Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекция деструктивного поведения у детей с нарушением интеллекта

Щемелева Лариса Анатольевна,
воспитатель ГБОУ школы № 502
Кировского района Санкт-Петербурга 
     В условиях современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число детей, склонных к деструктивному поведению, поэтому проблема профилактики такого поведения детей становится все более значимой. Основные проблемы детей с деструктивным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, наладить контакты с ровесниками, я определила для себя следующие цели и задачи:
Цель - снизить проявления агрессивности и враждебности в поведении детей, научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом доступных их пониманию моральных норм и правил.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;
- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
- формировать интерес ребенка к окружающим людям и желание их понять.
- Закреплять навыки общения, знание элементарных правил поведения.
- Вырабатывать навыки адекватного поведения.
- Обучать детей правильно оценивать себя, регулировать своё эмоциональное состояние.
Для решения этих задач я делаю следующее:
1.Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
Правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
2. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
3. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
      Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?»);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению  
- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
4. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
5. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача воспитателя, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации.
 
6. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
- Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
    Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
- коммуникативные и подвижные игры;
- разыгрывание «трудных ситуаций»;
- ритмические игры со словами;
- музицирование и танцы;
- чтение и обсуждение сказок.
   Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.
Добрые поступки: Сказка Альфреда Кеннера «Три медвежонка».
Доброжелательность: Сказка братьев Гримм «Звездные таллеры».
Обида: Сказка «Как лисичка бычка обидела» Л. Фесюковой.
Ссора: Сказка Л.Киселевой «Как иголка с ниткой поссорилась».
Сопереживание: Немецкая сказка «Кукушка».
Конфликтные отношения со сверстниками
Л.Киселева. «И так бывает»;
Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
Для ребенка сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. В сказке можно постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
   Помимо игр и корректирующих занятий ребенок с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле со стороны взрослых.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»