Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные
Куранова Наталья Александровна
Тип урока:Урок формирования новых знаний.Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи образовательные:
-познакомить обучающихся с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные;- формировать у учащихся умение дифференцировать понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные;- закреплять знания обучающихся.
Коррекционно-развивающие:
-развивать зрительную память детей путём написания зрительного диктанта;
-корригировать лексико-грамматический строй речи учащихся;- совершенствовать внимание и восприятие обучающихся путем разгадывания загадок.
Воспитательные:- воспитывать у учащихся умение осознанно отвечать на вопросы, выслушивать мнения других;- прививать учащимся усидчивость и аккуратность при работе на уроке.
Использование современных образовательных технологий:
-информационно – коммуникативные технологии
-игровые технологии
-личностно-ориентированный подход
-здоровьесберегающие технологии
Оборудование:
-учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. « Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», М.: Издательство «Просвещение», 2021;
-рабочие тетради, дневники.
-карточки со словами, карточки для индивидуальной работы.
-мультимедийное оборудование.
- : «Дополни одушевленными и неодушевленными существительными» (1 человек у доски)
Кружится (что?)_________________, (кто?)____________________
Барабанит (кто?)________________, (что?)____________________
Сердится (что?)_________________, (кто?)____________________
Индивидуальные карточки для учащихся
- Выборочный диктант
Мороз, садовник, петух, рука, мастер, камень, рыбак, Москва, пчела.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга простым карандашом.
Индивидуальные карточки для учащихся.
Задание: Запиши слова в два столбика: одушевлённые; неодушевлённые.
Пароход, дым, капитан, море, волна, кит, чайка, ветер, дельфин.
Этапы урока:
I. Вводная часть урока:
1) Взаимное приветствие
2) Проверка готовности к уроку
II. Основная часть урока:
1.Зрительный диктант.
2. Актуализация знаний учащихся с целью повторения изученного материала и подведения к восприятию новых знаний.
3. Изучение нового материала.
а) Работа в учебнике.
(Цель: развитие внимания)
б) Чтение правила в учебнике.
(Цель – восприятие и осознание написанного в книге.)
КТО?
одушевлённые
(душ.)
ЧТО?
неодушевлённые
(неодуш.)
в) Сообщение темы урока.
4. Закрепление изученного материала.
5.Итог урока.
6.Рефлексия.
Ход урока:1. Учитель: Ну, дружок!
Проверь в порядке ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидим?
Все ли правильно глядим?
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Учитель: Какой у нас урок? Чему учимся на уроках русского языка?
Памятка. (на доске)
Пишу: красиво;
аккуратно;
грамотно.
Учитель: Чему ещё учимся на уроках русского языка?
Памятка. (на доске)
Говорю: неторопливо,
очень чётко и красиво,
понятно для других.
Учитель: Откройте тетради. Сядьте правильно. Запишите дату в тетради.
Работа с интерактивной доской. (Слайд№1) с последующим зрительным диктантом.
Граница, облако, корова, девочка, область, пассажир.
(Цель – развитие зрительной памяти.)
2. Подготовка к усвоению нового материала.
Учитель: К какой части речи мы отнесём эти слова? Почему?
Ответы учеников.
Учитель: Задайте вопрос к каждому слову.
Ответы учеников.
Учитель: Почему к одним словам вы задали вопрос кто?, а к другим словам вопрос что?
Ответы учеников.
Учитель: Посмотрим на слова, которые мы записали .Задаем вопросы к каждому слову.
3.Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями.
Наша цель, знать, как называются существительные, которые отвечают на вопрос «кто?» или на вопрос «что?».
Учитель: Ребята, существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными. Они обозначают людей, животных, насекомых и других живых существ.
На вопрос что? отвечают существительные, которые обозначают растения, события, вещи. Это неодушевлённые существительные.
Итак, все существительные можно разделить на две группы одушевлённые и неодушевлённые.
Учитель читает правило в учебнике :
«Имена существительные бывают одушевленные (люди, животные) и неодушевленные (остальные предметы)».
-Ребята, тема нашего урока: Существительные одушевленные (одуш.) и неодушевленные (неодуш.)
Работа с интерактивной доской. СЛАЙД №2
4.Задание: Распределите предметы соответственно вопросам КТО? ЧТО?
-Учащиеся письменно выполняют задание в рабочих тетрадях, записывают сущ в два столбика.
-Устный фронтальный опрос обучающихся. Учитель называет имя сущ., обучающиеся – вопрос.
-Кто?
-Что?
Физкультминутка.
Цель – снятие усталости.
1.Учитель вместе с учащимися выполняет гимнастику для глаз. Электронная гимнастика для глаз , упр. «Бабочки».
2.Учитель:Все встали. Я буду говорить слово, если оно одушевлённое, то поднимаем руки вверх. Если слово неодушевлённое, то присели.(Рука, ученик, дневник, мальчик, книга, человек).
б) Выполнение разноуровневых заданий по карточкам.
Цель – создание ситуации успешности для каждого ученика.
См. Приложение выше.
в) Выполнение упражнения в учебнике.
г) Работа с интерактивной доской. СЛАЙД №4 Распредели слова по вопросам в два столбика.
5.Заключительная часть урока:
-Итог урока
-Оценки и комментарии учителя.
-Какую часть речи изучали на уроке?
-Какие сущ. отвечают на вопрос - кто?
Приведите примеры.
- Какие сущ. отвечают на вопрос - что?
Приведите примеры.
Дом. задание:
Задания по карточкам.
6.Рефлексия(Слайд со смайликом).