Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт взаимодействия учителя-логопеда
с учителями классов «Особый ребёнок»

Воскресенская Нина Вячеславовна
   У детей с интеллектуальными нарушениями ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому параллельно с коррекцией нарушений речи идет процесс формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом, с максимальным включением анализаторов, использованием максимально разнообразной наглядности. Используется дифференцированный подход, с  учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы. Коррекция нарушений речи тесно связана  с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики.  Учитывая эту тесную связь, в занятия  включаются упражнения для развития мелкой моторики, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, применение элементов Су-джок терапии, гидрогимнастики.
          В коррекции звукопроизношения большая роль отводится дифференциации звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.
Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления. Закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях.
Поскольку усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. Частая  смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую. Дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала. Поскольку нарушения речи носят системный характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.         
Поддерживание  у ребенка к занятиям, интереса к исправлению речи осуществляется в тесной взаимосвязи с педагогом – психологом.
          Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя, и родителей. Только тогда  реализуется комплексный медико-педагогический подход и положительная динамика в развитии детей.
Взаимодействие учителя-логопеда с учителем на классе начинается в начале учебного года. При составлении рабочих программ учитель-логопед подбирает темы занятий с учетом лексического материала из программы по Развитию речи, Альтернативному чтению. В начале учебного года, после проведенного логопедического обследования, учитель-логопед знакомит учителя с результатами обследования. Совместно с учителем определяются конкретные цели в зависимости от индивидуальных особенностей детей (составляется индивидуальная программа СИПР на каждого ребёнка). Определяются все виды работ с каждым обучающимся на учебный год. Во время учебного процесса учитель-логопед предоставляет учителю все необходимые «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения». Логопед знакомит учителя с видами работ, способствующими речевому развитию обучающихся. Это игры на развитие фонематического слуха, дыхательные упражнения, музыкальные голосилочки, короткие стихи. На этапе «Закрепление приобретенных речевых навыков», логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время.
       У данной категории детей страдает связная речь, учитель-логопед активно принимает участие в проектной деятельности, предметных неделях, чтобы потом тот материал, который ученик не усвоил или усвоил его не в полном объеме, отработать его на логопедических занятиях.                       
       Параллельно в течение учебного года ведется активное консультирование родителей. Поскольку именно они являются нашими помощниками. Еще одним вариантом взаимодействия педагогов, медиков и родителей является проведение «Школы для родителей». Во время её проведения логопед представляет свои методические разработки и варианты работы с детьми. Данное взаимодействие интересно всем участникам. В ходе работы появляются новые идеи и темы для новых встреч.
      Взаимодействие логопеда с учителем – является важнейшим условием высокой эффективности учебно-коррекционной работы и дальнейшей социализации детей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»