Формирование физиологического дыхания
у дошкольников с нарушениями речи
Развитие дыхания – очень важный этап коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями.
У большинства детей с речевой патологией наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения многих звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи. Поэтому необходимо формировать у детей сначала физиологическое, а затем на его основе речевое дыхания.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют профилактике болезней дыхательных путей, тренировке дыхательной мускулатуры, улучшению местного и мозгового кровообращения.
Физиологическое дыхание способствует осуществлению газового обмена, происходит непроизвольно, рефлекторно. Вдох и выдох осуществляется через нос. При этом время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое.
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов и т. п.
Физиологическое дыхание таких детей имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания.
Работа по формированию правильного дыхания проводиться в определённой последовательности. Сначала необходимо развивать грудобрюшной тип дыхания. Затем обучать длительному целенаправленному ротовому выдоху. И наконец, формировать такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.
Для того чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.
С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос, не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Также важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Некоторые упражнения можно проводить в двух темпах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.
В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха через рот необходимо опираться на кинестетические ощущения, следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.
После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях — лежа, сидя, стоя.
Ребенок одну руку кладет на свою диафрагму, другую — на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.
После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот (упражнения «Ветерок», «Вертушка», «Пёрышко», «Мыльные пузыри» и другие).
Примером статических дыхательно-гимнастических упражнений для развития физиологического дыхания могут служить такие игры, как «Животик», «Солдатик», «Надуй шарик», «Часики», «Щука», «Наклоны».
Примером динамических дыхательно-гимнастических упражнений для развития физиологического дыхания могут служить такие игры, как «Ныряльщики», «Насос», «Электричка», «Пилка дров», «Рубка дров».
Таким образом, физиологическое дыхание детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями формируется в процессе специально организованной деятельности.
При систематических занятиях у детей формируется кинестетическое представление о правильном направлении дыхательной струи. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что в дальнейшем положительным образом сказывается и на речевом дыхании.