Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов

Индюкова Анастасия Михайловна 
          Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
          В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
          За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии.
      Под термином «дисграфия» понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
       Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.д. Причиной этого может быть нарушение или недоразвитие фонематических функции, несформированность лексико-грамматического строя речи и зрительно-пространственных функций.
      Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Однако совмещение такой помощи с процессом школьного обучения сопряжено для ребенка с большой дополнительной нагрузкой.
      Для глобального решения этой очень сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, чем о путях ее преодоления у школьников.                  Перечень заданий по профилактике нарушений письменной речи.
  1. Развитие фонематического восприятия (профилактика артикуляторноакустической и акустической дисграфии, фонетической дислексии).
 • Принципы логопедической работы: опора на все анализаторы(речеслуховой, речедвигательный, зрительный, тактильный), тесная взаимосвязь с развитием фонематического анализа и синтеза.
Этапы работы.
1 этап. Подготовительный (уточнение артикуляции смешиваемых звуков с опорой на все анализаторы; определение наличия и места звука в слове; места звука по отношению к другим звукам – какой по счету, после какого, перед каким; выделение его из предложения) Упражнения: 1. "Назови звуки, которые слышишь" Ребенку предлагается закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в комнате и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)
2. "Слушай и поправляй" Я буду говорить слова, а ты, если я неправильно назову слово - хлопни в ладоши и поправь меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Ребенок: Вагон.
3. «Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.
4. «Узнавание звука на фоне слова». Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.
5. «Определение местоположения звука в слове»: - Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова? - Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?
6. «Определение последовательности и количества звуков, слогов в слове» - сколько звуков в слове? - между какими звуками находится заданный звук? - сколько слогов в слове?
2 этап. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков (в той же последовательности, что и на подготовительном этапе, но на материале слов со смешиваемыми звуками).
  1. Развитие языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, фонематической дислексии).  
Цель логопедической работы: научить определять количество, последовательность и место слов в предложении.
  1. Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении.
  2. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
  5.  Подобрать предложение к схеме.
 Профилактика оптической дисграфии.
  • Цели и задачи:
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
 а) Развитие зрительного гнозиса: восприятие цвета, формы, размера и величины;
 б) Развитие буквенного гнозиса: восприятие цвета букв, формы, размера и величины букв; дифференциация расположения элементов букв.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): формы предметов, цвета, последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
 4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
 б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. 6. Развитие общей и мелкой моторики. 
Упражнения:
  • .Показать правую (левую) руку.
  • Показать правой рукой левый глаз и т.д.
  • Расскажи, что находится слева от тебя (справа).
  • Игры «Найди по схеме», «Маршруты движения для глаз».
  • Оригами.
  • Графические диктанты.
  • Нахождение фигур, предметов заданного цвета и формы, раскрашивание по заданию.
  • Ранжирование предметов по величине, размеру.
  • Зашумленные картинки по лексическим темам.
  • Зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы, спрятанные за предметами. 1 2 3 4 5
  • «Пирамидка»(разложи по величине и прочти слово), «Найди слово»
  • «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течении 3-5 минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Лучше, если текст не будет прочитан, чтобы ребенок сконцентрировался на поиске букв.
  • Нахождение букв в сюжетных изображениях.
  • Обвести контур буквы, заштриховать ее .
  • Конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина.  
  1. Профилактика аграмматической дисграфии.
Цели и задачи:
  1. Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы ( при- - значение приближения, пере- - значение преодоления преграды и т.д.)
  2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические фирмы по заданному образцу, то есть по аналогии.
  3. Дать ребенку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм.  
Упражнения:
Образование множественного числа имен существительных.
  • Игра «Один – много»
1) Слон – слоны; медведь – медведи и т.д.
2) Образование множественного числа имен существительных при помощи менее привычного для них окончания:
дом - дома ;вечер – вечера; поле – поля и т.д.
3) Употребление множественного числа имени существительных
Кол – колья; клок – клочья; стул – стулья; друг – друзья и т.д.
           4) Образование множественного числа имени существительного с выпадением гласной в корне слова.
День – дни;  кусок – куски; пень – пни; сон – сны и т.д.
Согласование прилагательных с существительными.
  • Игра «Магазин»
Дети «покупают» в «магазине» у логопеда «банки с компотом». Ребенок подходит к логопеду и говорит: «Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот», «из яблок, слив, груш».
Согласование существительных с числительными.
  • Игра «Мы считаем»
1. Дети встают в круг и хором декламируют стихи:
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей.
Посчитай-ка их сумей.
2. После окончания чтения стихотворения, логпед дает одному из детей любой овощ. Этот ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: «один огурец». Второй ребенок отдает огурец следующему, произнося: « два огурца». Счет ведется до пяти. Последний участник передает овощ ведущему.
3. Игра повторяется снова, пока в корзине не кончатся все овощи.
  • Игра «Один – два – пять»
Детям предлагается назвать по картине сколько жуков (листьев, цветов, машин, грибов и т. д.)
Например: Один жук, два жука, пять жуков.
Работа над предлогами
  • Игра «Ложки и стаканы»
Каждому ребенку логопед дает пластиковый стакан и ложку.
1. Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их;
- Я положила ложку В стакан.
- Я достала ложку ИЗ стакана.
2. Дети выполняют инструкции логопеда:
- Положи ложку В стакан.
- Достань ложку ИЗ стакана и т. д.
3. Каждый ребенок по очереди выполняют какое-либо действие и комментируют его.
Работа над словообразованием
  • Игра «Большой – маленький»
Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький, используя для этого широко распространенные суффиксы -ик-, -ек-, -ок-, -к-.
1. Дом – домик; песок – песочек; стол – столик и т.д.
Образование приставочных глаголов.
  • Игра «Назови новое слово – действие».
Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением сначала приближения, а затем удаления.
Если человек идет, то он приходит.
Если человек бежит, то он…
Если человек едет, то он… и т. д.
Образование притяжательных прилагательных.
  • Игра «Чей хвост, чья голова»
На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных. Кто-либо из детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.
Например: «Это лисья морда, у лисы лисий хвост».
Образование названий детенышей животных.
  • Игра «Кто у кого»
Дети подбирают парами картинки с изображениями домашнох животных и их детенышей:
Например: - Теленок у коровы
- Поросенок у свиньи. 
Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребенка обучению в школе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»