Технологии, формирующие навык смыслового чтения у
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
как инструмент достижения метапредметных результатов
(из опыта работы)
Кузнецова Ларса Васильевна
Читать – это ещё ничего не значит:
что и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
что и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Под термином «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.«Читатель получает лишь тот капитал, который вложен в труд автором. Если во время работы не было затрачено ни настоящих мыслей, ни подлинных чувств, ни запаса живых и точных наблюдений, – не будет работать и воображение читателя. Он останется равнодушен, а если и расшевелится на один день, то завтра же забудет своё кратковременное увлечение». С.Я. Маршак.
Смысловое чтение – это диалог между читателем и автором. Он может состояться. А может быть, и нет…
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
У всех обучающихся с ТНР отмечаются проблемы речевого характера: остаются трудности при оформлении самостоятельных развернутых высказываний, как устных, так и письменных, возникают проблемы с пониманием текстов больших объемов, не привыкли перечитывать текст с целью поиска необходимой информации, часто при ответе на вопрос выбирают информацию «случайно»;
Возникают трудности с преобразованием текста используя новые формы представления информации: представлять его в виде таблицы или схемы.
Поэтому каждому учителю очень важно работать над развитием смыслового чтения.
В образовательной организации для обучающихся с ТНР были разработаны критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения, с опорой на задачи ФГОС.
В Группах метапредметных результатов выделены критерии, например, в «Поиске информации и понимании прочитанного» выделено 4 критерия:
- умение определять тему и главную мысль текста
- умение составлять план текста
- умение восстанавливать последовательность событий
- умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
- объяснение новых слов
- составление «Синквейна»
- выразить свое отношение к прочитанному.
В сентябре текущего учебного года в диагностике участвовали 74 обучающихся.
При анализе состояния смыслового чтения было выявлено, что по метапредметному результату 1. «Поиск информации и понимание прочитанного»:
- по первому критерию «Тема, основная мысль» лучшие результаты показали обучающиеся 8а класса (73%) и 9 класса (80%). Ниже др. результаты в 5а классе - (50%).
- по второму критерию «План» лучшие результаты показали обучающиеся 9 класса (70%) и 7а класса (69%) Ниже др. результаты в 5б классе - (33%).
- по третьему критерию «Последовательность событий» лучшие результаты показали обучающиеся 9 класса (80%) и 5а (75%). Ниже др. результаты в 7а классе - (44%).
- по четвертому критерию «Ответы на вопросы» лучшие результаты показали обучающиеся 6а класса (72%.) и 5а (67%). Ниже др. результаты в 8а классе – (38%).
- по первому критерию «Объяснение новых слов» лучшие результаты показали обучающиеся 5а класса (100%) и 8а (84%). Ниже др. результаты в 7а и 7б классах - (0%).
- по второму критерию «Синквейн» лучшие результаты показали обучающиеся 9 класса (90%) и 5а класса (67%). Ниже др. результаты в 5б классе - (22%).
По метапредметному результату 3. «Оценка информации» (Свое отношение к прочитанному) лучшие результаты показали обучающиеся 9 (70%) и 5а (75%) классов. Ниже др. результаты в 5а классе - (22%).
В ходе анализа диагностических работ были выделены обучающиеся, получившие минимальный и максимальный баллы.
В марте текущего учебного года при анализе состояния смыслового чтения в мониторинге принимали участие 62 обучающихся.
Было выявлено, что сформированность метапредметных результатов в 5-9 классах повысилась по всем критериям.
Так, например, результат по критерию «Тема, основная мысль» изменился с 65% до 68%. Прирост по критерию «Синквейн» составил 24% и т.д.
Также работ были выделены обучающиеся, получившие минимальный и максимальный баллы. Не все обучающиеся удержали свои позиции, были выявлены иные обучающиеся, получившие максимальный балл. Некоторые обучающиеся, имеющие минимальный балл на предыдущем тестировании, значительно улучшили свои результаты, что говорит о качественной работе учителей – предметников и учителей – логопедов по формированию смыслового чтения.
Опираясь на максимальное количество баллов за каждый текст (тестовый бал), определены уровни овладения навыками смыслового чтения (УУД).
класс | высокий | высокий |
средний | средний | низкий | низкий |
начало года | окончание года |
начало года | окончание года |
начало года | окончание года |
|
5а | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 2 |
5б | 3 | 3 | 6 | 4 | 1 | 2 |
6а | 5 | 3 | 7 | 3 | 1 | 1 |
7а | 5 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 |
7б | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 0 |
8а | 6 | 8 | 5 | 2 | 2 | 1 |
9а | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 2 |
Сформированность метапредметных результатов в 5-9 классах повысилась с сентября по март по всем критериям благодаря использованию современных приемов и технологий на всех предметах учебного плана всеми учителями – предметниками.
Отвечая на вопрос, «какие технологии всецело и эффективно сработают в процессе формирования метапредметных результатов», необходимо отметить, что современная система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди множества инновационных технологий «свою», отвечающую опыту и мастерству, харизме самого преподавателя.
Избранная технология будет эффективна только в том случае, если у нее есть определенный набор инструментов для решения конкретных профессиональных задач.
Технологии формирования смыслового чтения обеспечивают овладение обучающимися двух основных групп читательских умений: 1) извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; 2) интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.
К таким технологиям можно отнести:
- Технология продуктивного чтения
1 этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание того, что мы узнаем из текста
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей чтению текста иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Постановка целей урока.
II. этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
На данном этапе необходима словарная работа: обучающиеся объясняют новые (непонятные)для них слова: Для этого можно использовать следующие приёмы: приём словесного объяснения, толкования; обращение к этимологии слова; замена незнакомого слова другим, близким по смыслу; сравнение, сопоставление; введение слов в понятную фразу.
Для выявления первичного восприятия обучающиеся перечитывают текст или отдельный его фрагмент. Можно организовать беседу по содержанию с помощью приема «Тонкие и толстые вопросы» и др.
III этап. Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и
Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с
материалами учебника, дополнительными источниками. (Этот пункт может. быть и на этапе «Работа с текстом до чтения»).
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения извлекать, интерпретировать, использовать на практике текстовую информацию.
- Технология диалогового взаимодействия
- Актуализация знаний
2.Фиксирование затруднения.
Одно из заданий они выполнить не могут. Фиксируется обучающимися затруднение. Выясняется место и причины затруднения.
1) Сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
2) выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
3) на этой основе обучающиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
3.Разрешение ситуации
Обучающиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
2) используют предметные действия с моделями, схемами и пр.;
3) новый способ действия фиксируется – вербально и знаково;
4) учащиеся преодолевают возникшее затруднение с помощью нового способа действий.
На данном этапе урока обучающиеся разбиваются по парам постоянного состава. Каждая пара работает с карточками, изучает, предложенное правило, представляют полученный результат работы на доске. Оценивают работу в паре.
Обучающиеся учатся ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию. Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. Обучающиеся учатся анализировать информацию, представленную в объёмном тексте. Происходит развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл прочитанного текста.
4.Рефлексия.
1) Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке.
2) Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
3) Планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Учебный процесс при технологии Диалогового взаимодействия организуется с учетом следующих условий:
- каждый учащийся систематически излагает собеседнику тему;
-каждому учащемуся предоставлена возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
-каждый учащийся подключен к организации и управлению работой учебной группы;
- учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.
Технология диалогового взаимодействия способствует умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Обучающиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями.
- Проблемно – диалогическая технология
Проблемно-диалогическая технология (направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения, позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.
1Постановка проблемы самими учениками - это первый и важнейший этап урока.
После формулирования учебной проблемы обучающиеся высказывают свои версии, составляют план решения и, вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу – это 2. этап актуализации знаний. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако в отличие от него актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь необходимо для решения новой проблемы.
На этапе создания проблемной ситуации учителем и формулировании проблемы ученикам может быть дано задание по восстановлению текста:
- осмысленно читать текст задания;
- уметь анализировать информацию, полученную из текста.
На этапе актуализации знаний могут отрабатываться:
- умение преобразовывать текст;
- умение находить в тексте требуемую информацию;
- умение читать и заполнять таблицы, кластеры и т.д.
3.На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, свои оценки событий и т.п. в зависимости от постановки проблемы.
Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Каждое задание при этом должно завершаться вопросом учителя: как новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока?
На этапе поиска решения проблемы можно организовать работу с текстом учебника. Это может быть комбинированный - сплошной и несплошной текст. При этом можно отрабатывать:
- умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- умение выделять главное в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- умение преобразовать текст, используя новые формы предоставления информации.
- Выражение решения Выражение нового знания, решения нового знания в доступной форме.
На этапе продолжается послетекстовая деятельность обучающихся. При этом отрабатываются:
- умение запоминания определений;
- умение воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение грамотно пересказать прочитанный текст.
5.Реализация продукта. Представление продукта учителю и классу.
На этапе применения полученных знаний также продолжалась послетекстовая деятельность обучающихся.
Уроки с применением проблемно-диалогической технологией завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.
В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Таким образом, работу по формированию навыка смыслового чтения у обучающихся с ТНР необходимо проводить в системе с применением технологий, усложняя приемы, способы чтения и обработки информации. Технологии, формирующие навык смыслового чтения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются инструментом достижения метапредметных результатов.