Социализация обучающихся с ТМНР
посредством культурно-массовых мероприятий
Андреева Наталья Викторовна
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они представляют собой очень разнородную группу. Как правило, это обучающиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в сопровождении взрослого. Они лишены широких взаимных контактов, возможности делиться опытом и получать его от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, робость, боязливость и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую духовную жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, со взрослыми, тем успешнее будет его социализация.
Социализация (от лат. socialis - общественный), - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
В процессе социализации человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, и навыки, способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В отличие от нормально развивающихся сверстников обучающийся с ТМНР, не способен в полном объеме взаимодействовать с окружающим его миром. Зачастую проблемы таких детей состоят в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования.
Культура, является основным средством социализации личности, процессом усвоения норм поведения, ценностных ориентиров, поведения человека в социуме и способствует становлению личности.
Обучающимся, которые и так имеют психофизические и социальные ограничения, культурно-массовые мероприятия жизненно необходимы.
Культурно-массовые мероприятия помогают преодолеть: скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг обучающихся творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению и творчеству.
Для обучающихся с ТМНР, необходимо развиваться в творческом направлении. Участвовать в мероприятиях различного уровня, как в школьных, так и городских, а может и во Всероссийских культурно-массовых мероприятиях.
Включение детей в творческую деятельность благотворно влияет на детей с ТМНР.
В своей педагогической практики, я систематически реализую взаимодействие с Центральной районнной библиотекой, в рамках "Социокультурного проекта Витамин", что включает в себя различные мероприятия: концерты, представления, мастер-классы, и т.д. Также, в течении года, каждую четверть, проходят концерты с участием обучающихся с ТМНР.
Представленный опыт является примером успешной социализации детей с ТМНР посредством культурно-массовых мероприятий.
Сниженная способность к обучению, отклонение от нормального психического развития не является фактором, который бы обрекал ребёнка на отсталость (с)
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в сопровождении взрослого. Они лишены широких взаимных контактов, возможности делиться опытом и получать его от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, робость, боязливость и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую духовную жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, со взрослыми, тем успешнее будет его социализация.
Социализация (от лат. socialis - общественный), - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
В процессе социализации человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, и навыки, способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В отличие от нормально развивающихся сверстников обучающийся с ТМНР, не способен в полном объеме взаимодействовать с окружающим его миром. Зачастую проблемы таких детей состоят в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования.
Культура, является основным средством социализации личности, процессом усвоения норм поведения, ценностных ориентиров, поведения человека в социуме и способствует становлению личности.
Обучающимся, которые и так имеют психофизические и социальные ограничения, культурно-массовые мероприятия жизненно необходимы.
Культурно-массовые мероприятия помогают преодолеть: скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг обучающихся творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению и творчеству.
Для обучающихся с ТМНР, необходимо развиваться в творческом направлении. Участвовать в мероприятиях различного уровня, как в школьных, так и городских, а может и во Всероссийских культурно-массовых мероприятиях.
Включение детей в творческую деятельность благотворно влияет на детей с ТМНР.
В своей педагогической практики, я систематически реализую взаимодействие с Центральной районнной библиотекой, в рамках "Социокультурного проекта Витамин", что включает в себя различные мероприятия: концерты, представления, мастер-классы, и т.д. Также, в течении года, каждую четверть, проходят концерты с участием обучающихся с ТМНР.
Представленный опыт является примером успешной социализации детей с ТМНР посредством культурно-массовых мероприятий.
Сниженная способность к обучению, отклонение от нормального психического развития не является фактором, который бы обрекал ребёнка на отсталость (с)