Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка учебного курса  для обучающихся с ОВЗ 
(умеренная умственная отсталость, 
9 класс)

Альтернативная коммуникация

Грабарь Елена Александровна
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся
9 «Д» класс является приложением к приложением к «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011 г.
Цель: создание условий для целенаправленного формирования и развития способов коммуникации воспитанника в возможном для него диапазоне с использованием доступных альтернативных средств коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
  • формировать у детей потребность в общении с ближайшим окружением;
  • обучать вступать во взаимодействие с помощью речевых и неречевых средств;
  • овладение способами сопоставления объектов  и действий с их жестовым, предметно-символьным и картинно-символьным обозначением.
  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
Коррекционно-развивающие задачи:
  • стимуляция и развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • коррекция психических процессов;
  • обогащение словарного запаса в процессе занятий.
Воспитательные задачи:
  • воспитание интереса, мотивации к занятиям;
  • воспитание навыков правильного поведения на занятиях;
  • формировать эмоциональный отклик на общение со взрослыми и сверстниками
Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся:
  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
 
Содержание программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 9 «Д» класса разработано на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011 г.
 
Место предмета в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).
Используемые технологии обучения:
  • технологии развивающего обучения;
  • коррекционно-развивающие;
  • игровые;
  • технологии личностно–ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного процесса
Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» и основной формой обучения является занятие. Занятия по альтернативной коммуникации являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
1. Формы обучения (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие):
  • изучения нового материала;
  • закрепления знаний, умений и навыков;
  • комбинированное занятие;
  • повторения и обобщения;
  • игра;
  • практическое занятие;
  • элементарная учебная деятельность.
2. Методы и приемы обучения (общеучебные):
  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
  • методы формирования интереса к учению,
  • создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
  • словесные– рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами);
  • наглядные– показ, иллюстрация, демонстрация, с использованием ИКТ;
  • практическиеметоды – практические упражнения; упражнения с жестами (естественные и специальные жесты); упражнения с предметно-символьными и картинно-символьными материалами; упражнения с коммуникативной кнопкой, коммуникатором, планшетом; упражнения со словами и т. п.
  • игровые: проигрывание различных ситуаций общения; дидактические игры; сюжетные игры с предметами; игры с образными игрушками; сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации.
Дети легче учатся коммуникации, если с ее помощью могут добиться в повседневной жизни вещей или действий, которые представляют для них действительную мотивацию:
  • метод «интенсивного взаимодействия» (Д. Хьюэтт) – способ коммуникации и более совместного «проживания», присутствия с людьми, находящимися на довербальной стадии развития.
  • метод «сопровождающего обучения» – использование повседневных естественно возникающих ситуаций в процессе обучения, осуществляющегося с учетом личных интересов и потребностей ребенка (E.G.Carr);
  • использование системы подкреплений (O.I.Lovaas);
Основными методамиреализации программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» являются естественные методы обучения, к которымотносятся:
Адаптированная речь:
  • озвучивание предполагаемых намерения и чувств;
  • язык, который приспособленный к предполагаемому речевому пониманию ребенка;
  • медленное, четкое проговаривание короткими предложениями;
  • паузы для возможности выразить ребенком свои мысли.
Наблюдение за направлением внимания ребенка и определение, что из этого следует. И как результат – переход к совместному вниманию.
Поддержка высказывания: восприятие попыток высказывания как осознанных.
Предоставление возможности управлять процессом общения самому:
  • гиперреагирование на малейшие коммуникативные попытки ученика;
  • продолжение темы, которую начал ребенок.
  • задавание вопросов по этой теме или дополнение ее другими аспектами.
Синхронная коммуникация:
  • имитация своих коммуникативных партнеров;
  • дополнительное выражение отдельных понятий выбранными методами коммуникации с опорой.
Приемы обучения: упражнения для сенсорной стимуляции; имитационные упражнения; упражнения на развитие слухового и зрительного внимания упражнения на соотнесение жестов, тактильно воспринимаемых и графических символов; упражнения на понимание элементарных причинно-следственных зависимостей; моделирование ситуаций коммуникации; «чтение» и «письмо» с помощью символов; дидактические игры.
В качестве средств альтернативной дополнительной коммуникации с доказанной эффективностью используются:
Жестовый язык.Эффективен на всех уровнях экспрессии воспитанника. Позволяет оперативно реагировать на коммуникативные сигналы и сообщения воспитанника.
Коммуникативные доски. Используются в режиме дня (календарь, расписание). Ограничения при выраженных двигательных нарушениях.
Коммуникативные альбомы / папки и планшеты / таблицы. Карточки-подсказки (визуальные инструкции). Используются в режиме дня и на занятиях в группе и со специалистами.
Социальные истории. Вводятся и усложняются по мере освоения ребенком альтернативных и дополнительных средств. Способствует расширению коммуникативного словаря, нормализации эмоционального состояния и поведения воспитанников, их социальной адаптации.
Коммуникаторы (коммуникативные устройства с синтезатором речи): коммуникативные кнопки на одно сообщение, GOTALK - 4+, GOTALK - 9+, GOTALK - 20+, говорящие коммуникативные альбомы, мультимедийное интерактивное оборудование.
Элементарными коммуникативными приспособлениями служат: календарь, «визуальное расписание» с ящиком (конвертом) выполненных дел; тематическая коммуникативная доска («доска выбора»), коммуникативная книга с полоской для составления предложения; фотоальбом, «Я — книга», «Книга моих предпочтений», «Коммуникативный паспорт ребенка», «Говорящая кнопка», коммуникатор «Go-Talk».
Примерный лексический минимум жестов и графических символов, список утверждений и просьб, используемых детьми на этапе двухсловной «комбинированной фразы» и техника их выполнения условны и заимствованы из дидактических разработок. Ребенок может применять собственные жестовые обозначения, понятные узкому кругу его собеседников и подлежащие документированию.
В процессе обучения необходимо соблюдать следующие требования и правила:
  • сохранение правильной последовательности введения изучаемых символов;
  • активизация соответствующего репертуара коммуникативного поведения параллельно с формированием понимания значений символов;
  • соблюдение очередности действий взрослого и ребенка;
  • актуализация сформированных коммуникативных навыков в ситуациях общения;
  • реализация возможности немедленного применения изученных символов в случае необходимости;
  • интерпретация любых коммуникативных сигналов со стороны ребенка как высказывания в диалоге, за которым следует комментарий взрослого;
  • отношение к ребенку как к партнеру по коммуникации;
  • изменение формы адресованных ему обращений (не приказы типа «Покажи яблоко», а вопросы типа «Где яблоко?»);
  • создание ощущения необходимости в коммуникации путем привлечения высоко мотивирующих объектов,
  • организация ближайшего окружения, активизирующего потребность и необходимость в коммуникации;
  • включенность обучения в повседневную жизнь;
  • избегание искусственно моделируемых, не мотивирующих ситуаций общения, формирование коммуникативных навыков в контексте режимных моментов;
  • уважение потребностей и интересов ребенка; отклик на его случайные действия как если бы они были осознанными коммуникативными;
Процесс обучения использованию символов должен быть многомодальным и вариативным:
  • вербальные и невербальные средства должны взаимодействовать, гармонично дополняя друг друга;
  • обучение коммуникации не ограничивается овладением каким-либо одним средством общения, а предусматривает, одновременное предъявление предмета (картинки), жеста и слова;
  • содержание первых графических символов, так же как при обычном усвоении речи, полисемантично (например «чашка» — это и сам предмет, и желание пить);
  • смена ситуаций общения происходит путем использования различных стратегий обучения, смены коммуникативного партнера.
3. Виды деятельности обучающихся на занятии:
  • наблюдение;
  • выполнение задания с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом) или сопряженно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности, с активным привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
  • деятельность по подражанию, по последовательной инструкции, по образцу, под контролем при постоянной помощи педагога, под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм действий: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ);
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, предметно-символьными и картинно-символьными средствами АДК, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, средств АДК.
Формы текущего контроля успеваемости:
При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется без оценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не аттестован). По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в таблицу и служат показателями динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг зоны актуального развития обучающихся необходим для построения и уточнения индивидуального маршрута коррекции, определения ЗБР.
В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
  • выполняет задание с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом);
  • выполняет задание «рука в руке» совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности;
  • выполняет под контролем при постоянной помощи педагога;
  • выполняет под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм действий;
  • выполняет самостоятельно.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»:
Личностные результаты
  • элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • формирование положительных стереотипов поведения;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на занятии.
Предметные результаты (предполагаемые)
  • «читать» жесты;
  • осмысливать простые изображения;
  • показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
  • использовать систему знаков в социальном окружении;
  • устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
  • выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
  • выбирать нужный предмет из серии предложенных;
  • эмоционально реагировать на лицо взрослого, узнавать;
  • различать тихую и громкую речь;
  • слушать и узнавать разнообразные звуки.
Регулятивные учебные действия
  • умение входить и выходить из учебного помещения со звонком.
  • умение ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения).
  • умение пользоваться учебной мебелью;
  • умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
  • умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Коммуникативные учебные действия
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
 
                                 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Тематическое планирование
 
Коммуникация с использованием невербальных средств.
( 18 часов)
Приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с  использованием коммуникатора «Формулировка» обобщенного и конкретного требования на соответствующие обращения взрослого в ситуации выбора тактильно воспринимаемого (графического) символа на «доске выбора», в коммуникативной книге, таблице; Просьба  об оказании услуги (помощи) тем или иным человеком посредством жестов.
Ответное комментирование при обращениях взрослого типа «Что у тебя болит?» (например, показывать жестами «болит ухо») или «Кто кричит?» (например, выбирать соответствующий графический символ в коммуникативной книге). Комментирование собственных действий и действий окружающих («Ваня спит»); давать комментарии в ответ на исчезновение предмета, на неожиданное событие и недоумение.
Накладывание предметной картинки на соответствующее изображение на сюжетной картинке; соотнесение предметной картинки и ее изображение на сюжетной картинке; рассматривание  книги самостоятельно. Умение задавать вопросы, требующие ответа «Да»/«Нет»; спрашивать о действиях, местонахождении, времени.
Развитие речи средствами вербальной и  невербальной коммуникации (  29  часов)
Импрессивная речь: Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Узнавание (различение) имён учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Умение отвечать на комментарии окружающих, личные вопросы типа «Что ты делаешь?».  Понимание косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить  предложения, связные высказывания).
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён учащихся класса, педагогов класса  посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо. Глобальное чтение  (19  часов)
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание (различение) названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Письменные упражнения   («письмо» точек,  линий (горизонтальные, вертикальные) . Узнавание, написании буквы А. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: раскрашивание, обводка, штриховка.
Всего: 66 часов
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»