Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Сидорова Ирина Алексеевна,
учитель ОО для обучающихся с ОВЗ
(умственная отсталость)
Сенсорное развитие - это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е.
сформировать перцептивные действия.
Но обследовать предмет, увидеть, ощупать предмет ещё недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребёнку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает.
Общепринятыми мерками, «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия.
Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотныЙ ряд, спектр цветов, система фонем родного языка. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком.
Сенсорное развитие детей с умеренной умственной отсталостью значительно отстаёт по срокам формирования и проходит неравномерно. Один и тот же ребёнок может выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более лёгкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании. В привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и примериванием. Поисковым способам ориентировки надо учить детей с умеренной умственной отсталостью.
В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опору на форму предметов.
Ребёнок может не выделять форму зрительно и не знать её названия.
Способом ориентировки в задании являются пробы, которым необходимо научить детей.
В дальнейшем учащиеся вычленяют форму зрительно. Сначала делают это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа
— примеривания.
Только на основе длительного использования способов проб и примеривания у ребёнка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять её из предмета и соотносить с формой других предметов.
Учащихся с умеренной умственной отсталостью прежде всего необходимо обучить практическому выделению формы. Учитель на уроках — занятиях по предмету «Математические представления и конструирование» использует дидактические игры, в которых ученики учатся различать форму предметов с помощью тактильного контакта с ним, соотносить форму предметов с помощью проб (подходит- не подходит), учатся отбрасывать ошибочные варианты, фиксировать правильные.
Освоив практическое выделение форм предметов с помощью дидактических игр, дети приступают к освоению зрительного восприятия формы , когда нужно увидеть форму предмета, сопоставить зрительно , Иногда они могут практически проверить результат с помощью имеющегося уже навыка- наложением и примериванием.
На данном этапе, по освоению зрительного восприятия формы, уже нельзя действовать только с помощью практической ориентировки, необходимо увидеть, вспомнить форму предмета.
Для этого учитель использует дидактические игры, направленные на сопоставление увиденной формы с усвоенным ранее материалом по выделению форм предметов. Например: Игра «Бегите ко мне».
Цель.Учить выбору формы по образцу. Развивать внимание, умение действовать по сигналу.
Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы
(квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.
Ход игры. Детям раздают флажки: одним — квадратные, другим треугольные, третьим — прямоугольные. Они разбегаются по классу под удары бубна. С прекращением звучания останавливаются.
Учитель полнимает один из флажков, и те, у кого флажки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются под звуки бубна. Игра возобновляется, но учитель поднимает другой флажок. Игра «Найди свою пару».
Цель. Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу. Развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета геометрических форм по числу детей.
Ход игры. Учитель распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу учителя дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, берёт за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путём наложения карточек друг на друга и обведения формы по контуру.
Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные ворота.
Игра «Магазин».
Цель. Учить выбирать объёмные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики — вкладки и круглые вкладки ), карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал ).
Ход игры. Учитель раскладывает на своём столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек, а он продавец. Потом раздаёт карточки с геометрическими формами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». (Показывает карточку с изображением круга). Потом раздаёт карточки всем детям. Каждый ребёнок выбирает себе игрушку и подаёт продавцу карточку с изображением соответствующей формы.
В процессе занятий дети накапливают зрительные образы. При этом свойства и отношения предметов, которые воспринимают учащиеся соединены словом, что помогает закрепить в их представлении образы предметов, сделать их более чёткими, стойкими. Если образы зрительного восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребёнка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.
Принимая участие в дидактических играх и упражнениях по сенсорному воспитанию, направленных на развитие зрительного восприятия, учащиеся приобретают жизненный опыт, знания об окружающей действительности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»