Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры применяемые на занятиях
с детьми-инвалидами в соответствии с их
индивидуальными и психологическими особенностям
 

Амельченко Анастасия Валерьевна
 
DIDACTIC GAMES USED IN CLASSES WITH DISABLED CHILDREN IN ACCORDANCE WITH THEIR INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS
 
A.V. Amelchenko
 
Аннотация: В статье анализируется проблема применения дидактической игры на занятиях с детьми – инвалидами в соответствии с их индивидуальными и психологическими особенностям. Определены условия достижения цели дидактической игры, через особенности постановки игровой задачи, особенности  самоорганизации деятельности умственно отсталых детей.
Annotation: The article analyzes the problem of using didactic play in classes with disabled children in accordance with their individual and psychological characteristics. The conditions for achieving the goal of a didactic game are determined, through the features of setting a game task, the features of self-organization of the activities of mentally retarded children.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дидактическая игра, классификация.
Keywords: disabled children, didactic game, classification. 
Актуальность. К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности детей-инвалидов относится дидактическая игра. Ведь дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, исключать лишнее. У воспитанников развивается произвольное внимание, вырабатывается усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца. 
Дидактические игры, применяемые на занятиях с детьми-инвалидами
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (Виктор Николаевич Кругликов, 1988).
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы: игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки; настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; словесные.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры – это игры, со специальным полем основанные на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих.
Эти игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: "Игрушки", "Посуда", "Одежда", "Растения", "Дикие и домашние животные" и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т.д.
4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
5. Игры типа "Лабиринт". Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
Словесная игра - это игра с полным отсутствием материального компонента, которая происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков.
В эту группу входит большое количество народных игр типа "Скажи ласково", "Похож - не похож", "Отгадай-ка" и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр: игры-путешествия; игры-предположения; игры-поручения; игры-загадки; игры-беседы.
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды: математические - для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов; сенсорные - для закрепления представлений о цвете, величине, форме; речевые - для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря; музыкальные - для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма; природоведческие - для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы и т.п.
В основу классификации дидактических игр, предложенной Натальей Ивановной Бумаженко, положен познавательный интерес детей [1]. В связи с этим выделяются следующие виды игр: интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры); эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы); регулятивные (игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи); -творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты); социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия).
У умственно отсталых детей более чем у их обычных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Иногда сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона (Изольда Леонидовна Баскакова) [2]. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить её решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.
 
Заключение. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Владимир Иванович Лубовский, Мария Семеновна Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений [3].
 
Литература:
  1. Статья «Классификация дидактических игр в ДОУ» https://infourok.ru/statya-na-temu-klassifikaciya-didakticheskih-igr-v-dou-5817349.html
  2. Внимание школьников-олигофренов : Учеб. пособие / И. Л. Баскакова; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Прометей, 1989 (1990).
  3. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»