Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технологии, формирующие навык смыслового чтения у
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
как инструмент достижения метапредметных результатов

(из опыта работы)
Кузнецова Ларса Васильевна
 
Читать – это ещё ничего не значит:
что   и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Под термином «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.
«Читатель получает лишь тот капитал, который вложен в труд автором. Если во время работы не было затрачено ни настоящих мыслей, ни подлинных чувств, ни запаса живых и точных наблюдений, – не будет работать и воображение читателя. Он останется равнодушен, а если и расшевелится на один день, то завтра же забудет своё кратковременное увлечение». С.Я. Маршак.
Смысловое чтение – это диалог между читателем и автором. Он может состояться. А может быть, и нет…
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
У всех обучающихся с ТНР отмечаются проблемы речевого характера: остаются трудности при оформлении самостоятельных развернутых высказываний, как устных, так и письменных, возникают проблемы с пониманием текстов больших объемов, не привыкли перечитывать текст с целью поиска необходимой информации, часто при ответе на вопрос выбирают информацию «случайно»;
 Возникают трудности с преобразованием текста используя новые формы представления информации: представлять его в виде таблицы или схемы.
Поэтому каждому учителю очень важно работать над развитием смыслового чтения.
В образовательной организации для обучающихся с ТНР были разработаны критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения, с опорой на задачи ФГОС.
В Группах метапредметных результатов выделены критерии, например, в «Поиске информации и понимании прочитанного» выделено 4 критерия:
  • умение определять тему и главную мысль текста
  • умение составлять план текста
  • умение восстанавливать последовательность событий
  • умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
В «Преобразовании и интерпретации информации» выделено 2 критерия:
  • объяснение новых слов
  • составление «Синквейна»
В «Оценке информации» выделен 1 критерий
  • выразить свое отношение к прочитанному.
Также составлены и проведены диагностические работы (сентябрь и март).
В сентябре текущего учебного года в диагностике участвовали 74 обучающихся.
При анализе состояния смыслового чтения было выявлено, что по метапредметному результату 1. «Поиск информации и понимание прочитанного»:
- по первому критерию «Тема, основная мысль» лучшие результаты показали обучающиеся 8а класса (73%) и 9 класса (80%). Ниже др. результаты в 5а классе - (50%).
- по второму критерию «План» лучшие результаты показали обучающиеся 9 класса (70%) и 7а класса (69%) Ниже др. результаты в 5б классе - (33%).
- по третьему критерию «Последовательность событий» лучшие результаты показали обучающиеся 9 класса (80%) и 5а (75%). Ниже др. результаты в 7а классе - (44%).
- по четвертому критерию «Ответы на вопросы» лучшие результаты показали обучающиеся 6а класса (72%.) и 5а (67%). Ниже др. результаты в 8а классе – (38%).
 
 
2.По второму метапредметному результату «Преобразование и интерпретация информации»:
- по первому критерию «Объяснение новых слов» лучшие результаты показали обучающиеся 5а класса (100%) и 8а (84%). Ниже др. результаты в 7а и 7б классах - (0%).
- по второму критерию «Синквейн» лучшие результаты показали обучающиеся 9 класса (90%) и 5а класса (67%). Ниже др. результаты в 5б классе - (22%).
По метапредметному результату 3. «Оценка информации» (Свое отношение к прочитанному) лучшие результаты показали обучающиеся 9 (70%) и 5а (75%) классов. Ниже др. результаты в 5а классе - (22%).
В ходе анализа   диагностических работ были выделены обучающиеся, получившие   минимальный и максимальный баллы.
В марте текущего учебного года при анализе состояния смыслового чтения в мониторинге принимали участие 62 обучающихся.
Было выявлено, что сформированность метапредметных результатов в 5-9 классах повысилась по всем критериям.
Так, например, результат по критерию «Тема, основная мысль» изменился с 65% до 68%. Прирост по критерию «Синквейн» составил 24% и т.д.
Также работ были выделены обучающиеся, получившие   минимальный и максимальный баллы. Не все обучающиеся удержали свои позиции, были выявлены иные обучающиеся, получившие максимальный балл. Некоторые обучающиеся, имеющие минимальный балл на предыдущем тестировании, значительно улучшили свои результаты, что говорит о качественной работе учителей – предметников и учителей – логопедов по формированию смыслового чтения.
Опираясь на максимальное количество баллов за каждый текст (тестовый бал), определены уровни овладения навыками смыслового чтения (УУД).

 
класс высокий высокий
 
средний средний низкий низкий
  начало года окончание
года
начало года окончание
года
начало года окончание
года
3 3 3 3 0 2
3 3 6 4 1 2
5 3 7 3 1 1
5 4 3 3 1 1
3 4 2 3 3 0
6 8 5 2 2 1
3 3 3 3 0 2
 
Сформированность метапредметных результатов в 5-9 классах повысилась с сентября по март по всем критериям благодаря использованию современных приемов и технологий на всех предметах учебного плана всеми учителями – предметниками.
Отвечая на вопрос, «какие технологии всецело и эффективно сработают в процессе формирования метапредметных результатов», необходимо отметить, что современная система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди множества инновационных технологий «свою», отвечающую опыту и мастерству, харизме самого преподавателя.
Избранная технология будет эффективна только в том случае, если у нее есть определенный набор инструментов для решения конкретных профессиональных задач.
Технологии формирования смыслового чтения обеспечивают овладение обучающимися двух основных групп читательских умений: 1) извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; 2) интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.
К таким технологиям можно отнести:
  • Технология продуктивного чтения
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом
 
1 этап. Работа с текстом до чтения
  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание того, что мы узнаем из текста
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей чтению текста иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока.
На данном этапе технологии продуктивного чтения хорошо использовать приём «Дерево предсказаний». Данный вид работы развивает умение предполагать, прогнозировать содержание текста, мотивирует обучающихся на чтение.
 
II. этап.  Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста
          Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных                        фрагментов).                                    
          Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
На данном этапе необходима словарная работа: обучающиеся объясняют новые (непонятные)для них слова: Для этого можно использовать следующие приёмы: приём словесного объяснения, толкования; обращение к этимологии слова; замена незнакомого слова другим, близким по смыслу; сравнение, сопоставление; введение слов в понятную фразу.
Для выявления первичного восприятия обучающиеся перечитывают текст или отдельный его фрагмент. Можно организовать беседу по содержанию с помощью приема «Тонкие и толстые вопросы» и др.
 
III этап. Работа с текстом после чтения
  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
       Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских                            
      Интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и
      Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
      2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с                          
      материалами учебника, дополнительными источниками. (Этот пункт может. быть и на этапе «Работа с текстом до чтения»).
    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
    4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
    Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения извлекать, интерпретировать, использовать на практике текстовую информацию.

 
  • Технология диалогового взаимодействия
Структура урока в этой технологии: имеет следующий вид:
  1. Актуализация знаний
  2.  
 
2.Фиксирование затруднения.
Одно из заданий они выполнить не могут. Фиксируется обучающимися затруднение. Выясняется место и причины затруднения.
1) Сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
2) выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
3) на этой основе обучающиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
 
3.Разрешение ситуации
 Обучающиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
2) используют предметные действия с моделями, схемами и пр.;
3) новый способ действия фиксируется – вербально и знаково;
4) учащиеся преодолевают возникшее затруднение с помощью нового способа действий.
На данном этапе урока обучающиеся разбиваются по парам постоянного состава. Каждая пара работает с карточками, изучает, предложенное правило, представляют полученный результат работы на доске. Оценивают работу в паре.
Обучающиеся учатся ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию. Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. Обучающиеся учатся анализировать информацию, представленную в объёмном тексте. Происходит развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл прочитанного текста.
 
4.Рефлексия.
1) Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке.
2) Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
3) Планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
 
Учебный процесс при технологии Диалогового взаимодействия организуется с учетом следующих условий:
- каждый учащийся систематически излагает собеседнику тему;
-каждому учащемуся предоставлена возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
-каждый учащийся подключен к организации и управлению работой учебной группы;
- учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.
Технология диалогового взаимодействия способствует умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Обучающиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями.

 
  • Проблемно – диалогическая технология
  Базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа.
Проблемно-диалогическая технология (направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения,  позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.
1Постановка проблемы самими учениками - это первый и важнейший этап урока.
После формулирования учебной проблемы обучающиеся высказывают свои версии, составляют план решения и, вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу – это 2. этап актуализации знаний. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако в отличие от него актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь необходимо для решения новой проблемы.
На этапе создания проблемной ситуации учителем и формулировании проблемы ученикам может быть дано задание по восстановлению текста:
- осмысленно читать текст задания;
- уметь анализировать информацию, полученную из текста.
На этапе актуализации знаний могут отрабатываться:
- умение преобразовывать текст;
- умение находить в тексте требуемую информацию;
- умение читать и заполнять таблицы, кластеры и т.д.
 
3.На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, свои оценки событий и т.п. в зависимости от постановки проблемы.
Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Каждое задание при этом должно завершаться вопросом учителя: как новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока?
На этапе поиска решения проблемы можно организовать работу с текстом учебника. Это может быть комбинированный - сплошной и несплошной текст. При этом можно отрабатывать:
- умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- умение выделять главное в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- умение преобразовать текст, используя новые формы предоставления информации.

 
  1. Выражение решения Выражение нового знания, решения нового знания в доступной форме.
На этом этапе обучающиеся должны озвучить вывод, к которому они пришли.
На этапе продолжается послетекстовая деятельность обучающихся. При этом отрабатываются:
- умение запоминания определений;
- умение воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение грамотно пересказать прочитанный текст.
 
5.Реализация продукта. Представление продукта учителю и классу.
На этапе применения полученных знаний также продолжалась послетекстовая деятельность обучающихся.
Уроки с применением проблемно-диалогической технологией завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.
В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Таким образом, работу по формированию навыка смыслового чтения у обучающихся с ТНР необходимо проводить в системе с применением технологий, усложняя приемы, способы чтения и обработки информации. Технологии, формирующие навык смыслового чтения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются  инструментом достижения метапредметных результатов.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»