Годовой отчет воспитателя Центра
содействия семейному воспитанию
(за 2021 – 2022 учебный год)
Татти Наталья Михайловна
СПб ГБУ «Центр содействия
семейного воспитания»
Одним из приоритетных направлений моей воспитательной работы является эстетическое воспитание, которое является наиболее актуальным и социально значимым направлением в современной тенденции развития образования. Название моей методической темы: « Развитие эмоциональной культуры и эстетической восприимчивости воспитанников». Воспитание красотой и через красоту формирует не только социально – развитую личность, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении. На своих занятиях и беседах я стараюсь научить детей не только воспринимать уже готовые произведения искусства, но и развивать способности личности, готовить ребёнка к самостоятельной жизни в социуме.СПб ГБУ «Центр содействия
семейного воспитания»
Основные цели и задачи моей воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный год
1.Развитие навыков эмоциональной устойчивости, адекватности восприятия и ориентированного поведения в различных ситуациях.
2.Развитие экономико-бытового аспекта жизни, анализ перспектив.
3.Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем.
4.Развитие навыков и умений рационального отношения к здоровью.
5.Становление навыков совместной деятельности в коллективе.
Методы воспитательной работы в 2021-2022 учебном году
Одной из принципиальных особенностей своей работы хотелось бы выделить постоянное внимание к проблемам воспитанников, их интересов и приоритетов. Воспитание добротой и пониманием, сохраняя при этом дисциплину и взаимоуважение - один из самых щадящих методов воспитания, на мой взгляд. В течение этого учебного года много времени уделялось индивидуальной работе с детьми. Нравственно – доверительные беседы – одна из основных форм моей воспитательной работы. Дети более охотно идут на контакт с воспитателем в индивидуальной беседе, чем на общем занятии.Направления и результаты воспитательной работы
В работе с детьми я стараюсь уделять большое внимание социальной адаптации воспитанников. Формирование навыков самообслуживания - главная задача в социальной адаптации воспитанников детского дома. Я готовлю детей к самостоятельной жизни в социуме, а для этого они не должны бояться бытовых трудностей. В группе организовано дежурство. Ребята самостоятельно могут справиться со стиральной машиной, делать покупки в магазине, пользоваться общественным транспортом. Наряду с этим, согласно плану работы, были разработаны и проведены беседы и занятия направленные на формирование и развитие социально – бытовых навыков: «Взаимоотношение в семье», «Школа лидеров. Что значит быть лидером», «Правила поведения в общественном транспорте» и другие.
Динамика развития социально – бытовых навыков за 2021-2022 учебный год
По результатам данной диаграммы можно сделать вывод о том, что к концу года прослеживается положительная динамика развития навыков самообслуживания моих воспитанников. Как я уже отмечала, одним из приоритетных направлений своей работы хочу выделить эстетическое воспитание. «Развитие эмоциональной культуры и эстетической восприимчивости воспитанников» - моя методическая тема.
Я стараюсь учить детей понимать, чувствовать прекрасное, которое является определенным критерием, показателем уровня развития воспитанника. Способность детей понимать и видеть прекрасное, выступает стимулом для развития собственных творческих, а, следовательно, и умственных способностей. Мною разработаны и проведены беседы: «Шедевры Русского музея», «Цикл бесед. Жизнь замечательных людей», «Формирование образов русской природы по произведениям великих русских художников и поэтов», « Мастера народно – прикладного творчества». Свои занятия и беседы пыталась выстраивать так, чтобы было такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание переходит в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной.
Динамика развития уровня эмоциональной культуры и эстетической восприимчивости воспитанников группы №1 за 2021-2022учебный год
От 0 до 2,5 | Низкий |
От 2,5 до 4 | Средний |
От 4 и выше | Выше среднего |
При выведении результатов использовались показатели по тестам Я.А.Пономарёва, Е.Торренса, а так же по наблюдениям за детьми и результатами успеваемости, развитию кругозора, развитию речи, интеллекта и креативности.
Особое внимание уделялось социально – правовому и патриотическому воспитанию, индивидуальные и коллективные беседы проводились по плану работы.
Работая по правовому воспитанию, я стараюсь, что бы это была целенаправленная деятельность и систематическое воздействие на сознание, и поведение воспитанников в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций. Содержанием правового воспитания является приобщение воспитанников группы №1 к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у детей устойчивой ориентации на законопослушное поведение. В этих целях занятия разрабатывала как для индивидуальных, так и коллективных бесед, учитывая способности детей, адекватность и возраст. Разработаны и проведены беседы: «Общение в жизни человека. Решение конфликтных ситуаций», «Конвенция о правах ребёнка», «Государственная символика России», «Права и обязанности воспитанника детского дома». В условиях роста преступности, снижения социальной защищенности выпускников детских домов как никогда важно разъяснение их прав, возможностей, пользованию гражданскими, политическими, имущественными правами.
В этом учебном году так же одним из приоритетных направлений воспитательной работы в группе №1 было воспитание здорового образа жизни. Актуальность данной проблемы обусловлена направлением государственной политики в области образования, на сохранение здоровья воспитанников. Проблема сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников является для нас одной из важнейших задач воспитательного процесса.
На занятиях я акцентирую внимание детей на воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
При проведении с детьми индивидуальных и коллективных нравственно – доверительных бесед по здоровьезбережению, я старалась донести необходимость наиболее полного и глубокого понимания проблем здоровья, условий его сохранения и развития в условиях детского дома. Проведены занятия: «Вредные привычки. Борьба с курением», « Рациональное питание», « Личная гигиена», «Опасность наркомании» и другие. Ежедневно проводились прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, закаливание. Система оздоровительной работы в моей группе направлена на обеспечение рациональной организации режима дня, нормального физического развития и двигательной активности воспитанников, повышение адаптивных возможностей ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, а так же формирование культуры здоровья.
Участвуя с детьми в спортивно – массовых мероприятиях и получая призовые места, достигается одна из основных целей воспитательного процесса: улучшение физического и эмоционально-психологического состояния моих воспитанников.
Организация досуга
За 2021-2022 учебный год подготовлены и проведены наиболее ярко следующие мероприятия: « Рыцарский турнир», « Шахматно – шашечный турнир», « Экологическая тропа», «Самый умный», « Если рядом друг», « Викторина по ПДД» и другие.
Методические разработки
За этот учебный год мною разработан цикл бесед по формированию навыков здоровьесбережнения , составлена презентация опыта работы Службы здоровья нашего образовательного учреждения, в составе Службы здоровья разработана программа ОУ « Учусь быть здоровым», разработаны конспекты занятий и бесед, проводимых по плану в течение года. В рамках освоения инновационных технологий в области образования и воспитания составлены презентации к занятию «Виртуальное путешествие в Жостово», «Мой Левитан», «Виртуальная экскурсия по Русскому музею. В.Д.Поленов», « Виртуальная экскурсия по музеям Санкт – Петербурга». Еженедельно проводились консультации с завучем детского дома, психологом и другими специалистами по выявлению наиболее оптимальных путей решения поставленных методических задач.
Оценка работы и перспективы на 2021-2022 учебный год
Результаты своей работы за 2021– 2022 учебный год оцениваю на 4 ( по 5-ти бальной системе). В следующем учебном году планирую: продолжить развитие навыков эмоциональной устойчивости, адекватности восприятия и ориентированного поведения в различных ситуациях; развивать социально – бытовые навыки, анализировать результаты воспитания и перспективы развития; продолжить развитие системы трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем; мотивировать успеваемость своих воспитанников путём убеждения и анализа предыдущих неудач в учёбе.