Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение Элементов Арт-терапии
в обучении детей с ОВЗ и ДЦП

Шестопалова Ольга Евгеньевна
Определение: Арт-педагогика  (художественная педагогика) синтез искусства и педагогики, обеспечивает педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития, а также вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
Методологическую основу артпедагогики составили работы учёных-исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии: Е.Ю. Рay, Ю.Б. Некрасовой – с нарушениями речи и заикающимися; О.С. Никольской – с РАС (расстройство аутистического спектра); Т.А. Добровольской, О.А. Карабановой – с проблемами в эмоционально-личностном развитии; Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой – с задержкой психического развития; Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина – психосоматические расстройства; А.И. Захарова, О.А. Карабановой – личностных нарушений и др.
Арттерапия включает в себя: 
1. Изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, художественным трудом и т.д.). 
2. Библиотерапию (лечебное воздействие чтением). 
3. Имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию). 
4. Музыкотерапию (через восприятие музыки). 
5. Вокалотерапию (лечение пением). 
6. Кинезитерапию (танец, хореографию, ритмику, т.е. лечение через движения).
Ребёнок с нарушениями в развитии испытывает трудности не только в интеллектуальной сфере, но и в восприятии чувственного мира. У данных детей осложнено понимание и взаимодействие. С помощью искусства происходит формирование отношения человека к окружающей среде, к самому себе. Оно помогает человеку развивать в себе творческое начало и вхождение в сферу культурных ценностей и человеческих взаимоотношений.
Искусство является преобразующей силой, способствующей личностному росту (расширяет кругозор и способствует развитию познавательных интересов), раскрытию внутренних ресурсов человека и положительно влияет на психику, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребёнка с ОВЗ.  Арт-терапия является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает новые потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Дети с ОВЗ – это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Для наших детей характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему. Большинство умственно отсталых детей имеют недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации. Память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Дети запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется постепенно. У наших детей отмечается слабость развития волевых процессов. Самооценка и уровень притязаний умственно отсталых детей чаще всего не адекватны. Для решения этих задач с успехом могут использоваться методы воздействия средствами искусства. 
Художественно-ручной труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы, развивает мелкую моторику, координацию движений рук, зрительный контроль; умение планировать свою деятельность; устанавливать связь между действием и результатом; развивает внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы). Наиболее эффективными средствами артпедагогики являются: изодеятельность; музыкальная деятельность; художественно-речевая и театрализованная деятельность; игровая деятельность. Интересными для детей являются интегрированные занятия, которые сочетают в себе различные техники и методы артпедагогики. Достигается цель самовыражения и самопознания ребёнка; в приобретении коммуникативных навыков и опыта творческой работы в коллективе, в развитии воображения и творческого мышления.
Я работаю с детьми ОВЗ и ДЦП.  Я использую в своей работе 1 Изотерапия( рисование карандашами,  красками, мелками, пластилином, соком, песком и тд  Наблюдается раскрепощение, желание говорить, поднимается настроение.. 2 Библиотерапия ( можно использовать сказкотерапию) как коррекцию страхов, поведения, эмоциональных зажимов.  Практически на любом уроке или перемене можно познакомить детей с сказками народов мира, очень поучительные короткие восточные сказки. Учащиеся с удовольствием перевоплощаются и читают по ролям. Через чтение корректируется поведение. 3 Имаготерапию ( использую театральные постановки, теневой театр, пальчиковый театр, кукольный театр) Учащиеся не только любят смотреть, но и сами активно принимают участие. Развивается коммуникация, память, речь, внимание..Коррекция поведения и восприятия.. 4 Музыкотерапию( прослушивание музыки народов мира на уроках географии или пение птиц или звуков природы на биологии…На любых уроках имеет место медитация и релаксация под соответствующую музыку) Развитие слуха, внимания, памяти, снятие эмоционального напряжения. 5 Вокалотерапию ( На уроках Разговоры о важном исполняется гимн России, пение сопровождает детей не только на уроках музыки, но и в повседневной жизни. Непременно не будет лишней и дыхательная гимнастика, которая не только необходима  для пения, но и является средством снятия напряжения. Развитие внимания, памяти, музыкальных и вокальных способностей. 6 Кинезитерапию( учитывая особенности наших детей и ограничение в движении, остановимся на пальчиковой гимнастике, ритмических движений на физ.минутке) некоторые учащиеся занимаются Бальными танцами на колясках. Снятие зажимов, развитие моторики, чувства ритма.
Исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики подтверждают положительное влияние искусства на детей с ОВЗ. Все виды искусства, с которыми соприкасается ребёнок с проблемами, влияют на адекватность его поведения; помогают устанавливать доброжелательные отношения в коллективе, семье; способствуют социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»