Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Основы системы работы по профилактике отставания
и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

Попова Мария Михайловна
 
Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью
к ребенку и подкрепленные научными знаниями, могут 
способствовать реализации права каждого человеческого
существа на свою долю счастья и благополучия.
Д.В. Колесов
Известно, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на ребенка в раннем возрасте влечет к необратимым последствиям в формировании психической деятельности. Предложенная система работы предназначена для логопедов, воспитателей, психологов, дефектологов детских образовательных учреждений.
Цель данной работы: обеспечить каждому ребенку адекватные для него темп и способы усвоения навыков и знаний.
Задачи коррекционной работы:
  1. Организация полноценного общения;
  2. Осуществление дифференцированного подхода;
  3. Обеспечение условий для накопления речевого опыта;
  4. Создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способности детей;
  5. Формирование осознания каждым ребенком своей индивидуальности.
Занятия данной системы способствуют переводу ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому, созданию возможности индивидуализации коррекционного процесса.
Успех в работе зависит от соблюдения общепедагогических правил:
- во время выполнения поэтапной деятельности побуждать ребенка к посильной самостоятельности, развивать познавательную активность;
- в течение каждого занятия сохранять доброжелательный тон;
- в полной мере использовать режимные моменты для проведения отделльных частей занятия;
- обязательно положительно оценивать успехи ребенка;
- не раздражаться и не торопить ребенка, если он овладевает навыками медленно;
- научиться видеть маленькие успехи, которые делает ребенок.
Работа строится по пяти направлениям.
  1. Развитие слуховых ориентировочных реакций.
Занятия являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи. Посредством этих занятий можно в значительной степени устранить некоторые нарушения слухового восприятия при условии, что дефектолог и воспитатель объединяют свои усилия, опираясь на метод, основанный на активном развитии сохраненных функций и последовательном формировании нарушенных. Только после усвоения данного этапа можно переходить к работе по развитию у ребенка понимания обращенной к нему речи.
  1. Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым, на основе обогащения представлений об окружающем мире.
Занятия начинаются с самого простого: с побуждения ребенка поворачивать голову и отыскивать взглядом названный предмет вначале в определенном месте, затем меняя его местоположение. Это делается для того, чтобы установить связь слова не с местом, где находится предмет, а с сами предметом. На этом этапе разучиваются простые движения в играх. Постепенно детей подводят к умению обобщать и сравнивать. От игрушки – к картинке, от парных картинок – к сюжетным картинкам, а затем к рассказу без показа. На занятиях по ознакомлению детей с различными лексическими темами предусмотрены задания на классификацию предметов каждой меты по существенным признакам.
  1. Формирование предпосылок для развития активной речи, активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи.
Первый шаг в развитии активной речи ребенка – формирование положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям и активизация его голосовой и лепетной активности. На занятиях прослеживается переход от лепета к первым словам, от слов к фразе. После формирования у ребенка двухсловной фразы включаются занятия на улучшение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Дальнейшие занятия направлены на грамматически правильное построение предложений из 3-5 слов, самостоятельное словоизменение некоторых существительных и глаголов, элементарное развитие связной речи. Формирование звукопроизношения осуществляется под руководством логопеда.
  1. Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете.
Занятия направлены на всестороннее зрительное восприятие окружающих предметов, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности. Основное внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз и головы, глаз и руки. На последующих занятиях вырабатываются зрительные дифференцировки, практическое выделение формы, величины, восприятия цвета, различение, соотнесение и запоминание цветов.
  1. Развитие ручной моторики, действий  с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
 Работа начинается с развития хватательной функции рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования ребенка с предметами и развития простых действий. Задания усложняются за счет включения упражнений на развитие соотносящих действий и действий по воспроизведению пространственных отношений между предметами и их частями. Система занятий рассчитана на последовательное использование предложенных задание, творческий подход к каждому занятию, вариативность методов и приемов для достижения поставленной цели.
Большое внимание уделяется развитию обобщенного восприятия, обобщающей функции речи.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»