Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Визуальное расписание в коррекционной
работе с ребенком с РАС

Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель, ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга 

Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к социальной среде в условиях образовательного учреждения — непростая задача, предусматривающая комплексное внедрение специальных методов.
Ребенок с расстройством аутистического спектра постоянно нуждается в подсказках со стороны взрослого. Очень часто можно наблюдать такую картину или слышать жалобы со стороны родителей, что если ребенку не напомнить, что он должен что-то сделать, или не сесть рядом с ним, то он не будет ничего делать или будет заниматься самостимулятивнысм поведением. Для того чтобы ребенок научился самостоятельно и функционально проводить время без подсказок взрослого можно применить очень эффективную поведенческую процедуру для обучения самостоятельно выполнять последовательность определенных действий. Данной процедурой является введение визуального расписания заданий. 
Визуальное расписание заданий - это набор карточек либо написанных слов (подписей), на которые ориентируется ребенок во время самостоятельного выполнения задания. Визуальное расписание может быть различного вида, но на начальном этапе это папка, на каждой странице которой расположена картинка или название той деятельности, которую ребенок должен выполнить. Визуальное расписание может быть очень подробным, в котором будет описано каждое действие, или более общим, включающей последовательность из заданий.
             Одной из важных целей визуального расписания является выполнение ребенком определенной последовательности действий без прямых инструкций о стороны взрослого. Самостоятельно выполнять задания по расписанию может ребёнок любого возраста. Для маленьких детей расписание может включать в себя очень простые задания, такие как собирать пазлы, пирамидку, наклейки, сортеры. Детям более старшего возраста можно включить более сложные задания, включая задания по дому (помыть посуду, полить цветы, подмести пол).
Использование визуального расписания позволит нам:
  1. Научить ребенка с РАС быть более самостоятельным и не зависеть от подсказок педагогов или родителей.
  2. Научить самостоятельно проводить свободное время и организовать досуг ребенка, что позволит более функционально и эффективно проводить свободное время. Визуальное расписание поможет детям, у которых затруднено понимание речи ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.
  3. Уменьшить нежелательное поведение и улучшить сотрудничество со взрослыми, так как визуальное расписание позволит перемежать сложные задания с более легкими и поддерживать ощущение успеха у ребенка.
  4. Улучшить социальное взаимодействие, так как в визуальное расписание можно включить и задания, направленные на взаимодействия со сверстниками.
Как научить ребенка использовать визуальное расписание.
Необходимо определится с теми видами деятельности, которые будут отображены в расписании. В расписании лучше использовать наглядные материалы (фотографии, пенграммы, символы, слова), которые отображают определенный вид деятельности. Расписание может быть портативным в виде тетради или папки, или же оно может быть прикрепленным на определенном постоянном месте. Ваш ребенок должен иметь возможность ознакомиться с расписанием перед началом первого действия по данному расписанию. Оно также должно оставаться в поле зрения у ребенка на протяжении остальной его деятельности. Когда наступает время для новой деятельности, дайте подсказку вашему ребенку (обратите его внимание на расписание), это поможет ему перейти на следующий вид деятельности. Поначалу вам может понадобиться использование физических подсказок для того, чтобы ваш ребенок проверил расписание (например, мягко направлять ребенка к нему, придерживая за плечи, и физически помочь ему указать на следующее мероприятие в расписании). Постепенно нужно будет уменьшить предоставление ребенку физической подсказки, чтобы ребенок начал пользоваться расписанием самостоятельно. Не забывайте хвалить ребенка когда ребенок самостоятельно подошел к расписанию и самостоятельно им воспользовался.
Что делать если ребенок демонстрирует нежелательное поведение?
Если возникло нежелательное поведение, дайте ребенку физическую подсказку к завершению выполнения задания. Не реагируйте и не обращайте внимание на нежелательное поведение, сосредоточьтесь на выполнении задания. После выполнения задания предоставьте доступ к мотивационной деятельности или к поощрению, так как задача данного расписания делается на выполнении заданий, а не на коррекции нежелательного поведения.
Начинайте вводить визуальное расписание с тех видов деятельности, которые ваш ребенок выполняет охотно, постепенно включая более сложные задания.
 
Литература:
1. Горячева Т.Г. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции / Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина. - Москва : Генезис, 2019.
2. Никольская О.С. и др. Дети и подростки с аутизмом.    Психологическое сопровождение / О.С. Никольская. - Москва : Теревинф, 2019. 
3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / Л.Г. Нуриева. - Москва : Теревинф, 2019.
4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. - Москва : Теревинф, 2019.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»