Времена года
Ход занятия
Цель: Систематизировать знания детей о временных представлениях года.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года.
- Пользуясь таблицей алгоритм «Времена года» называть признаки времён года.
- Находить слова с противоположным значением.
Развивающие:
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать моторику артикуляционного аппарата путем проговаривания скороговорок.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.
Оборудование: магнитная доска, проектор, картинки с изображением братьев-месяцев.
Вводная часть.
Дети сидят на стульях. Воспитатель привлекает внимание детей слайдами на проекторе.
Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказку: « 12 месяцев». Скажите, о чем эта сказка?
- О временах года .
Что же там случилось с временами года?
- Они перепутались.
А давайте мы с вами поможем, чтобы каждое время года наступало в свое время, шли друг за другом.
Поможем?
- Да.
2. Основная часть.
Воспитатель: Слушаем загадку, о каком времени года?
Тает снежок ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
- Весной.
Правильно.
Воспитатель: Сейчас нам предстоит выполнить задание и помочь временам года быть в свое время и на своем месте. Посмотрите, на столе разложены картинки, вам нужно выбрать, к какому времени года они подходят.
Назовите, а какое сейчас время года?
- Весна, правильно.
Ребятки, а какие весенние месяцы мы знаем?
- Март, апрель ,май.
Скажите, а что происходит в природе, когда наступает весна?
( дети отвечают и выбирают картинки в соответствии с временем года)
Дети: Природа просыпается, теплее греет солнце, бегут ручьи, появляются проталины, на крышах образуются сосульки, появляется первая травка, на деревьях набухают почки, начинают распускаться листья, выползают из норок насекомые, прилетают птицы (грачи, скворцы, журавли), начинаются первые теплые дожди, люди снимают шубы.
Молодцы. Слушаем загадку о следующем времени года.
Солнце печет, липа цветет,
Рожь поспевает, когда это бывает?
-Летом.
Следующее время года после весны какое?
-Лето.
Ребята, назовите летние месяцы.
- Июнь, июль, август.
Чем отличается лето от остальных времен года?
Воспитатель: Сейчас мы выберем картинки, которые подходят для времени года – лето.
Солнце светит высоко, день длинный, ночь короткая, растения цветут, урожай на огороде сажают, льют дожди с грозами, поспевают ягоды, утром появляется роса на траве, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов, становится жарко, в речке теплая вода.
Физкультминутка
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Воспитатель: Молодцы, размялись, теперь поможем другим временам года быть в свое время.
Слушаем следующую загадку.
Желтые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?
- Осенью
Ребятки, назовите осенние месяцы.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какие изменения происходят осенью?
(дети выбирают картинки, связанные с временем года)
- Дни становятся короче, льют дожди, поля и листья на деревьях желтеют, насекомые прячутся в норки, птицы улетают в теплые края, люди и животные готовят запасы на зиму.
Воспитатель: Теперь слушаем следующую загадку.
Снег на полях, лед на реках
Вьюга гуляет, когда это бывает?
- Зимой
Правильно. Ребята, назовите зимние месяцы.
Декабрь, январь, февраль.
А что в природе происходит зимой?
Дети: На улице холодно, дни становятся короче, ночи длиннее, люди одевают шубы, зимующих птиц подкармливают люди, реки покрываются льдом.
- Итог занятия
Воспитатель: Молодцы ребята, с заданиями справились.
Ребятки, вам понравилось наше занятие?
- Да!