Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ФГОС ООО устанавливает требования
к результатам освоения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи АООП ООО

(из опыта работы)
Кузнецова Лариса Васильевна
Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО и ООП ООО.
Уровень развития речи обучающихся с ТНР выступает основным показателем сформированности коммуникативных умений, относящихся к результатам освоения АООП ООО обучающихся с ТНР.
Предметный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью практическую подготовку к освоению предметных результатов в данной области, а также развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
Чтобы достичь требований к результатам федерального государственного стандарта обучающимся, относящимся к нозологической группе: ТНР, необходимо использовать существующие и адаптировать новые технологии по развитию речи обучающихся, внедрять их в практику работы.
При обучении детей с ТНР (основная школа). Программа развития речи, рассчитанная на 2 часа, реализуется через предметную область «Русский язык и литература»:
  • 1 час в неделю как модуль в уч. предмете «Русский язык»;
  • 1 час во внеурочной деятельности Общекультурного направления.
Также развитие речи обучающихся осуществляется на каждом уроке.
Занимаются развитием речи учителя - логопеды на индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятиях.
Для развития речи обучающихся в школе используются технологии, стимулирующие речь обучающихся, создающие широкие возможности коммуникации такие как:
  • Технология работы по закрытой картине
  • Кейс технология
  • Кроссенс
  • ТРКМ и ее стратегии и приемы: 
Инсерт
Фишбоун
Верные и неверные утверждения
Тонкие и толстые вопросы…
Ромашка Блума
  • Метод проектов
  • Коучинг и др.
 
Технология развития критического мышления на ступени ООО способствует развитию не только интеллектуальных, но и речевых способностей учащихся, так как обучающиеся учатся самостоятельно думать, мыслить; принимать многозначности позиций и точек зрения.
Так, например, ТРКМ «Инсерт».
Цель приема: умение критически осмысливать новую информацию, находить связи с уже изученной посредством работы с текстом, развивать устную и письменную речь.
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Обучающийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанной информацией, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным обучающемуся и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Следующим этапом (2) следует повторное чтение текста и заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки.
Во время выполнения данного задания обучающиеся учатся понимать целостный смысл текста.
Закрепляя полученную информацию, обучающиеся производят обсуждение записей, внесенных в таблицу, то есть читают несплошной текст.
Усвоенное знание проговаривается, формулируются выводы и обобщения в процессе размышления, что способствует формированию устной речи обучающихся.
Во время прочитывания несплошного текста, может быть проведена словарная работа с трудными по значению и произношению словами.
Другая технология активно применяется педагогами в учебно-воспитательном процессе – это кейс-технология. Обучающиеся осмысляют реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим при ее решении с помощью выбранных речевых средств.
Кейс— это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра, в процессе которой создается ситуация, при которой обучающимся необходимо вступать в диалог, представлять монологическое высказывание.
На уроках русского языка, литературы и др. предметах используется  дистанционная образовательная технология «Видеоконференция», которая способствует развитию навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Так для повторения знаний о видах глагола, обучающиеся работали по видеосвязи с обучающимися 10 класса, которые предлагали семиклассникам задания. Общение старших школьников с младшими способствовало развитию умения вести диалог, вступать в коммуникацию, поддерживать диалог и доводить его до логического конца.
В настоящее время для развития речи педагогами школы активно используется сервис LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении.
Благодаря программе LearningApps.org в игровой форме происходит развитие
речи обучающихся. Интерактивные задания мотивируют ребят, способствуют повышению интереса к урокам и занятиям.
Для уроков развития речи хорошо подойдёт работа над деформированным текстом, текстом с пропущенными словами, работа по составлению предложений.
В данной программе удобно работать, творить, можно взять готовое задание или создать своё. Обучающихся привлекает такой вид работы, способствует быстрому усвоению материала.
Работа по развитию речи не заканчивается уроками. Она продолжается вр внеурочной деятельности.
Программа коррекционного курса внеурочной деятельности «Развитие речи», разработанная в ОО, составлена с учетом преемственности, направлена на оказание помощи в освоении общеобразовательных программ по русскому языку и в тоже время тесно связана с реализацией внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Проектная мастерская».
Обучающиеся расширяют словарный запас. Они учатся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Изучают средства выразительности речи. Обучающиеся расширяют сведения о языковых средствах и формируют умение их активного использования в процессе учебной деятельности, социальной коммуникации и при создании собственных текстов. Знакомятся с понятием киносценарий. Дают характеристику литературного героя и т.д.         
На занятиях внеурочной деятельности «Проектная мастерская» обучающиеся, используя УУД, полученные на занятиях «Развития речи» создают групповые проекты - презентации, проспекты, памятки, игры, видеоролики.
Так, например, аабота над проектом по созданию видеоролика состоит из следующих этапов:
- Формулирование темы и идеи;
- Создание сценария, распределение ролей;
- Подготовка реквизитов;
- Съемка;
- Рефлексия.
Проект может создаваться в течение месяца, одной четверти, полугодия и т.д.
До создания видеоролика обучающиеся высказывают свои предложения, предлагают темы, которые они хотели бы раскрыть. далее обсуждается жанр будущего видео и способы реализации высказанных идей. Все идеи записываются на доску, из всех вариантов выбираются три наиболее интересных варианта.
Интерес поддерживается за счет интересных заданий и их сменяемости, подачи и обсуждения идей, свободного передвижения по классу, общения в парах, группах, фронтально, применение и использование обучающимися Интернет источников, ведения записи и т.д.
Тематика выбирается по интересам обучающихся и обсуждается с педагогом, например, обучающимися 9 класса в течение года были создагны:
  • Фильм по мотивам легенды, изученной в начале года на уроках литературы, «Пётр и Плотник». Обучающиеся перечитали произведение и обсудили с учителем, как можно передать эпизода в формате видео.  Фильм предполагал стилизацию под передачу «Пусть говорят», поэтому был построен в форме интервью.
  • Видео «Апокалипсис». Предварительно учитель и обучающиеся обсудили вопросы распространения инфекции, правила поведения во время чрезвычайных ситуаций. Обучающиеся самостоятельно подготовили выступление, составили текст, продумали образ.
  • Видеоролик в поддержку выпускников «Как успокоиться перед экзаменом», где обучающиеся поделились советами, как снять чувство тревоги перед волнительным событием. Предварительно обучающиеся изучили научные статьи о стрессе и советы педагога- психолога. Позже были придуманы шутливые сценки, продуман образ героев, реквизит, звуковое сопровождение.
  • Видеоролик «Как не надо готовится к тесту»
Цель проекта состояла в том, чтобы побудить обучающихся к прочтению литературных произведений Н.В.Гоголя, что связано с программой по литературе, переосмыслить их и передать содержание, подкорректировав, спародировав его на современный лад. Обучающиеся самостоятельно готовили реквизит, продумывали образ.
Итоговый видеороликстал участником городского конкурса видеотворчества «Взгляд» в рамках городского фестиваля-конкурса инклюзивного художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь», организованного Дворцом учащейся молодежи Санкт-Петербурга. Творческий коллектив класса получил диплом Лауреата в номинации «Игровой фильм». В целом, участие в конкурсе положительно повлияло на эмоциональную сферу обучающихся, дало им возможность реализовать свой потенциал, получить новый опыт, оказаться в ситуации успеха.
После итогового просмотра созданного продукта проводилась Рефлексия.
Таким образом, программа внеурочной деятельности «Развитие речи», разработанная для обучающихся с ТНР в ОО и программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Проектная мастерская» связаны друг с другом.
УУД, полученные в рамках внеурочной деятельности общекультурного направления «Развитие речи», реализуются также во внеурочной деятельности Общеинтеллектуального направления «Проектная мастерская».
Используя данные технологии, мы стимулируем речевую активность обучающихся и компенсируем речевое недоразвитие.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»