Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир"
Поздняя осень
Ермощенко Марьяна Евгеньевна
Цель: Создание условия для формирования понятия «поздняя осень»Задачи:
Образовательные:
- Формировать понятие о поздней осени.
- Познакомить с приметами поздней осени.
- Развивать, обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать умение отвечать полным ответом.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать положительное отношение к природе.
Технологии: коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, мультимедийные.
Компьютерные технологии.
Оборудование:
- Магнитофон.
- Компьютер.
- Мультимедийное приложение.
- Одежда на разные сезоны.
- Шаблоны животных на каждого ребенка.
- Картинки осеннего леса на каждого ребенка.
- Корзина с фруктами.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. В классе появился большой экран, который будет помогать нам на уроке.
- Проверьте, готовы ли вы к уроку. Сядьте красиво и начнем.
Звучит музыка.
СЛАЙД 1. Письмо.
2. Повторение.
- К нам пришло письмо. Давайте узнаем, от кого.
Звуковое письмо (запись на магнитофоне)
-Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам ваша хорошая знакомая. Кто я? Угадайте.
Какое время года
За окнами у нас?
Нахмурилась природа,
Льет дождик каждый час.
Деревья в желтых платьях
Задумчиво стоят,
И ветер потрепать их
В наш прилетает сад.
Мы резвый ветер спросим:
«Откуда ты летишь?»
«Пришла царица Осень» -
Ответит ветер лишь.
- Правильно, я – Осень. Сегодня я приглашаю вас в свое царство.
- поведут нас по царству осени ее сыновья – осенние месяцы. Кто их назовет?
- прежде чем отправиться в царство Осени, давайте повторим приметы осени. Как мы узнаем, что наступила осень?
- вот и задание, которое придумал сентябрь.
- нужно показать картинку и сказать, относится она к осени или нет. Если верно, картинка будет вертеться
- молодцы, справилась с заданием.
- А что осенью люди собирают на полях и огородах? - Правильно. Следующее задание придумал октябрь. Вам тоже нужно собрать урожай.
- назовите овощи, контуры которых изображены.
(сильные – называют по контурам, слабые – соотносят с изображением.)
- молодцы, вот какой урожай овощей собрали.
СЛАЙД 2. (заставка «Осень»)
СЛАЙД 3 (названия месяцев)
СЛАЙД 4 (приметы осени)
(ответы детей)
- часто льет дождь.
- птицы улетают в теплые края.
- опадают листья с деревьев.
- теплее одеваемся (плащ, резиновые сапоги)
СЛАЙД 5. (лото «осень»)
(ребенок выходит к экрану, показывает и объясняет)
- урожай)
СЛАЙД 6 «Собери урожай»
СЛАЙД 7. (корзина с овощами)
3. Объявление темы урока.
- В царстве осени три дома:
Начало осени (бабье лето)
Середина осени (золотая осень)
Конец осени (поздняя осень)
-Сейчас мы с вами находимся в самом холодном «доме» - это «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ»
- Здесь живет третий месяц – НОЯБРЬ.
Ноябрь – малышка – чудачок.
Глаза как льдинки, нос – крючок.
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
Златую осень провожает,
А зиму белую встречает.
Меняет он тепло на холод,
Не устает – еще он молод.
Но ветер северный поможет:
Сорвет листву, в ковер уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала.
СЛАЙД 8.
4. Основная часть урока
Ноябрь – ворота зимы.
Наступило время холодных дождей и сильных заморозков. Дожди моросят мелкие, тоскливые. На улицах грязно, пусто. Небо серое, пасмурное, все в тучах. Холодный ветер сорвал все листья с деревьев. Деревья стоят голые, нагие.
Прилетели снегири, синицы. Поздней осенью идет то дождь, то снег.
- Холодные ветра заставляют и нас одеваться теплее.
- назовите одежду, которую мы надеваем поздней осенью (ответы детей)
- а теперь давайте сами оденемся потеплее.
- Олег подойди ко мне. Остальные, каждый берет по одной вещи для поздней осени и помогает Олегу ее надеть,
Ноябрь – смотрины зимы. Приходи, зима, и смотри, как природа подготовилась к встрече с тобой.
СЛАЙД 9. (заставка «небо»)
СЛАЙД 10
(заставка «деревья)
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12 (одежда)
Давайте отправимся в лес поздней осенью и посмотрим, как животные приготовились к зиме.
- пушные звери надели шубки из густого и светлого меха (в мороз тепло и на снегу не видно)
Белка была рыжая, стала – серая, заяц был летом серый, стал – белый.
А медведь, что делает медведь зимой? Спит в берлоге.
Звери также утеплили свои жилища.
Белка – дупло.
Медведь – берлогу.
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
5. Динамическая пауза.
Мы говорили, что деревья сбросили листья, чтобы снег не сломал ветки, а укрыл пушистой снежной шубкой.
Давайте покажем, как это происходило.
Осень наступила, тучки набежали,
Листья на деревьях мелко задрожали.
Дождь стучит по крыше, барабанит в окна.
Кошка на крылечке, бедная, промокла.
Ветер дует в щеки, листики кружатся,
И на землю нашу, как ковер, ложатся.
6. Закрепление.
В ноябре, поздней осенью вся природа готовится к зиме.
Вам раздают шаблоны животных.
Расположите животных в осеннем лесу.
Обведите шаблон и раскрасьте, если нужно.
Давайте посмотрим, у всех получилось так, как на экране
- медведь в берлоге.
- белка около дупла.
- заяц на снегу около дерева.
СЛАЙД 15.
(работа учащихся)
7. Итог урока.
Итог.
- В царстве кого сегодня побывали?
- Как называется самое холодное время осени?
- Как называется самый холодный месяц осени?
8. Домашнее задание.
- раскрасить дома эти картины, на следующем уроке сделаем выставку об осени.
9. Оценка деятельности учащихся.
звуковое письмо
- Молодцы, ребята. Мне очень понравились такие гости, и как гостеприимная хозяйка я приготовила для вас угощение.
(корзина с фруктами)
10. Окончание урока.
- Вам понравилось сегодняшнее путешествие по царству Осени? Урок закончен. Всем спасибо.