Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технологии работы педагогов ДОУ с семьей,
воспитывающей ребенка с ОВЗ (ТМНР)

Жолобова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Кулинич Ольга Анатольевна, учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Права и обязанности родителей регламентированы государственными документами: Конституцией Российской Федерации (ст. 38, 43), Семейным кодексом Российской Федерации (гл. 12), Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 17,18,19,52).
Закон Российской Федерации «Об образовании» провозгласил, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии действует сеть дошкольных учреждений.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Педагоги К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Л.Н.Толстой говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта.
Обучение ребенка без участия семьи не может дать определенного коррекционного результата. Большинство специалистов (Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, С. Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова и др.), которые работают в области коррекционной педагогики, солидарны во мнении, что квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии значительно дополняет комплекс коррекционно-развивающих мероприятий. По этой причине, работа с семьей является важной составной частью любой педагогической программы.
Педагоги ДОУ (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели), работающие с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ (тяжелыми множественными нарушениями) ставят перед собой ряд целей:
  • создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного образовательного процесса;
  • обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
В соответствии с Законом об образовании одна из основных задач, стоящих перед учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Для успешной реализации целей, педагогам ДОУ необходимо решить несколько задач:
  • формирование доверительных отношений, с целью дальнейшего продуктивного общения;
  • психолого - педагогическое просвещение родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • помощь родителям в выборе правильной тактики при взаимодействии с детьми;
  • формирование адекватной оценки своего ребенка.
Рождение ребенка с проблемами в развитии и необходимость его воспитания не всегда адекватно воспринимается родителями. Это часто приводит к настороженному или агрессивному поведению, стремлению завышать возможности ребенка. Следствием подобного поведения родителей является предъявление ребенку неадекватных его психофизическим возможностям требований.
 Можно выделить следующие недостатки в воспитании ребенка с интеллектуальными нарушениями:
- неадекватность позиции по отношению к своему ребенку;
- неадекватность стиля воспитания;
- неэмоциональный характер сотрудничества;
- неумение создавать ситуацию совместной деятельности;
- недостаточная потребность в общении с ребенком;
- низкая социальная активность.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.
В процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, для достижения наилучших результатов, следует использовать разнообразные формы и методы работы: индивидуальные (консультации, беседы, анкетирование), коллективные (родительские собрания, групповые консультации, мастер-классы, совместные развлечения, семинары), наглядно-информационные (родительские уголки, информационные стенды, выставки, папки-передвижки).
1. Родительские собрания (2-3 раза в год).Примерные темы: «Особенности адаптационного периода в детском саду детей с ОВЗ»; «Режим дня в ДОУ и дома»; «Результаты мониторинга детского развития»; «Знакомство с специалистами ДОУ и особенностями их работы с детьми с ОВЗ»; и др. Родительские собрания проводятся при участии всех педагогов, работающих на группе детей с ОВЗ.
2. Индивидуальные и подгрупповые консультации с целью повышенияобразовательного уровня родителей.Примерные темы:
  • «Особенности сенсорного восприятия у детей с ОВЗ. Игры и упражнения, направленные на формирование сенсорного (зрительного, слухового) восприятия у детей».  Данная консультация проводится учителем-дефектологом индивидуально или с подгруппой, исходя из возможностей и способностей детей;
  • «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей в домашних условиях». Подгрупповая консультация воспитателей группы;
  • «Как и чем заниматься с ребенком дома». Данная консультация проводится индивидуально или в малых подгруппах всеми педагогами, работающими в группе;
  • «Нужен ли ребенку логопед?» Индивидуальная консультация учителя-логопеда;
  • «Упражнения для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук» Индивидуальная или подгрупповая консультация проводится учителем-дефектологом и учителем-логопедом;
  • «Формирование коммуникативных навыков у неговорящих детей с помощью АДК».  Консультацию ведут специалисты ДОУ;
  • «Агрессия и аутоагрессия у детей с интеллектуальными нарушениями и способы ее преодоления». Ответственный - педагог- психолог;
  • «Как воспитать самостоятельность у ребенка». За проведение отвечают воспитатель и педагог психолог;
  • «Использование визуального расписания в режиме дня ребенка с ОВЗ (интеллектуальные нарушения, РАС)». Подгрупповая консультация специалистов группы;
  • «Особенности речевого развития детей с ОВЗ». Индивидуальная консультация учителя- логопеда.
3. Анкетирование семей при участии всех педагогов, работающих в группе для детей с ОВЗ (для выявления отношения родителей к своему ребенку, сбора социальных и анамнестических данных, готовности родителей и детей к участию во взаимодействии с детьми логопедических групп). Примеры анкет:
  • Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе
  • Игра и игрушка в жизни ребёнка
  • Что должен знать педагог о ребенке
  • Портрет моего ребенка
  • Игра и игровая деятельность моего ребенка
  • Изучение удовлетворенности родителей коррекционно-образовательным процессом; И т.п.
4. Совместные конкурсы и праздники («День Здоровья – физкультурный праздник», «Всемирный день матери», «День отца») - участвуют все педагоги группы, дети и родители воспитанников.
5. Музыкальные интегрированные праздники («Новый год», «8 марта – праздник женщин», «До свидания детский сад»). Участвуют все педагоги группы, дети и родители воспитанников.
6. Информационные стенды и папки, листовки, папки-передвижки (Развиваем мелкую моторику; Как научить ребенка одеваться; Организация игрового уголка дома; Адаптация в детском саду; и пр.) для повышения образовательного уровня и компетентности родителей – В оформлении стендов и папок принимают участие все педагоги группы.
7. Мастер-классы, семинары-практикумы с целью обучения родителей взаимодействию с детьми в процессе игровой и учебной деятельности. Примерные темы: «Изготовление пособий для развития моторики»; «Развиваем речевое дыхание детей (пособия для дыхательной гимнастики)»; «Домашнее задание с ребенком – весело и легко»; «Особенности познавательного и речевого развития у детей с ОВЗ». В организации участвуют все педагоги группы.
8. Стенды специалистов для повышения образовательного уровня родителей.
9. Группы в социальных сетях («VK») для повышения образовательного уровня родителей с помощью картотеки специально подобранных игр, упражнений и презентаций для занятий с детьми дома.
Оценка результативности взаимодействия педагогов ДОУ с семьей проводилась в начале и конце учебного года с помощью индивидуального анкетирования, где родителям предлагалось ответить на ряд вопросов. Исходя из ответов родителей осуществлялась количественная обработка данных.
Высокий уровень мотивации к сотрудничеству при повторном анкетировании показали 60% семей, тогда как в начале учебного года таких семей было всего 10%. Средний уровень мотивации к сотрудничеству выявлен у 30% семей. И только 10% семей показали низкий уровень мотивации к сотрудничеству, что было связано с тем, что дети в течение учебного года мало посещали дошкольное учреждение из-за болезни или регулярных реабилитаций в медицинских учреждениях.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Работа специалистов ДОУ с семьями, имеющими детей с ОВЗ (тяжелыми множественными нарушениями), является эффективной, если педагогами реализуются различные формы организации работы с родителями. После проведения целенаправленной и постоянной работы по взаимодействию ДОУ с семьей, в большинстве семей сформировались адекватные представления о ребенке, дети и взрослые стали проводить вместе больше свободного времени. Требования, предъявляемые к членам семьи, в том числе к ребенку с ОВЗ, стали более конкретными и последовательными. Беседы, мастер-классы, индивидуальные и подгрупповые консультации, совместные праздники и другие формы работы. способствовали уменьшению тревоги и напряжения, как у родителей, так и детей. Родители почувствовали эмоциональную поддержку окружающих. Это позволило им стать более внимательными к ребенку, к его мыслям, чувствам, поступкам. Нам удалось объединить усилия, создать атмосферу взаимопонимания, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей. Большинство родителей с удовольствием включились в такие формы взаимодействия с ДОУ.
Постоянно проводимая работа по данной теме подтверждает необходимость и важность педагогического сопровождения семьи, воспитывающей обучающихся с ОВЗ, и показывает непосредственную возможность включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс обучающихся с психофизическими нарушениями в развитии.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержанию их познавательной активности, способствует их адаптации и интеграции в условиях ДОУ, а затем и в обществе.
 
Литература
  1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Пвзнер. - М.: Просвещение, 1973.
  2. Выготский Л.С. Основы Дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 17,18,19,52).
  4. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Конституция Российской Федерации (ст. 38, 43).
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 1985.
  7. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста- дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Г.А. Мишина // Дефектология. - 2001. -№1.
  9. Семейный кодекс Российской Федерации (гл. 12).
  10. Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагогов-дефектологов и родителей / А.Е. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: ПАРАДИГМА, 2010.
  11. Стребелева Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №1.
  12. Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ В.В. Ткачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»