Работа учителя-дефектолога с детьми,
имеющими статус инвалида, ОВЗ
в стационарном учреждении
Кобзарева Ирина Александровна
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода.Деятельность учителя-дефектолога направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса.
На основании заключения ПМПК в группу «Сложный дефект» на занятия с учителем-дефектологом зачисляются дети с разными диагнозами. С такими, например, как: синдром нарушения внимания; сенсорно-моторная алалия; ДЦП, ДТС, ОНР второго уровня; Болезнь Дауна, и т.д.
Основным направлением моей работы в группе «Сложный дефект» является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки детей. Все дети имеют статус инвалида. Это дети имеющие сложные нарушения в развитии – детский церебральный паралич, олигофрения, задержка психоречевого и моторного развития, дети с аффективно-ситуативным поведением, с синдромом гипервозбудимости и агрессивности, эпилепсией разной этиологии. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Работа с детьми с ОВЗ строится на полисенсорной основе, с опорой на сохранные анализаторы, характер отклонения в функционировании психических процессов и операций, структуру дефекта, состояние психических функций (слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико пространственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенности поведения, игровой и учебной деятельности).
В ходе адаптационного периода проходила диагностика детей индивидуально с целью определения индивидуального образовательного маршрута. Маршрут выбирается с опорой на адаптированную основную рабочую общеобразовательную программу дефектолога.
В течение учебного года проведено три этапа диагностики воспитанников. Были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора дошкольников, развитие речи.
Проведена работа с документацией (для ознакомления):
- медицинские карты (с разрешения родителей);
-беседа с родителями.
По результатам первичной диагностики у воспитанников были выявлены разной степени следующие нарушения: нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, низкое речевое развитие, нарушение пространственно-временных отношений, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
По данным диагностики для каждого воспитанников был выбран индивидуальный подход. Воспитанники были поделены на занятия по ведущему нарушению.
В работе с детьми с ОВЗ возникает необходимость комплексной оздоровительно-коррекционной работы, включающей в себя мышечную релаксацию, дыхательную и артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления); физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Формирование здоровьеформирующей компетентности происходит благодаря таким видам работ как, дыхательная и психогимнастики, массаж, логоритмика, речедвигательная ритмика, динамические паузы. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Работа по социально-личностному развитию и воспитанию положительного отношения к общечеловеческим ценностям детей с ОВЗ осуществляется:
- в повседневной жизни (привлечение внимания детей друг к другу, совместное выражение радости от результата);
- в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений. В проведении таких игр могут принимать участие: дефектолог, воспитатель, психолог, а также родители. Игры проводятся как самостоятельное занятие, так и включаются в структуру других занятий;
- в ходе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда при усилении социальной направленности их содержания и значимости результата;
- в повседневной работе по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях;
- в индивидуальной коррекционной работе.
С целью индивидуализации педагогического процесса использую следующие компоненты детской субкультуры: социоигровые подходы; здоровьесберегающие технологии, технологии моделирования образовательного пространства (работа в режиме смены динамических поз), физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика), педагогические технологии активной сенсорно-развивающей среды (системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей).
В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности каждой подгруппы детей, а также воспитанников, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер ученика.
В течение проведения коррекционно – педагогической работы проводилась индивидуальная работа с каждым ребёнком по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия, что способствовало максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации.
В процессе занятий с детьми необходимо специально направлять детскую активность, которая должна способствовать развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности. Без этих навыков ребёнку трудно будет адаптироваться в школьном коллективе. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Таким образом, будет достигнута основная цель дошкольного обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный переход на следующий этап.
По представленным данным в работе учителя- дефектолога отмечаются положительная динамика в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь говорит о планомерной систематической работе.
Положительные результаты воспитанниками были достигнуты вследствие того, что:
- были разработаны индивидуальные образовательные маршруты;
-была подобрана развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС;
-скорректирована серия настольных игр;
-подобрана серия дидактических игр;
-велась индивидуальная работа с родителями (в виде рекомендаций, консультаций, наглядных пособий).
Динамика усвоения Программы стала возможным благодаря:
-корректировке педагогического процесса с учетом индивидуально-личностных качеств ребенка;
-применению эффективных педагогических технологий в системе интеграции образовательных направлений, использование игровых ситуаций в режимных моментах;
-учету индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов и возможностей;
-правильно поставленной цели, определению перспективы развития.