлоги: вместо “У Наташи на столе пенал.”  можно было прочитать “ У Наташи столе на пенал.”, а иногда и вовсе “У Наташи столе пенал.”. Причём было заметно, что некоторые дети при самопроверке не могут сразу самостоятельно найти ошибку, пока ту же фразу не прочитает учитель (иногда требовалось многократное чтение учителя). Дети, читая собственное письмо, как-будто не слышали, что читают.
Как было сказано раньше, данная группа детей неплохо умеет читать ещё до школы. Но главные трудности возникают в тот момент, когда дети переходят на чтение текстов. Даже в небольшом рассказе учащиеся могут допустить ошибки в понимании прочитанного, В основном это связано с тем, что при самостоятельном чтении дети искажают звуко-буквенный состав слов и их грамматическую форму. Очень часто после неверного прочтения дети пересказывают текст, восполняя потерянный смысл своими догадками. Количество ошибок в понимании текста снижается, если данный материал прочитан кем-то другим, например, чтение по цепочке классом. В силу того, что многие тугоухие дети склонны к “съеданию” окончаний, у них возникают проблемы в запоминании стихотворений, так как там дети просто-напросто не улавливают рифму.
Чем же мы можем помочь ребёнку с тугоухостью в условиях массовой школы, где не всегда есть педагог-сурдолог, который мог бы нам помочь сопровождать этого учащегося? Вот несколько советов:
  1. Усложнять задания, данные в учебнике, учитывая специфику ребёнка. Например, списать текст, меня где можно имя существительное в единственном числе на множественное число, текст исходный и полученный обязательно прочитать вслух, чтобы ребёнок услышал разницу. 
  2. Уделять внимание звуко-буквенному составу слова. Зная специфику ребёнка давать задание индивидуального характера. Например, если ребёнок плохо слышит шипящие звуки, то попросить найти в тексте соответствующие буквы и тому подобное.
  3. Если ребёнку тяжело даётся задание под диктовку, то замените их другим видом работы, как-то: списывание, тест, какое-то грамматическое задание .
  4. Контрольный диктант изложение лучше с этими детьми проводить индивидуально.
  5. Если ребёнку трудно самостоятельным письменным пересказом, обязательно подготовить для него вопросы и опорные слова.
  6. Учитывая тот факт, что дети с тугоухостью “сглатывают”  окончания,  давать больше заданий на выделении данной морфемы у разных частей речи. 
  7. На уроках литературы, чтобы избегать дискомфорта, спрашивать только прочтение знакомого текста.
  8. Опрос по пониманию прочитанного лучше проводить в форме теста.
  9. Однако этих детей необходимо активно включать в пересказ прочитанного текста, очень хорошо если при пересказе будет опора на иллюстрации.
  10. Больше разучивать стихотворного текста, чтобы у ребёнка в памяти откладывались правильные формы согласования.
Конечно, обучение детей с тугоухостью сложный и трудоёмкий процесс, требующий от всех участников процесса труда и терпения. Но совместные усилия и правильный педагогический подход помогут даже таким детям стать успешными в условиях массовой школы!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»